Решение по делу № 3а-296/2021 от 28.04.2021

Дело № 3а-296/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург                          07 июня 2021 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи          Ночевника С.Г.,

при секретаре                  Кузнецове А.Ю.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матвеева Виктора Николаевича о признании неправомочным состава совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва,

установил:

Матвеев В.Н., проживающий в г.Новая Ладога Волховского муниципального района Ленинградской области, обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва (далее – Совет депутатов) указав, что 08.09.2019 состоялись выборы депутатов Совета депутатов и избрано 10 депутатов. 24.01.2020 прекращены полномочия депутата ФИО12 и назначены дополнительные выборы. 16.09.2020 территориальная избирательная комиссия Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - ТИК) признала недействительными результаты дополнительных выборов. 14, 21 и 23 апреля 2021 г. подали заявление о досрочном сложении полномочий депутаты ФИО6, ФИО7 и ФИО8 В соответствие с п.6 ст.37 Устава депутаты в оставшемся составе не могут принять решение ни по одному из вопросов. Решение о назначении дополнительных выборов также не может быть принято.

В письменных возражениях административного ответчика Совета депутатов указано, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку на дату обращения Матвеева В.Н. в суд совет депутатов состоит из 9 избранных депутатов и является правомочным по всем вопросам при наличии в его составе 6 депутатов. Так как заявления депутатов о досрочном прекращении полномочий поданы между сессиями, то срок для принятия решения составляет не 30 дней, а 3 месяца. Полномочия депутата ФИО7 прекращены 04.05.2021. Депутаты ФИО6 и ФИО8 бездействие, выражающиеся в непринятии Советом депутатов решения о досрочном прекращении их полномочий, не оспаривали, такое бездействие незаконным не признано.

В письменном отзыве заинтересованного лица ТИК указано, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку вакансия депутата в Новоладожском двухмандатном округе № 1 не замещена по итогам прошедших дополнительных выборов, а не в связи с прекращением полномочий депутата. В МО «Новоладожское городское поселение» на момент рассмотрения административного дела избрано 9 депутатов. Заседание Совета депутатов правомочно при наличии 6 избранных депутатов из 9. Совет депутатов вправе принять отставку депутатов, подавших соответствующие заявления, принять решение о назначении дополнительных выборов. В случае уклонения Советом депутатов от исполнения полномочий о назначении выборов, дополнительные выборы могут быть назначены ТИК.

В письменном отзыве заинтересованного лица Избирательной комиссия Ленинградской области указано, что вакансия депутата в Новоладожском двухмандатном избирательном округе № 1 не замещена по итогам прошедших дополнительных выборов, а не в связи с прекращением полномочий депутата. Следовательно, в настоящее время избрано 9 депутатов. Заседание Совета депутатов правомочно при наличии 6 избранных депутатов из 9. Совет депутатов вправе принять отставку депутатов и принять решение о назначении дополнительных выборов. В случае уклонения от исполнения полномочий о назначении выборов Советом депутатов, дополнительные выборы могут быть назначены ТИК. Дополнительные выборы должны быть назначены Советом депутатов в период с 20 по 30 июня 2021, что свидетельствует о том, что процедура восстановления нарушенных прав административного истца будет начата ранее, совершения действий предписанных Федеральный законом № 67-ФЗ в случае принятия судом решения об удовлетворении заявленных требований, с учетом установленных КАС РФ сроков на рассмотрения дела и вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании административный истец Матвеев В.Н. и его представитель Матвеева А.Н. настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных объяснениях. В случае удовлетворения заявленных требований просили привести решение к немедленному исполнению.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Соловьев Ю.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что имеются основания для прекращения производства по административному делу, поскольку права административного истца не нарушаются и фактически административный истец обращается с требованием в защиту неопределенного круга лиц не имея на это полномочий.

Представители заинтересованных лиц Леноблизбиркома Вовчок И.М. и ТИК Карандашова С.В. в судебном заседании указали на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. Полагали возможным прекратить производство по административному делу.

Участвующий в деле прокурор в заключение указал на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Выслушав объяснения административного истца, представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, допросив свидетелей ФИО7, ФИО6, ФИО8 и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 1.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Статьей 35 Устава муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, принятого решением Совета депутатов от 14.07.2009 № 36 (далее - Устав), предусмотрено, что Совет депутатов состоит из 10 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования Новоладожское городское поселение.

Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим уставом численности депутатов (ч.4 ст.34 Устава).

Судом установлено, что решением ТИК от 09.09.2019 № 593 проведенные 08.09.2019 выборы депутатов Совета депутатов признаны действительными.

Решением ТИК от 13.09.2019 № 620 зарегистрированы депутатами Совета депутатов по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № 1 - ФИО12 и ФИО13, по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № 2 – ФИО14 и ФИО15, по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № 3 – ФИО6 и ФИО8, по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № 4 – ФИО7 и ФИО16, по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № 1 – ФИО17 и ФИО18

Следовательно, Совет депутатов избран в правомочном составе.

Решением Совета депутатов от 24.01.2020 № 3 прекращены полномочия депутата ФИО12

Решением Совета депутатов от 22.06.2020 № 35 назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов по Новоладожскому избирательному округу № 1 на 13.09.2020.

Решением ТИК от 16.09.2020 № 805 результаты дополнительных выборов депутата Совета депутатов по Новоладожскому избирательному округу № 1 признаны недействительными.

14, 21 и 23 апреля 2021 в Совет депутатов поступили заявления депутатов ФИО6, ФИО7 и ФИО8 о досрочном сложении полномочий.

Решением Совета депутатов от 04.05.2021 № 17 прекращены полномочия депутата ФИО7

Допрошенные судом в качестве свидетелей ФИО6, ФИО7 и ФИО8 подтвердили факт добровольного и осознанного обращения с заявлением о досрочном сложении полномочий депутата. Указали, что решение о сложении полномочий является окончательным. Сообщили, что отзывать свои заявления о досрочном сложении депутатских полномочий не намерены.

Согласно п.2 ч.10 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч.11 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения воспроизведены в ч.11 ст.45 Устава – решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Следовательно, разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление.

Таким образом, если представительный орган муниципального образования в установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию, и данное заявление не отозвано, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.

Согласно ч.6 ст.35 Устава Совет депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях. Заседания созываются главой муниципального образования по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания созываются главой муниципального образования по собственной инициативе, по инициативе главы администрации и по инициативе не менее 1/3 депутатов совета депутатов.

В п.5.1 Постоянного регламента работы Совета депутатов, утвержденного решением Совета депутатов от 24.12.2010 № 155 (далее - Регламент), указано, что основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания.

Заседания Совета депутатов проводятся в соответствии с планом работы Совета депутатов на год (п.5.4 Регламента).

Распоряжением главы МО Новоладожское городское поселение от 25.12.2020 № 40 утвержден план работы заседаний – сессий Совета депутатов на 2021 г., которым в 2021 г. заседания запланированы на 19 марта, 18 июня, 17 сентября и 17 декабря.

Принимая во внимание, что заявления ФИО6, ФИО7 и ФИО8 о прекращении полномочий поступили между утвержденными на 2021 г. заседаниями Совета депутатов, то срок для принятия решений по заявлениям ФИО6 и ФИО8 на момент рассмотрения административного дела не истек.

При этом суд исходит, что 30-дневный срок для принятия решения следовало исчислять только в случае поступления заявлений ФИО6, ФИО7 и ФИО8 непосредственно на заседании Совета депутатов, а не в период между заседаниями.

С учетом того, что положения Федерального закона № 131-ФЗ не содержат понятия сессия и не раскрывают его содержания, то суд исходит из того, что сессией является форма деятельности представительного органа включающая в себя заседания, а также работу комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой.

Поскольку планом заседаний-сессий Совета депутатов определены повестки каждого заседания, то применительно к положениям ч.11 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, следует исходить, что заявления ФИО6, ФИО7 и ФИО8 поступили между сессиями.

В ч.6 ст.37 Устава указано, что заседание совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов.

Согласно ч.7 ст.37 Устава решения принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов совета депутатов за исключением случаев, предусмотренных настоящим уставом.

Решения по вопросам исключительной компетенции совета депутатов принимаются большинством в две трети голосов от числа избранных депутатов (ч.8 ст.37 Устава).

Таким образом, на дату принятия решения по административному делу полномочия депутатов ФИО6 и ФИО8 не прекращены, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку состав Совета депутатов является правомочным для принятия решений, относящихся к его компетенции, в том числе и для принятия решения о назначении дополнительных выборов.

Поскольку принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию, является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата или иных лиц, процедурой, предусмотренной ч.11 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, сама по себе подача такого заявления депутатом не может являться моментом признания депутатских полномочий прекращенными, а указанный в данной правовой норме тридцатидневный срок, установленный для принятия представительным органом муниципального образования соответствующего решения, по его истечении признавать полномочия депутата прекращенными не может.

Как указано в письме ЦИК России от 07.03.2019 № 05-15/1001 «О статусе депутата представительного органа муниципального образования», в случае подачи депутатом представительного органа муниципального образования заявления о сложении депутатских полномочий в решении представительного органа муниципального образования должно быть указано, с какого момента считаются прекращенным его депутатские полномочия (аналогичное регулирование в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации содержится в части 4 статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). При отсутствии такого указания правоустанавливающим документом о прекращении депутатских полномочий является соответствующее решение. Только после вынесения представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа могут быть назначены дополнительные выборы либо оставшийся вакантным депутатский мандат может быть передан другому лицу.

Следовательно, доводы административного истца о прекращении полномочий депутатов ФИО6 и ФИО8 по истечении 30 дней с момента подачи ими соответствующих заявлений, являются ошибочными.

Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, суд признает обоснованными доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что при установлении факта того, что заседание Совета депутатов является правомочным, необходимо учитывать, что Совет депутатов избран в количестве 9 депутатов (с учетом того, что результаты дополнительных выборов были признаны недействительными) и для соблюдения требований ч.6 ст.37 Устава необходимо присутствие на заседание не менее 6 депутатов.

В соответствии со ст.71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы (пункт 8). В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 названной статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего (пункт 9).

Следовательно, при избрании представительного органа в правомочном составе полномочия депутатов данного органа могут быть прекращены досрочно, в частности, в случае их отставки по собственному желанию по решению представительного органа муниципального образования. При наличии такого решения назначаются дополнительные выборы, которые проводятся и в том случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий орган местного самоуправления остался в неправомочном составе.

Проведение дополнительных выборов депутатов будет в полной мере способствовать соблюдению прав и законных интересов административного истца как лица, обладающего правом избирать и быть избранным на территории данного муниципального образования.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о наличии оснований для прекращения производства по административному делу судом отклоняются, поскольку административный истец в силу положений ч.1 ст.3 Федерального закона № 131-ФЗ осуществляет местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Полагая, что Совет депутатов, после подачи депутатами ФИО6, ФИО7 и ФИО8, остался в неправомочном составе и не сможет принимать решения по вопросам, находящимся в его исключительной компетенции, административный истец вправе полагать, что его права на осуществление местного самоуправления нарушаются.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

отказать в удовлетворение административного искового заявления Матвеева Виктора Николаевича о признании неправомочным состава совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья                                 С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2021 г.

3а-296/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Матвеев Виктор Николаевич
Прокуратура Ленинградской области
Ответчики
Совет депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области
Другие
Территориальная избирательная комиссия Волховского муниципального района
Матвеева Александра Николаевна
Администрация Новоладожского городского поселения
Избирательная комиссия Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Ночевник Сергей Григорьевич
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
28.04.2021Регистрация административного искового заявления
28.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.05.2021Предварительное судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее