Дело № 2-178/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2020 года р.п. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Марковой Л.С.,
при секретаре Снегиревой О.В.,
с участием истца Долговой В.С.,
представителя ответчика - администрации Климовского района Брянской области Белик Т.Н., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долговой В.С. к администрации Климовского района Брянской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Долгова В.С. обратилась в суд с иском к администрации Климовского района Брянской области, в котором просила обязать ответчика приобрести и предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в границах Климовского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование заявленных требований Долгова В.С. указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её родители ФИО и ФИО умерли. Она состоит на жилищном учете детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Жилого помещения на праве собственности либо в пользовании по договору социального найма она не имеет, поэтому имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, учитывая мнение сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, предоставившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании истец Долгова В.С. поддержала заявленные требования и подтвердила обстоятельства, на которых они основаны в поданном иске.
Представитель ответчика администрации Климовского района Брянской области Белик Т.Н. в удовлетворении исковых требований не возражала, пояснила, что Долгова В.С. состоит на жилищном учете детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Климовского района Брянской области и имеет право на предоставление ей жилья из специализированного жилищного фонда по договору найма, однако, жильё ей не выделялось и не приобреталось по причине нехватки выделенных для этого денег.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Долгова В.С., ____/____/_____ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО умерла ____/____/_____, отец ФИО умер ____/____/_____, что подтверждается свидетельствами о смерти I№ _______ от ____/____/_____ и № _______ от ____/____/_____.
Распоряжением администрации Климовского района Брянской области №8-р от 21 февраля 2011 года Коломоец (после брака – Долгова) В.С. была признана нуждающейся в получении жилья и поставлена на очередь для получения жилья, как ребенок-сирота.
Постановлением администрации Климовского района Брянской области №54 от 11 февраля 2014 года Коломоец (после регистрации брака Долгова) В.С. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно информации Администрации Климовского района Брянской области №51 от 20 января 2020 года в указанном списке по состоянию на 01 января 2020 года Долгова В.С. значится под № 17 в очередности на получение жилья. В уточненном списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение жилья у которых возникло и не реализовано, - под № 17. До настоящего времени Долговой В.С. жилого помещения не предоставлено. Долгова В.С. обращалась с заявлением в администрацию Климовского района о предоставлении ей жилого помещения, однако, ей разъяснено, что жилое помещение будет ей предоставлено в порядке очередности, с чем она не согласилась и обратилась в суд.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Долговой В.С. отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 7 и 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с положениями статей 2 и 4 Закона Брянской области от 02.12.2011 года №124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года №3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно части 4 статьи 4 Закона Брянской области №107-З от 29.12.2012 г. «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области», предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации уполномоченного исполнительного органа государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
На основании статьи 5, пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Согласно пункту 8.1 Постановления Правительства Брянской области от 22.04.2013 г. N 58-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений»,муниципальные районы и городские округа Брянской области за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, приобретают в муниципальную собственность жилые помещения в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и предоставляют лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
На обеспечение расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений Законом Брянской области от 13.12.2019 г. N 113-З "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрены соответствующие субвенции местным бюджетам.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах свидетельствует о наличии у администрации Климовского района Брянской области, как органа местного самоуправления, обязанности по предоставлению Долговой В.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Отказ ответчика от исполнения такой обязанности ввиду отсутствия надлежащего финансирования является незаконным, поскольку вышеприведенными положениями законов обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
Таким образом, исковые требования Долговой В.С. подлежат удовлетворению в полном объеме путем возложения обязанности на администрацию Климовского района Брянской области предоставить Долговой В.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах Климовского муниципального района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании Климовский район, в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Долговой В.С. к администрации Климовского района Брянской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Климовского района Брянской области предоставить Долговой В.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах Климовского муниципального района Брянской области.
Решение суда оглашено 18 марта 2020 года в резолютивной части, может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Климовский районный суд.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 20 марта 2020 года.
Судья Л.С. Маркова