Дело №2-449/2023
УИД 03RS0032-01-2023-000287-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года с. Мишкино
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Коровиной О.А., при секретаре судебного заседания Ахметгалеевой А.Р.,
с участием представителей Башкирского природоохранного межрайонного прокурора - прокурора Мишкинского района Хайруллина И.Р., заместителя прокурора Аслямовой Г.Д., представителя ответчика Общества с ограниченной ответственность «СтройПроект» Шамсутдинова Р.Р., представителя администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан Икандарова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект», администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, и представить его для получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец указал, что на основании решения от 05.12.2022 № с 06.12.2022 по 16.12.2022 проведена проверка исполнения ООО «СтройПроект» (юридический адрес: <адрес>) санитарного законодательства при эксплуатации полигона твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенного по адресу: <адрес>.
Установлено, что ООО «СтройПроект» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV и V классов опасности на вышеуказанном полигоне ТКО на основании лицензии на деятельность по обращению с отходами IV класса опасности серии № от 03.03.2016, выданной Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан.
На государственный учёт в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, полигон поставлен 30.12.2016 с присвоением кода объекту № и II-й категории негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 12.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» объекты по размещению, обезвреживанию, обработке, токсичных отходов производства и потребления, 3-4 классов опасности относятся к объектам II класса опасности с размером санитарно-защитной зоны в 500 м.
Между тем в нарушение требований санитарного законодательства у ООО «СтройПроект» отсутствует проект санитарно-защитной зоны на указанный полигон ТКО и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Истец просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» (ИНН №, юридический адрес: <адрес>) разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твёрдых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, и представить его для получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители Башкирского природоохранного межрайонного прокурора - прокурор Мишкинского района Хайруллин И.Р., заместитель прокурора Аслямова Г.Д. в судебном заседании полностью поддержав исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственность «СтройПроект» Шамсутдинова Р.Р. с исковыми требованиями Башкирского природоохранного межрайонного прокурора не согласился, возражал удовлетворению исковых требований прокурора, указывая, что ООО «СтройПроект» не является собственником земельного участка, на котором располагается спорный полигон ТБО, как и не является собственником полигона ТБО, а пользуется им согласно концессионному соглашению № от 24 октября 2014 года, заключенному с администрацией муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан. Считает, что проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов должен разрабатывать собственник земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан Искандаров И.С. с заявленными требованиями к администрации не согласился.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст.41,42,58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как следует из материалов дела, Мишкинский муниципальный район Республики Башкортостан является собственником полигона твердых бытовых отходов для с.Мишкино Мишкинского района Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанный полигон ТБО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий" и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов", относится к II категории, код объекта № (объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду); объект относится ко 2 классу опасности (санитарно-защитная зона 500 м), поставлен 30.12.2016 года на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Как указано истцом, на указанном полигоне ТБО ООО «СтройПроект» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV-V классов опасности на основании лицензии на деятельность по обращению с отходами IV класса опасности серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной правлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан.
24.10.2014 года между Администрацией МР Мишкинский район Республики Башкортостан и ООО «СтройПроект» заключено Концессионное соглашение № по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан.
Из представленного в материалы дела концессионного соглашению № по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов (далее –ТБО) в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан от 24 октября 2014 года следует, что концессионер (ООО «СтройПроект») обязан за счет собственных и (или) привлеченных средств (не предусматривающих муниципальные гарантии) осуществить организацию захоронения (утилизацию) твердых бытовых отходов (далее –ТБО) в муниципальном районе <адрес> Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п.1.1.2 указанного концессионного соглашения в порядке и на условиях, установленных соглашением осуществить организацию захоронения (утилизацию) ТБО в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан, право собственности на полигон твердых и бытовых отходов принадлежит концеденту.
В соответствии с п.1.2 соглашения концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования полигоном твердых бытовых и промышленных отходов для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с п.2.1 соглашения объектом является полигон твердых бытовых отходов, на котором предусмотрено осуществлять организацию захоронения (утилизацию) ТБО в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан.
В соответствии с п.7.3 концессионер обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения в соответствии с требованиями, установлеными законодательством Российской Федерации.
По акту приема-передачи от 12 декабря 2014 года к концессионному соглашению № администрация муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан передала ООО «СтройПроект» указанный в концессионном соглашении полигон ТБО.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружении и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1. /2.1.1.1200-03).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривают необходимость разработки проекта санитарно-защитных зон и его утверждения.
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В перечень таких объектов включены полигоны твердых бытовых отходов, которые относятся ко второму классу опасности с санитарно-защитной зоной 500 м. (пп.2 п.7.1.12).
С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей Правилам.
Срок, установленный Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 года N 222 для разработки и установления санитарно-защитной зоны, истек.
С учетом рода деятельности ООО «СтройПроект», заключенного концессионного соглашению № по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов (далее –ТБО) в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан от 24 октября 2014 года, и его условий, суд приходит к выводу, что обязанность разработки обществом проекта санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов и его утверждение предусмотрена положениями действующего законодательства.
ООО «СтройПроект» предоставлены доказательства, что обществом заключен договор № от 17.03.2023 года с ООО «ЭкоМастер» на оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны. Из сообщения ООО «ЭкоМастер» следует, что срок разработки и согласования проекта СЗЗ будет завершена 8 ноября 2023 года.
Оснований для возложения обязанности по разработке проекта СЗЗ на полигон твердых бытовых отходов на Администрацию МР Мишкинский район Республики Башкортостан суд не находит, поскольку по концессионному соглашению № от 24 октября 2014 года, указанный полигон ТБО находится во владении и пользовании у ООО «СтройПроект» в целях захоронения (утилизации) ТБО в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан.
В связи с вышеизложенным, исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов подлежат удовлетворению. Определяя срок выполнения заявленных требований, суд считает необходимым принять во внимание письмо ООО «ЭкоМастер» о сроках разработки и согласования проекта СЗЗ, и установить его равный шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект», администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов – удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, и представить его для получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований к администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме составлено 01 июня 2023 года.
Председательствующий судья: подпись О.А. Коровина
Копия верна. Судья О.А.Коровина
Подлинник решения находится в деле
№ 2-449/2023 Бирского межрайонного суда РБ