Решение по делу № 2-449/2023 от 20.02.2023

Дело №2-449/2023

УИД 03RS0032-01-2023-000287-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2023 года с. Мишкино

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Коровиной О.А., при секретаре судебного заседания Ахметгалеевой А.Р.,

с участием представителей Башкирского природоохранного межрайонного прокурора - прокурора Мишкинского района Хайруллина И.Р., заместителя прокурора Аслямовой Г.Д., представителя ответчика Общества с ограниченной ответственность «СтройПроект» Шамсутдинова Р.Р., представителя администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан Икандарова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект», администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, и представить его для получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований истец указал, что на основании решения от 05.12.2022 с 06.12.2022 по 16.12.2022 проведена проверка исполнения ООО «СтройПроект» (юридический адрес: <адрес>) санитарного законодательства при эксплуатации полигона твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенного по адресу: <адрес>.

Установлено, что ООО «СтройПроект» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV и V классов опасности на вышеуказанном полигоне ТКО на основании лицензии на деятельность по обращению с отходами IV класса опасности серии от 03.03.2016, выданной Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан.

На государственный учёт в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, полигон поставлен 30.12.2016 с присвоением кода объекту и II-й категории негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 12.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» объекты по размещению, обезвреживанию, обработке, токсичных отходов производства и потребления, 3-4 классов опасности относятся к объектам II класса опасности с размером санитарно-защитной зоны в 500 м.

Между тем в нарушение требований санитарного законодательства у ООО «СтройПроект» отсутствует проект санитарно-защитной зоны на указанный полигон ТКО и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.

    Истец просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» (ИНН , юридический адрес: <адрес>) разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твёрдых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, и представить его для получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представители Башкирского природоохранного межрайонного прокурора - прокурор Мишкинского района Хайруллин И.Р., заместитель прокурора Аслямова Г.Д. в судебном заседании полностью поддержав исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственность «СтройПроект» Шамсутдинова Р.Р. с исковыми требованиями Башкирского природоохранного межрайонного прокурора не согласился, возражал удовлетворению исковых требований прокурора, указывая, что ООО «СтройПроект» не является собственником земельного участка, на котором располагается спорный полигон ТБО, как и не является собственником полигона ТБО, а пользуется им согласно концессионному соглашению от 24 октября 2014 года, заключенному с администрацией муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан. Считает, что проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов должен разрабатывать собственник земельного участка.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан Искандаров И.С. с заявленными требованиями к администрации не согласился.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.ст.41,42,58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Как следует из материалов дела, Мишкинский муниципальный район Республики Башкортостан является собственником полигона твердых бытовых отходов для с.Мишкино Мишкинского района Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанный полигон ТБО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий" и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов", относится к II категории, код объекта (объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду); объект относится ко 2 классу опасности (санитарно-защитная зона 500 м), поставлен 30.12.2016 года на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как указано истцом, на указанном полигоне ТБО ООО «СтройПроект» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV-V классов опасности на основании лицензии на деятельность по обращению с отходами IV класса опасности серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной правлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан.

24.10.2014 года между Администрацией МР Мишкинский район Республики Башкортостан и ООО «СтройПроект» заключено Концессионное соглашение по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан.

Из представленного в материалы дела концессионного соглашению по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов (далее –ТБО) в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан от 24 октября 2014 года следует, что концессионер (ООО «СтройПроект») обязан за счет собственных и (или) привлеченных средств (не предусматривающих муниципальные гарантии) осуществить организацию захоронения (утилизацию) твердых бытовых отходов (далее –ТБО) в муниципальном районе <адрес> Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно п.1.1.2 указанного концессионного соглашения в порядке и на условиях, установленных соглашением осуществить организацию захоронения (утилизацию) ТБО в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан, право собственности на полигон твердых и бытовых отходов принадлежит концеденту.

В соответствии с п.1.2 соглашения концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования полигоном твердых бытовых и промышленных отходов для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п.2.1 соглашения объектом является полигон твердых бытовых отходов, на котором предусмотрено осуществлять организацию захоронения (утилизацию) ТБО в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан.

В соответствии с п.7.3 концессионер обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения в соответствии с требованиями, установлеными законодательством Российской Федерации.

По акту приема-передачи от 12 декабря 2014 года к концессионному соглашению администрация муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан передала ООО «СтройПроект» указанный в концессионном соглашении полигон ТБО.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружении и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1. /2.1.1.1200-03).

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривают необходимость разработки проекта санитарно-защитных зон и его утверждения.

Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В перечень таких объектов включены полигоны твердых бытовых отходов, которые относятся ко второму классу опасности с санитарно-защитной зоной 500 м. (пп.2 п.7.1.12).

С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей Правилам.

Срок, установленный Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 года N 222 для разработки и установления санитарно-защитной зоны, истек.

С учетом рода деятельности ООО «СтройПроект», заключенного концессионного соглашению по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов (далее –ТБО) в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан от 24 октября 2014 года, и его условий, суд приходит к выводу, что обязанность разработки обществом проекта санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов и его утверждение предусмотрена положениями действующего законодательства.

ООО «СтройПроект» предоставлены доказательства, что обществом заключен договор от 17.03.2023 года с ООО «ЭкоМастер» на оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны. Из сообщения ООО «ЭкоМастер» следует, что срок разработки и согласования проекта СЗЗ будет завершена 8 ноября 2023 года.

Оснований для возложения обязанности по разработке проекта СЗЗ на полигон твердых бытовых отходов на Администрацию МР Мишкинский район Республики Башкортостан суд не находит, поскольку по концессионному соглашению от 24 октября 2014 года, указанный полигон ТБО находится во владении и пользовании у ООО «СтройПроект» в целях захоронения (утилизации) ТБО в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан.

В связи с вышеизложенным, исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов подлежат удовлетворению. Определяя срок выполнения заявленных требований, суд считает необходимым принять во внимание письмо ООО «ЭкоМастер» о сроках разработки и согласования проекта СЗЗ, и установить его равный шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект», администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов – удовлетворить частично.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, и представить его для получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований к администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение суда в окончательной форме составлено 01 июня 2023 года.

Председательствующий судья:     подпись        О.А. Коровина

Копия верна. Судья                        О.А.Коровина

Подлинник решения находится в деле

№ 2-449/2023 Бирского межрайонного суда РБ

2-449/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
ООО "СтройПроект"
Суд
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Решетникова Л.В.
Дело на странице суда
birsky.bkr.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Подготовка дела (собеседование)
03.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.04.2023Предварительное судебное заседание
17.04.2023Предварительное судебное заседание
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее