Судья: Чернышев М.В. Гр. дело № 33-14690/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2017 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Улановой Е.С.,
судей – Черкуновой Л.В., Евдокименко А.А.,
при секретаре – Калмыковой Г.Ю.,
с участие прокурора – Слива Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 сентября 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Красноглинского района г.Самары - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Ермолаеву В.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Красноглинского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Ермолаева В.Ю. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования следующим.
Ермолаев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просил обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе ссылается на то, что Департамент не наделен отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем лиц указанной категории. Ермолаев В.Ю. будет обеспечен жильем после поступления в муниципальную собственность жилого помещения, соответствующего требованиям закона. Права истца не нарушены.
Ермолаев В.Ю. в заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения.
Представители Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента семьи, опеки и попечительства г.о. Самара, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела следует, что Ермолаев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Его отец ФИО1 решением <данные изъяты> лишен родительских прав, мать ФИО2 – умерла ДД.ММ.ГГГГ
На основании распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. №-р над несовершеннолетним Ермолаевым В.Ю. установлено попечительство, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р он помещен в детский дом № <данные изъяты>
На основании личного заявления Ермолаев В.Ю. распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара № от 20.07.2016 г. включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.
Из материалов дела усматривается, что Ермолаев В.Ю. зарегистрирован в муниципальной квартире по адресу своего отца, лишенного родительских прав: <адрес>, площадью 33,30 кв.м., кроме него в квартире зарегистрировано 3 человека, своего жилья не имеет.
В решении правильно указано на несостоятельность доводов ответчика относительно полномочий по обеспечению истца жилым помещением.
Как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД (в редакции от 10.04.2013 г.) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара, уполномоченных в рамках своей компетенции решать указанные вопросы, входят: Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Таким образом, при разрешении вопроса о предоставлении жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
При таких обстоятельствах суд правильно указал, что Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара в данном случае являются надлежащими ответчиками по указанному делу. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.
Таким образом, привлечение вышеуказанных муниципальных органов по данному делу в качестве ответчиков и возложение на них обязанности по предоставлению жилого помещения является законным и обоснованным. Именно указанные органы и должны совершить совокупность действий по обеспечению истца жилым помещением.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением ЕрмолаевуВ.Ю. жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Ермолаеву В.Ю. жилого помещения, а также, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Учитывая, что действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена, то по достижении Ермолаевым В.Ю. 18 лет у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.
К тому же оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право Ермолаева В.Ю. на предоставление ему жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются.
Довод жалобы о том, что при предоставлении жилого помещения истцу вне очереди будут нарушены права других впереди стоящих по очередности граждан, в отношении которых вынесены судебные акты о предоставлении им жилого помещения и которые подлежат первоочередному исполнению, не влияет на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением Ермолаева В.Ю., относящегося к лицам, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обусловлено достижением им совершеннолетия.
Ссылка в жалобе на отсутствие нарушений прав истца необоснованна по изложенным выше основаниям.
Иные доводы апелляционных жалоб являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции в качестве обоснования возражений на исковые требования.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: