Докладчик Карачкина Ю.Г. судья Шопина Е.В.
апелляционное дело № 33-1885/2021 УИД 21RS0023-01-2020-008197-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2021 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Степановой Э.А.
при секретаре Семенове Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Кузьмина Ивана Владимировича к администрации г.Чебоксары о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 25 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Кузьмина И.В. предъявил к администрации г.Чебоксары вышеуказанный иск, мотивированный тем, что Кузьмин И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и по этому основанию состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с 2014 года в администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, с 2015 года – в администрации Московского района г.Чебоксары (по состоянию на 8 декабря 2020 года – под номером №), недвижимого имущества в собственности не имеет. По указанным основаниям, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просил возложить на ответчика обязанность предоставить Кузьмину И.В. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения согласно нормам предоставления на состав семьи из одного человека.
В суде первой инстанции прокурор Серебрякова И.А. и истец Кузьмин И.В. поддержали иск, представитель ответчика администрации г.Чебоксары Крупякова А.В. представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации и отзыв на иск, где указала, что учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотрен законодателем с целью соблюдения очередности при обеспечении указанной категории лиц жилыми помещениями, согласно п.2.6 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей…, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2013 № 292, список таких лиц формируется исходя из даты признания их нуждающимися в жилых помещениях, статьей 23.2 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» также предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в список таких лиц производится в порядке очередности исходя из времени поступления заявления; администрацией г.Чебоксары по несколько раз в год объявляются аукционы по закупке жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие из них признаются несостоявшимися из-за отсутствия заявок, которые не подаются из-за низкой стоимости 1 кв.м приобретаемого жилья; в настоящее время в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по г.Чебоксары состоят 727 человек, а выделенных денежных средств из расчета средней стоимости 1 кв.м жилого помещения (на II квартал 2020 года – 36 063 руб.) и минимальной общей площади жилья 33 кв.м достаточно для приобретения не более 58 благоустроенных жилых помещений, в связи с чем просила в иске отказать; третьи лица администрация Московского района г.Чебоксары, Минфин Чувашии и Минстрой Чувашии явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением от 25 февраля 2021 года Ленинский районный суд г.Чебоксары обязал администрацию г.Чебоксары предоставить Кузьмину И.В. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обжаловав решение суда по мотиву нарушения норм материального права, администрация г.Чебоксары в лице представителя Крупяковой А.В. просит о его отмене и принятии нового, противоположного. В апелляционной жалобе автор повторно приводит доводы отзыва на иск и дополнительно указывает, что поскольку список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется исходя из даты признания их нуждающимися в жилых помещениях, удовлетворив иск, суд необоснованно в нарушение установленной очередности наделил истца правом внеочередного обеспечения жилым помещением; расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма, возникающие у муниципального образования, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, в отсутствие доведенных лимитов бюджетных средств орган местного самоуправления заключать договоры не может, тогда как вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения на дату рассмотрения дела суд не исследовал.
Старший помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Серебрякова И.А. представила возражения на апелляционную жалобу.
В суде апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. выступила в поддержку обжалуемого решения, остальные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, не явились и явку представителей не обеспечили.
Проверив производство по делу в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене проверяемого решения не усматривает.
Из материалов дела следует, что Кузьмин И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, сведений о его отце не имеется (в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении в графе «отец» указано только имя - «Владимир»), а мать ФИО 21 ноября 2000 года умерла, то есть до наступления возраста 18 лет он относился к категории детей-сирот; постановлением главы <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики № от декабря 2000 года его опекуном назначена ФИО1, с 26 августа 2015 года он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, жилых помещений на праве собственности не имеет; в возрасте с 18 до 23 лет относится к категории лиц из числа детей-сирот.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 (пункт 1) Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст.8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (п.1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Согласно ч.12 ст.23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абз.1 ч.2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
С целью реализации права Кузьмина И.В. на получение специализированного жилого помещения его опекун ФИО1 в июне 2014 года обратилась к главе администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением главы администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики от 23.06.2014 № Кузьмин И.В. как относящийся к категории детей-сирот включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, постановлением от 06.10.2015 № из этого списка исключен; постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары от 07.10.2015 № включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, по Московскому району г.Чебоксары.
Исковые требования прокурора судом первой инстанции были удовлетворены с учетом того, что Кузьмин И.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Судебная коллегия с изложенным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он сделан с учетом положений ст.55, 56, 57 ГПК РФ, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Ответчик ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе право Кузьмина И.В. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не оспаривал, ссылаясь лишь на то, что реализация такого права возможна в порядке очередности, однако судебная коллегия находит доводы апеллянта несостоятельными.
Так, Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не устанавливает.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не целям формирования очередности для обеспечения жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.
Также следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что указанным списком устанавливается очередность на предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения, не могут служить основанием к отмене проверяемого решения, поскольку обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не может быть поставлено в зависимость от отсутствия надлежащего финансирования указанных целей.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит и потому остается без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Чебоксары – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи: Ю.Г. Карачкина
Э.А. Степанова