Дело № 2а-1145/2021
Решение
Именем Российской Федерации
22 марта 2021 г. пл. Ленина, д. 5, г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Комаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ивановой ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Щёлковскому отделу Управления Росреестра по Московской области о признании незаконным Решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности, обязании провести государственную регистрацию права общей долевой собственности,
Установил:
Иванова А.П., уточнив требования, обратилась в Щелковский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Щёлковскому отделу Управления Росреестра по Московской области о признании незаконным Решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности, обязании провести государственную регистрацию права общей долевой собственности. В обоснование требований указала, что является собственником 1/2 доли <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данный дом находится на земельном участке с кадастровым номером №. Границы земельного участка были установлены на основании решения Щелковского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, дом поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № на основании свидетельства о праве собственности на квартиру в многоквартирном доме, расположенном на этом участке. Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, оформленным письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № государственная регистрация приостановлена, в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие основание возникновения права собственности у Ивановой А.П. на земельный участок. В связи с истечением срока приостановления ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности Ивановой А.П. на земельный участок. Просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В судебное заседание Административный истец Иванова А.П. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика - Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области Бабаева С.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, административные исковые требования не признала, просила отказать, представила письменные возражения. Пояснила, что дом сгорел, в нем никто не проживает, однако дом стоит на кадастровом учете.
Представитель заинтересованного лица - Администрации городского округа Щелково Ельчина Е.Д., действующая на основании доверенности, полагала требования незаконными, поскольку часть здания находится в разрушенном состоянии, представила акт осмотра земельного участка с фототаблицей.
Заинтересованное лицо - Иванов Д.А., в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснил, что ему на праве общей долевой собственности с административным истцом принадлежит ? доля <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Ранее судом признаны незаконными действия административного ответчика по его аналогичному иску об обязании зарегистрировать право на земельный участок под многоквартирным домом, на регистрирующий орган была возложена обязанность произвести госрегистрацию права.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что административный истец является собственником 1\2 доли <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Указанный многоквартирный дом находится на земельном участке с кадастровым номером №. Границы земельного участка установлены на основании решения Щелковского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась с заявлением через МФЦ о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, представив свидетельство о праве собственности на квартиру в многоквартирном доме, расположенном на этом участке, что подтверждается Описью документов (л.д. 11).
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, оформленном письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13) государственная регистрация приостановлена, в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие основание возникновения права собственности у Ивановой А.П. на земельный участок.
В связи с истечением срока приостановления ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности Ивановой А.П. на земельный участок № (л.д. 117).
Из материалов дела следует, что другая 1\2 доля в указанной квартире принадлежит ФИО6, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 106-108).
В соответствии с представленным в материала дела Апелляционным определением № Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области по отказу в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым №, по адресу: <адрес> признаны незаконными.
Частями 9,11. статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав содержатся в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ, к числу которых в соответствии с пунктом 49 части 1 указанной статьи относится наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме, действительно, принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) в п. 2.1. Постановления N 12-П от 28.05.2010 указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений, в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также исходя из разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 ФЗ N 189-ФЗ).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 ФЗ N 189-ФЗ).
Согласно пункту 157 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41548) при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, отдельная запись о праве общей долевой собственности вносится в отношении собственника помещения, машиноместа в многоквартирном доме. Если помещение, машиноместо в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности, в отношении участников общей долевой собственности на него и, соответственно, на общее имущество в многоквартирном доме, записи о государственной регистрации права общей долевой собственности вносятся отдельно.
В записи о праве общей долевой собственности указываются вид права, правообладатель, документы-основания, а доля указывается в следующем порядке: размер доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, принадлежащей собственнику помещения, машино-места в многоквартирном доме (участнику общей долевой собственности на помещение, машино-место) согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если помещение, машино-место в многоквартирном доме принадлежит нескольким лицам на праве общей долевой собственности, указывается размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорциональный размеру доли в праве общей собственности на это помещение, машиноместо. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, вносятся слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади", далее указываются кадастровый номер помещения, машиноместа, принадлежащего собственнику (участнику общей долевой собственности).
Административный истец является собственником 1\2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Указанный дом относится к многоквартирным. Земельный участок является объектом общей долевой собственности и выступает объектом права в целом. Право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Принимая во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), указание регистрирующего органа на необходимость предоставления заявителю документов, на основании которых у него возникает право общей долевой собственности на земельный участок, является необоснованным.
Следовательно, вывод административного ответчика о том, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие основание возникновения права собственности у Ивановой А.П. на земельный участок, не основан на законе.
Иных оснований, послуживших к принятию решения о приостановлении государственной регистрации права, Управлением Росреестра по Московской области не приведено.
В соответствии с п. 68-70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, установленных статьей 26 Закона о регистрации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации (статья 27 Закона о регистрации).
Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 02 декабря 2021 года в качестве основания для приостановления указано только на непредставление документов, являющихся основанием для государственной регистрации права на объект со ссылкой на то, что решение суда о формировании границ не является основанием для государственной регистрации права.
Иных оснований, послуживших к принятию решения о приостановлении государственной регистрации Управлением Росреестра по Московской области не приведено.
Между тем, оспариваемое уведомление об отказе в государственной регистрации права содержит доводы ответчика о том, что многоквартирный дом прекратил свое существование, право административного истца зарегистрировано после гибели квартиры, в связи с чем, оснований для государственной регистрации права не имеется. Указанные выводы государственного регистратора основаны на решении суда, представленном истцом 17 ноября 2020 года, при этом в уведомлении о приостановлении государственной регистрации не имеется указанных доводов.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Исходя из буквального толкования указанной нормы отказ в государственной регистрации права спустя три месяца после обращения с соответствующим заявлением возможен только по основаниям, указанным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права.
В пункте 71 административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2017 года N 278, разъяснено, что уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
С учетом приведенных норм, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права от 01 марта 2020 года нельзя признать законным.
Допустимых и достоверных доказательств в обоснование законности отказа административным ответчиком суду не представлено.
Представленный Администрацией г.о. Щелково акт осмотра земельного участка не может быть принят судом в качестве доказательства отсутствия многоквартирного дома и уничтожения его пожаром. На фото изображены объекты недвижимости без адресных ориентиров, в то время как на ограждении не занятого объектами недвижимости земельного участка указан адрес: «<адрес> <адрес>», а не адрес спорного объекта.
На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку административным ответчиком не доказаны законность оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения; напротив, административным истцом представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов как собственника объекта недвижимости.
При таких данных обжалуемое административным истцом решение Управления Росреестра по Московской области от 01 марта 2021 году №. об отказе в государственной регистрации прав нельзя признать законными, оно нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск – удовлетворить.
Признать незаконным Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 01 марта 2021 года № об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности Ивановой А.П. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.А. Малинычева.