Дело № 2а-137-2021
УИД 05RS0018-01-2020-021040-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02.08.2021 г. с. Гуниб
Гунибский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова А.К., при секретаре Алиевой С., рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному иску Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании транспортного и имущественного налога и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного и имущественного налога и пени, указывая, что ответчик состоит в налоговом учёте в качестве налогоплательщика, ИНН 056014485196, зарегистрирован по адресу: 367000 РД, <адрес>, пр. А. Акушинского, <адрес>, в связи с наличием зарегистрированных на его имя транспортных средств, имущества в 2018 г., указанных в налоговых уведомлениях. В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки, ФИО1 налог уплачен не был, налоговым органом в отношении него было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о необходимости уплаты транспортного и имущественного налога за период 2018 год. В соответствии со ст.ст. 356–363.1 Главы 28 Транспортный налог части 2 НК РФ, законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О транспортном налоге» и сведениям, полученным из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с п.4 ст.85 и п.п.1–2 ст.362 НК РФ, ФИО1 является плательщиком транспортного налога и обязан уплатить налог на имеющиеся в его собственности транспортные средства. Так, согласно ст.2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № с дополнениями и изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2018 году налогоплательщику был начислен транспортный налог в размере 22 374 руб. за автомашину ВАЗ 21093 К146ОХ10, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 1844 ACTROS M416PE32, исходя из мощности автомашины, с учётом ставки налога. В соответствии со ст.75 НК РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Расчёт сумм пени прилагается.
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ, ст.ст.1,2 Закона №–1 от ДД.ММ.ГГГГ «О налогах на имущество физических лиц», на основании сведений, полученных в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, ответчик ФИО1 является плательщиком налога на имущество физического лица, ввиду наличия в собственности зарегистрированного имущества 05:40:000031:7351, в связи с чем, согласно решению Махачкалинского городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2018 г. начислен налог на имущество физических лиц в размере 1 089 рублей.
Налоговые ставки по данному виду налога на территории <адрес> устанавливаются согласно Постановлению Махачкалинского городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ №–2.
В случае неисполнения физическим лицом в установленный НК РФ срок (п.п.14 п.1 ст.31, п.1 ст.48 НК РФ) требования об уплате налога, налоговый орган вправе предъявить в суд иск о взыскании с физического лица недоимки по налогу и пени по этому налогу. Такой иск может быть подан в суд не раннее, чем истечёт срок исполнения требования об уплате налога (п.2 ст.48 НК РФ). Ввиду неуплаты суммы задолженности по налогам, инспекция обратилась в мировой суд судебного участка № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, после чего был вынесен судебный приказ. Позднее в инспекцию поступило определение от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа в связи с поступлением возражений ответчика. В ходе проверочных мероприятий выяснилось, что задолженности ФИО1 так и не погашены. Просит суд взыскать с ФИО1 задолженность на общую сумму 23 816.89 рублей в период за 2018 год.
Представитель истца ИФНС России по <адрес>, ответчик ФИО1 и его представитель, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, надлежаще извещённых, в упрощённом (письменном) порядке, согласно ч.7 ст.150, ч.2 ст.289, п.4 ч.1 ст.291 КАС РФ, так как явка сторон по закону не является обязательной и не признана таковой судом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьёй 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги;
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (2.1).
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесённого к региональным налогам и сборам.
Согласно ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством РФ, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
В соответствии со статьёй 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.401 НК РФ, объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; иные здания, строения, сооружения, помещения.
Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем — в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.45 НК РФ, налоговым периодом признаётся календарный год.
Согласно ст.406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы кадастровой и инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Согласно ст.409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ч.5 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.75 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляется пени.
Согласно материалам дела, следует, что ответчик ФИО1 находится на налоговом учёте в инспекции ФНС по <адрес>, имеет ИНН 056014485196 и является плательщиком транспортного налога ввиду наличия зарегистрированных на его имя транспортных средств и объектов недвижимости в налоговом периоде 2018 г., зарегистрированных органами ГИБДД МВД по РД, Управления Росреестра по РД, указанных в налоговом уведомлении за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно вышеприведённому налоговому уведомлению, следует, что налоговый орган направляет ФИО1 извещение о необходимости уплаты транспортного и имущественного налогов за 2018 г., за транспортные средства ВАЗ 21093 К146ОХ10, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 1844 ACTROS M416PE32, имущества, ввиду наличия в собственности <адрес>:40:000031:7351 по адресу: <адрес> указанием расчёта налога, исходя из мощности транспортного средства, ставки налога, количества месяцев в году, исходя из инвентаризационной стоимости, и всего на сумму 23 463,00 рублей, которые необходимо уплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованию № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, следует, что налоговый орган извещает ФИО1 о наличии задолженности по транспортному налогу на сумму 22374.00 рублей и пени 337.47 рублей, и задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 1089.00 руб. и пени 16.42 руб., срок уплаты согласно закону ДД.ММ.ГГГГ год, который необходимо уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные налоговые уведомление и требование направлены заказной почтой, о чём имеются реестры направления писем в материалах дела.
Ввиду неисполнения требования налогового органа, истец обратился в суд за вынесением судебного приказа, когда ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ мировым судьёй судебного участка № <адрес>.
Мировой судья судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выносит определение об отмене судебного приказа о взыскании транспортного и имущественного налога и пени ввиду поступления возражений от должника ФИО1.
С настоящим иском налоговый орган обратился в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Таким образом, при исследовании вышеуказанных норм закона и представленных материалов дела следует, что истцом соблюдена процедура направления требования об уплате налога, соблюдён срок предъявления административного иска в суд, правильно определена сумма задолженности, в связи с чем данные требования о взыскании налога подлежат удовлетворению.
Суд отвергает доводы ответчика о том, что им частично оплачен транспортный налог, так как из представленных суду чеков по операциям видно, что оплата производилась за налоговый период 2020 года, тогда как истец требует взыскать налоги за 2018 год.
Доводы ответчика ФИО1 о неполучении налоговых уведомлений и требования опровергаются материалами дела, так как основаны на неправильном толковании закона.
Действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств (пункт 1).
Согласно статье 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (абзац первый пункта 1).
На основании абзаца первого пункта 15 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, если налоговый орган по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, и в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.
Из приведенных положений следует, что постановка физического лица на учет в налоговом органе допускается как по месту нахождения принадлежащего ему имущества, так и по месту его жительства. Однако в том случае, когда в результате смены физическим лицом места жительства место нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортных средств перестает совпадать с местом жительства физического лица, постановка физического лица на учет в налоговом органе осуществляется по месту жительства физического лица на основании сведений, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства.
Местом нахождения транспортных средств признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство (п.5 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исчисление транспортного налога физическому лицу-владельцу транспортного средства осуществляется в налоговом органе, соответствующим месту регистрации транспортного средства.
На основании пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
В соответствии с п.1 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 24.1 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке регистрации транспортных средств" предусмотрено, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации или в свидетельстве о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.
При регистрации либо изменении регистрационных данных транспортных средств, в паспортах транспортных средств делаются соответствующие отметки, производится замена регистрационных документов, а при отсутствии - их выдача (пункт 41 приказа).
Аналогичные положения содержатся в п.11 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России" (действовавшего на момент возникновения спорных отношений).
На основании пункта 55 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним" изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными
подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные п.32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что при изменении места жительства собственник транспортного средства обязан внести изменения в регистрационные документы, что ответчиком ФИО1 не было сделано.
Ввиду того, что ответчиком не представлено доказательств исполнения обязанности об уплате налога, отсутствия иных оснований для отказа в иске, требования подлежат удовлетворению, так как процедура взыскания налога соблюдена, транспортные средства числились за ответчиком в указанном налоговом периоде, сведений об уплате транспортного налога, наличия льгот, иных оснований, по которому взыскание налога невозможно, судом не установлено и суду ответчиком не представлено.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.(ч.6)
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ и ч.1 ст.114 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворённым требованиям.
Так как истец освобождён по закону от уплаты судебных расходов по оплате госпошлины при подаче иска, госпошлина взыскивается с ответчика в размере 915 руб., пропорционально удовлетворённым требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 289–290, ч.7 ст.150, 294–294.1 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по <адрес> к ФИО3 о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество и пени — удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, РД, в пользу УФК по РД (ИФНС России по <адрес>) задолженность перед бюджетом в сумме 23 816.89 рублей (двадцать три тысячи восемьсот шестнадцать рублей восемьдесят девять копеек) за налоговый период 2018 года, из которых: транспортный налог — 22 374 рублей, пени — 337.47 рублей, имущественный налог — 1 089 рублей, пени — 16.42 рублей.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход государства в размере 915 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Гунибский районный суд РД в месячный срок, со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий А.К. ФИО2