Дело № 5-119/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тверь 16 февраля 2021 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Дёмина Н.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой», ОГРН № ИНН №, место нахождения: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 9, корп. 1, почтовый адрес: г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 35, пом. 028, оф. 1, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,
у станови л:
Общество с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой» допустило неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, при этом такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, при следующих обстоятельствах.
19.03.2020 ООО «ЦентрСтрой», место нахождения: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 9, корп.1, являясь работодателем, не предоставило в срок, не превышающих три рабочих дня – до 18.03.2020 включительно в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции на территории Тверской области – УМВД России по Тверской области уведомление о заключении 15.03.2020 трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО1 в порядке, установленном п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приказом МВД России от 04.06.2019 № 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Соответствующее уведомление представлено ООО «ЦентрСтрой» в срок, превышающий три рабочих дня с даты заключения договора с иностранным гражданином - 20.04.2020.
Своими действиями ООО «ЦентрСтрой» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО «ЦентрСтрой» при надлежащем извещении не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя и защитника юридического лица, представил письменные объяснения, в которых, не отрицая наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП, отметил, что уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином было своевременно оформлено Обществом и в соответствии со сложившимся в тот момент порядком передано указанному гражданину для непосредственного предоставления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции на территории Тверской области – УВМ УМВД России по Тверской области, но в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, деятельность подразделения в тот момент была фактически парализована. Ситуация усугубилась тем, что ФИО1 не сумел своевременно подать в уполномоченный орган уведомление, скрыл данный факт от руководства Общества. После того, как руководству юридического лица стало известно о том, что уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином не направлено в адрес УМВД, данное уведомление было незамедлительно направлено в уполномоченный орган по почте, но указанное действие совершено с нарушением установленных законом сроков. Поскольку Общество, как работодатель, отвечает за действия своих работников, оно осознает тот факт, что изложенные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, полностью признает вину в совершении правонарушения и раскаивается в нем, перечисленные обстоятельства Общество просит признать обстоятельствами, смягчающими ответственность, принять во внимание, что уведомление направлено в уполномоченный орган до возбуждения дела об административном правонарушении. Юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, является субъектом малого предпринимательства. Со ссылкой на положения ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, указал, что в сложившейся ситуации цели и задачи производства по делу об административном правонарушении могут быть достигнуты без применения мер финансового либо организационного характера, а назначение Обществу предупреждения будет являться мерой, наиболее соответствующей достижению таких целей. В случае, если суд не сочтет возможным применить в отношении Общества положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, просил назначить юридическому лицу наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку санкция статьи является альтернативной, а в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, не допускается превращение административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. В сложившейся в настоящее время экономической ситуации, усугубленной распространением коронавирусной инфекции, наложение штрафа в установленном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ размере повлечет необоснованные убытки для Общества. С учетом изложенного ООО «ЦентрСтрой» поддержал позицию административного органа о нецелесообразности применения к Обществу наказания в виде административного штрафа, просил назначить юридическому лицу административное наказание в виде приостановления деятельности в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В части 1 примечания к данной норме установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года № 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Фактические обстоятельства правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ и вина ООО «ЦентрСтрой» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № 059342/65 от 07.09.2020, в котором указано событие правонарушения (л.д. 35-36);
-определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 65 и проведении административного расследования от 28.05.2020 (л.д. 1-2),
-копией докладной записки заместителя начальника ОВТМ УВМ УМВД России по Тверской области от 20.05.2020, согласно которой отделом по вопросам трудовой миграции проведен мониторинг сведений, представленных работодателями в уведомлениях о заключении трудового договора с иностранными гражданами, указанный мониторинг свидетельствует о возможном несоблюдении юридическими лицами обязательных требований, указанных в Федеральном законе № 115-ФЗ (л.д. 3),
-копией уведомления ООО «ЦентрСтрой» о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином ФИО1 от 17.04.2020, поступившего в ОВТМ УВМ УМВД России по Тверской области 20.04.2020 ( л.д. 5-8),
-копией трудового договора от 15.03.2020, заключенного ООО «ЦентрСтрой» с иностранным гражданином ФИО1 (л.д. 9-10),
-копией данных об иностранном гражданине – ФИО1, гражданине Республики Узбекистан (л.д. 13-14),
- сведениями АС ЦБДУИГ в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 (л.д. 15-18),
-выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ЦентрСтрой» (л.д. 19-21),
-сведениями из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оценив совокупность указанных доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, а вина ООО «ЦентрСтрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в судебном заседании, поскольку, в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», юридическое лицо в установленный законом трехдневный срок не направило в УМВД России по Тверской области уведомление о заключении 15.03.2020 трудового договора с иностранным гражданином.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не усматривается, принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения.
Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере миграционного контроля. Непредставление в установленный срок информации о заключении трудового договора с иностранным гражданином, необходимой для реализации государством миграционной политики, препятствует эффективному осуществлению полномочий по контролю в сфере миграции.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, признаю совершение административного правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ впервые, признание законным представителем юридического лица вины в совершении административного правонарушения и раскаяние в содеянном, направление Обществом уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином в УМВД России по Тверской области до возбуждения дела об административном правонарушении.
Санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ является альтернативной.
В силу абзаца второго части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вместе с тем, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, характера хозяйственной деятельности ООО «ЦентрСтрой», совокупности обстоятельств, смягчающих административную ответственность, полагаю, что назначение Обществу наказания в виде штрафа приведет к достижению целей административного наказания.
Согласно ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие по делу отягчающих обстоятельств, совокупность смягчающих ответственность обстоятельств, учитывая, что ООО «ЦентрСтрой» является микропредприятием, руководствуясь конституционным принципом соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, с учетом положений частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагаю возможным назначить Обществу наказание ниже низшего предела санкции ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, поскольку факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.
Применение меры административного наказания в виде штрафа даже в минимальном пределе санкции статьи может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, будет носить неоправданно высокий размер, негативно скажется на экономической деятельности Общества, не будет соответствовать тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, полагаю возможным назначить ООО «ЦентрСтрой» административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
С доводами законного представителя юридического лица о возможности применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не могу согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
По смыслу приведенных положений закона выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрено лишь при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении Общества проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.11.2008, дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Кроме того, с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется оснований для применения в данном случае положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как возникновение угрозы безопасности государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей.
Разъяснить, что штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Документ, подтверждающий его уплату, представляется в суд (г. Тверь, ул. Московская, д. 115, каб. 405).
Реквизиты для перечисления платежей: получатель платежа: УФК по Тверской области г. Тверь (УМВД России по Тверской области л/с 04361367590) ИНН 6902013070, КПП 695201001, ОКТМО 28701000, номер казначейского счета 03100643000000013600, ЕКС 40102810545370000029, в Отделение Тверь Банка России /УФК по Тверской области г. Тверь, БИК ТОФК 012809106, КБК 18811601181019000140, УИН №
За неуплату штрафа в установленный законом срок предусмотрена ответственность по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение 10 (десяти) суток со дня вручения копии постановления.
Судья . Н.В. Дёмина
Дело № 5-119/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тверь 16 февраля 2021 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Дёмина Н.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой», ОГРН № ИНН №, место нахождения: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 9, корп. 1, почтовый адрес: г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 35, пом. 028, оф. 1, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,
у станови л:
Общество с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой» допустило неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, при этом такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, при следующих обстоятельствах.
19.03.2020 ООО «ЦентрСтрой», место нахождения: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 9, корп.1, являясь работодателем, не предоставило в срок, не превышающих три рабочих дня – до 18.03.2020 включительно в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции на территории Тверской области – УМВД России по Тверской области уведомление о заключении 15.03.2020 трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО1 в порядке, установленном п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приказом МВД России от 04.06.2019 № 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Соответствующее уведомление представлено ООО «ЦентрСтрой» в срок, превышающий три рабочих дня с даты заключения договора с иностранным гражданином - 20.04.2020.
Своими действиями ООО «ЦентрСтрой» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО «ЦентрСтрой» при надлежащем извещении не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя и защитника юридического лица, представил письменные объяснения, в которых, не отрицая наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП, отметил, что уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином было своевременно оформлено Обществом и в соответствии со сложившимся в тот момент порядком передано указанному гражданину для непосредственного предоставления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции на территории Тверской области – УВМ УМВД России по Тверской области, но в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, деятельность подразделения в тот момент была фактически парализована. Ситуация усугубилась тем, что ФИО1 не сумел своевременно подать в уполномоченный орган уведомление, скрыл данный факт от руководства Общества. После того, как руководству юридического лица стало известно о том, что уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином не направлено в адрес УМВД, данное уведомление было незамедлительно направлено в уполномоченный орган по почте, но указанное действие совершено с нарушением установленных законом сроков. Поскольку Общество, как работодатель, отвечает за действия своих работников, оно осознает тот факт, что изложенные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, полностью признает вину в совершении правонарушения и раскаивается в нем, перечисленные обстоятельства Общество просит признать обстоятельствами, смягчающими ответственность, принять во внимание, что уведомление направлено в уполномоченный орган до возбуждения дела об административном правонарушении. Юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, является субъектом малого предпринимательства. Со ссылкой на положения ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, указал, что в сложившейся ситуации цели и задачи производства по делу об административном правонарушении могут быть достигнуты без применения мер финансового либо организационного характера, а назначение Обществу предупреждения будет являться мерой, наиболее соответствующей достижению таких целей. В случае, если суд не сочтет возможным применить в отношении Общества положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, просил назначить юридическому лицу наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку санкция статьи является альтернативной, а в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, не допускается превращение административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. В сложившейся в настоящее время экономической ситуации, усугубленной распространением коронавирусной инфекции, наложение штрафа в установленном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ размере повлечет необоснованные убытки для Общества. С учетом изложенного ООО «ЦентрСтрой» поддержал позицию административного органа о нецелесообразности применения к Обществу наказания в виде административного штрафа, просил назначить юридическому лицу административное наказание в виде приостановления деятельности в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В части 1 примечания к данной норме установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года № 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Фактические обстоятельства правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ и вина ООО «ЦентрСтрой» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № 059342/65 от 07.09.2020, в котором указано событие правонарушения (л.д. 35-36);
-определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 65 и проведении административного расследования от 28.05.2020 (л.д. 1-2),
-копией докладной записки заместителя начальника ОВТМ УВМ УМВД России по Тверской области от 20.05.2020, согласно которой отделом по вопросам трудовой миграции проведен мониторинг сведений, представленных работодателями в уведомлениях о заключении трудового договора с иностранными гражданами, указанный мониторинг свидетельствует о возможном несоблюдении юридическими лицами обязательных требований, указанных в Федеральном законе № 115-ФЗ (л.д. 3),
-копией уведомления ООО «ЦентрСтрой» о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином ФИО1 от 17.04.2020, поступившего в ОВТМ УВМ УМВД России по Тверской области 20.04.2020 ( л.д. 5-8),
-копией трудового договора от 15.03.2020, заключенного ООО «ЦентрСтрой» с иностранным гражданином ФИО1 (л.д. 9-10),
-копией данных об иностранном гражданине – ФИО1, гражданине Республики Узбекистан (л.д. 13-14),
- сведениями АС ЦБДУИГ в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 (л.д. 15-18),
-выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ЦентрСтрой» (л.д. 19-21),
-сведениями из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оценив совокупность указанных доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, а вина ООО «ЦентрСтрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в судебном заседании, поскольку, в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», юридическое лицо в установленный законом трехдневный срок не направило в УМВД России по Тверской области уведомление о заключении 15.03.2020 трудового договора с иностранным гражданином.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не усматривается, принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения.
Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере миграционного контроля. Непредставление в установленный срок информации о заключении трудового договора с иностранным гражданином, необходимой для реализации государством миграционной политики, препятствует эффективному осуществлению полномочий по контролю в сфере миграции.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, признаю совершение административного правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ впервые, признание законным представителем юридического лица вины в совершении административного правонарушения и раскаяние в содеянном, направление Обществом уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином в УМВД России по Тверской области до возбуждения дела об административном правонарушении.
Санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ является альтернативной.
В силу абзаца второго части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вместе с тем, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, характера хозяйственной деятельности ООО «ЦентрСтрой», совокупности обстоятельств, смягчающих административную ответственность, полагаю, что назначение Обществу наказания в виде штрафа приведет к достижению целей административного наказания.
Согласно ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие по делу отягчающих обстоятельств, совокупность смягчающих ответственность обстоятельств, учитывая, что ООО «ЦентрСтрой» является микропредприятием, руководствуясь конституционным принципом соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, с учетом положений частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагаю возможным назначить Обществу наказание ниже низшего предела санкции ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, поскольку факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.
Применение меры административного наказания в виде штрафа даже в минимальном пределе санкции статьи может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, будет носить неоправданно высокий размер, негативно скажется на экономической деятельности Общества, не будет соответствовать тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, полагаю возможным назначить ООО «ЦентрСтрой» административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
С доводами законного представителя юридического лица о возможности применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не могу согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
По смыслу приведенных положений закона выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрено лишь при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении Общества проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.11.2008, дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Кроме того, с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется оснований для применения в данном случае положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как возникновение угрозы безопасности государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей.
Разъяснить, что штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Документ, подтверждающий его уплату, представляется в суд (г. Тверь, ул. Московская, д. 115, каб. 405).
Реквизиты для перечисления платежей: получатель платежа: УФК по Тверской области г. Тверь (УМВД России по Тверской области л/с 04361367590) ИНН 6902013070, КПП 695201001, ОКТМО 28701000, номер казначейского счета 03100643000000013600, ЕКС 40102810545370000029, в Отделение Тверь Банка России /УФК по Тверской области г. Тверь, БИК ТОФК 012809106, КБК 18811601181019000140, УИН №
За неуплату штрафа в установленный законом срок предусмотрена ответственность по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение 10 (десяти) суток со дня вручения копии постановления.
Судья . Н.В. Дёмина