...
УИД: 89RS0005-01-2020-005236-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"25" декабря 2020 г. город Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Авдеенко Ю.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мицкевич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2652/2020 по административному иску Власова В.В. к призывной комиссии муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения,
установил:
истец Власов В.В. обратился в суд к призывной комиссии муниципального образования город Ноябрьск о признании незаконным решения о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
Истец состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по ЯНАО в г. Ноябрьске. Осенью 2020 года он проходил мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Во время прохождения медицинского обследования он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (Б-4), на основании которого призывной комиссией было принято решение о призыве его на военную службу и вручена повестка. Однако с указанным решением он не согласен по той причине, что у него имеется заболевание ... что является основанием для определения категории годности "В" – ограниченно годен к военной службе. Врачами-специалистами его жалобы не были приняты во внимание, не были изучены имеющиеся у него медицинские документы, вследствие чего в отношении него неверно определена категория годности к военной службе.
В порядке подготовки в соответствии с частью 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа".
В судебном заседании административный истец Власов В.В. участия не принимал, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, на административном иске настаивал.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Смердова Л.А. в судебном заседании не участвовала, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поддержав доводы возражений, суть которых сводится к тому, что решение о категории годности военно-врачебной комиссией принято на основании проведённого обследования призывника. При прохождении административным истцом медицинской комиссии ему был поставлен диагноз: "...". Указанное заболевание в соответствии с Расписанием болезней отнесено к таблице дополнительных требований, которая определяет категорию годности Б, то есть годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения - 4. Копия справки из ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьска ССМП" не раскрывает указанный в ней диагноз, дана рекомендация о получении консультации терапевта, однако документов, подтверждающих факт обращения к данному специалисту, Власовым В.В. представлено не было. Каких-либо других заболеваний у призывника не выявлено, медицинских документов, указывающих на наличие заболевания, а также его лечение от Власова В.В. не поступало.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, решения (заключения) призывной комиссии, которая выполняет публичную функцию путем реализации возложенных государством распорядительных полномочий в сфере призыва на военную службу и гражданскую альтернативную службу, подлежат обжалованию в порядке административного судопроизводства.
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту – Закон № 53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, которое определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее – Положение о призыве на военную службу).
Положением о призыве на военную службу предусмотрено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
В силу статьи 28 Закона № 53-ФЗ решение о призыве на военную службу принимает призывная комиссия.
В силу положений пункта 1 статьи 26, пункта 1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно статье 5.1 Закона № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование. Пунктом 5 упомянутого выше Положения предусмотрено, что призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 240 и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 168 от 23 мая 2001 г. утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее по тексту – Инструкция).
В пункте 9 Инструкции указано, что врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
Врач-специалист, осуществляющий медицинский осмотр гражданина, призванного на военную службу, записывает результаты осмотра в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (пункт 18 Инструкции).
Если при медицинском осмотре у гражданина, призванного на военную службу, изменяется категория годности к военной службе по состоянию здоровья или он нуждается в обследовании (лечении), то ему в тот же день проводится медицинское освидетельствование врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, осуществляющими контрольное медицинское освидетельствование призывников (пункт 20 Инструкции).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Власов В.В. состоит на воинском учете с 21.01.2014. При первоначальной постановке на воинский учет призывнику определена категория годности "А" (годен к военной службе).
В Ямало-Ненецком автономном округе с 1 октября 2020 г. проходит призывная кампания.
Из материалов дела видно, что 02.10.2020 при осмотре врачом-терапевтом был направлен на дополнительное обследование (ЭхоКГ). Эхокардиография была пройдена Власовым В.В. 09.10.2020, что следует из представленного заключения.
При повторном медицинском освидетельствовании 20.10.2020 Власову В.В. врачом-специалистом поставлен диагноз ...", и на основании статьи ... Расписания болезней он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (Б-4).
По результатам пройденного Власовым В.В. медицинского освидетельствования, с учетом итогового заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, 5 ноября 2020 г. призывная комиссия приняла решение о его годности к военной службе с незначительными ограничениями (Б-4), с направлением в артиллерийские части.
В целях определения годности к военной службе, заболеваний у граждан, призванных на военные сборы проводится военно-врачебная экспертиза, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № (далее – Положение о военно-врачебной комиссии).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной комиссии военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
При этом призывник направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности его к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов.
Из личного дела призывника Власова В.В. следует, что при прохождении медицинского освидетельствования он был осмотрен следующими врачами-специалистами: хирург, терапевт, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, невропатолог, дерматолог, при этом предъявлял жалобы ..., иных жалоб не предъявлял, что зафиксировано в листах медицинского освидетельствования.
В соответствующем листе освидетельствования терапевтом содержатся данные его анамнеза и объективного исследования, по результатам которого врачом-специалистом административному истцу поставлен диагноз ...", и он признан годным к военной службе: категория годности – Б, показатель предназначения – 4.
Обращаясь с настоящим иском в суд, административный истец полагает, что у него имеется заболевание ...", таким образом, ему должна была быть определена категория годности "В" - ограниченно годен к военной службе.
Между тем, медицинских документов о наличии у истца заболевания, относящегося к статье ... Расписания болезней, ни на момент прохождения медицинского освидетельствования, ни на момент заседания призывной комиссии не имелось.
Так, статьей ...
К пункту "а" относится ...
...
...
Освидетельствование при впервые выявленных признаках ... проводится только после обследования в стационарных условиях.
При наличии ... подтвержденной медицинскими документами о лечении в стационарных условиях и обращениях за медицинской помощью, заключение о категории годности к военной службе граждан, освидетельствуемых по графам I, II, III расписания болезней (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), может быть вынесено без обследования в стационарных условиях.
При отсутствии документального подтверждения анамнеза заболевания верифицирующими тестами диагноза ... при стойкой ремиссии являются .... Дополнительным критерием может служить исследование в крови общего и (или) специфического иммуноглобулина E.
В случае если ... являются осложнением других заболеваний, категория годности к военной службе определяется в зависимости от течения основного заболевания по соответствующим статьям расписания болезней.
В подтверждение наличия диагноза ... истцом приложена справка ГБУЗ "Ноябрьская ССМП" от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, по сообщению ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" от 25.12.2020 следует, что на диспансерном учете в данном учреждении Власов В.В. не состоит, по поводу лечения данного заболевания в период с 2014 года не обращался.
Из карты вызова скорой медицинской помощи следует, что наличие у Власова В.В. в анамнезе заболевания "..." указано только с его слов.
Из учетного дела призывника Власова В.В. следует, что врачи специалисты, и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, располагали объективными данными о фактическом состоянии здоровья административного истца, которые являлись достаточными для принятия решения о призыве.
При этом, доказательств тому, что у административного истца имелось иное заболевание, кроме установленного врачом-терапевтом по результатам медицинского освидетельствования, комиссии при прохождении медицинского освидетельствования истцом представлено не было. Следовательно, результаты медицинского освидетельствования были основаны на полном комплексе диагностических мероприятий и исследований с учетом совокупности имеющихся заболеваний истца, что было учтено и при принятии решения призывной комиссии.
Установленные диагнозы позволяют определить Власову В.В. категорию годности "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения – 4.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Власов В.В. прошел медицинское освидетельствование без нарушения установленного порядка, по результатам которого был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (Б-4), а призывная комиссия обоснованно приняла решение о призыве его на военную службу.
Поскольку на день принятия оспариваемого решения заболеваний, препятствующих прохождению Власову В.В. военной службы выявлено не было, документов, подтверждающих наличие у него заболеваний, делающих невозможной службу в вооруженных силах, и ставящих под угрозу состояние его здоровья, суду не представлено, решение призывной комиссии от 5 ноября 2020 г., оформленное протоколом № 3, не может быть признано незаконным.
Согласно пункту 27 Приказа Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава Российской Федерации № 168 от 23 мая 2001 г. "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе.
Пунктом 7 указанного Положения установлено, что независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем).
Таким образом, инициатива прохождения контрольного освидетельствования и независимой экспертизы должны исходить от призывника.
Вместе с тем, Власов В.В. правом на контрольное освидетельствование и повторное освидетельствование не воспользовался, с заявлением о проведении независимой военно-врачебной экспертизы не обращался.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Власову В.В. в удовлетворении исковых требований к призывной комиссии муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании решения призывной комиссии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционных жалоб через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: ...
...
...