Решение по делу № 33-264/2022 (33-9624/2021;) от 12.10.2021

Судья Воробьев В.А. Дело № 33-264/2022

2-2372/2021

УИД 25RS0001-01-2021-001763-32

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2022 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе

председательствующего судьи Ильиных Е.А.

судей Веригиной И.Н., Коржевой М.В.

при секретаре Якушевской М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неман Евгения Витальевича к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Войсковая часть 62665», 696 ОСОФ о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 августа 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.

С ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Неман Евгения Витальевича взыскана задолженность по оплате труда за период с октября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 240799,36 руб., доплата за отпуск с 1 по 18 декабря 2020 года в размере 11768,58 руб., компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.

Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Неман Е.В. обратился в суд с названным иском к ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», в обосновании требований указал, что является ... находящегося на финансовом обеспечении ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю». В период с октября 2019 года по декабрь 2020 года на основании приказов работодателя работал в ночное время, привлекался к работе в выходные и праздничные дни, однако оплата труда произведена работодателем не в полном объеме, а также без компенсационных и стимулирующих надбавок. Согласно окончательному расчету за время работы ему не оплачена работа днем в количестве 180 часов, работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100%, работа ночью в выходные и праздничные дни оплачена в размере 235% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпуска. 284 часа работы за временно отсутствующего работника оплачены без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных и стимулирующих надбавок. С учетом уточненных в судебном заседании требований истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате труда за период с октября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 240 799,36 руб., доплату за отпуск с 1 по 18 декабря 2020 года в размере 11 768,58 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требованиях.

Истец, представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Из материалов гражданского дела усматривается, что работодателем Неман Е.В. является 696 Отряд судов обеспечения Флота, непосредственное руководство которого осуществляет ФКУ Войсковая часть 62665. Вместе с тем, 696 Отряд судов обеспечения Флота, ФКУ Войсковая часть 62665 к участию в деле в качестве ответчиков не привлекалась. Кроме того, 696 Отряд судов обеспечения Флота, ФКУ Войсковая часть 62665 входят в структуру Министерства обороны Российской Федерации и являются его обособленными подразделениями. Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле также привлечено не было.

С учетом изложенного, протокольным определением от 07.12.2021 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с привлечением к участию в деле в качестве ответчика 696 Отряд судов обеспечения Флота.

Протокольными определениями от 25.01.2022 и 15.03.2022 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации и ФКУ Войсковая часть 62665.

Истец, представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», ФКУ Войсковая часть 62665, 696 ОСОФ в судебное заседание не явились.

О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из анализа положений статей 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, при этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

При этом конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Также коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором устанавливаются конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (статья 154 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью 44751 (реорганизованной в 696 ОСОФ) в лице командира (Работодатель) и Неман Е.В. (Работник) заключен трудовой договор , в соответствии с которым, истец принят на работу на неопределенный срок на должность ....

Согласно пункту 4 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата в размере 10 940 рублей в месяц, а также компенсационные выплаты: дальневосточная надбавка 30%, районный коэффициент 30%, за выслугу лет 40%. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.

Из пункта 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором.

В пункте 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах); а также дополнительный за вредность и за ненормированность рабочего времени по решению командира или в соответствии с коллективным договором.

696 ОСОФ является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации и входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована.

Финансово-экономическое обеспечение 696 ОСОФ осуществляется на счет средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

Статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В спорный период выплата заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлялась на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ ).

В части 2 Приказа разъяснены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Так, к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Приложение N 1к приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 822).

Согласно пункту 3 части 2 Приказа выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - совмещение), в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) устанавливается компенсационная выплата за совмещение. Приказами руководителей воинских частей и организаций устанавливаются совмещаемая профессия (должность), объем дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размер выплаты в рублях. Размер выплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Выплата за совмещение производится за счет экономии фонда оплаты труда и в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала (п.13 ч.2 Приказа ).

Членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время (п.59 Приказа ).

Из пункта 17 Приказа следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время и размер компенсационной выплаты 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время за выполнение обязанностей недостающего работника установлены коллективным договором 696 ОСОФ на 2019-2022 гг.

Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.

Коллективным договором 696 ОСОФ истцу установлен суммированный учет рабочего времени.

В спорный период с октября 2019 года по декабрь 2020 года работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также исполнял обязанности за временно отсутствующего работника.

Как следует из представленных табелей учета рабочего времени, в октябре 2019 года истцом отработано 232 часа, из которых: 16 часов в праздничные (праздничные) дни, 32 часа сверхурочно, 62 часа в ночное время, 116 часов во вредных условиях труда. В ноябре 2019 года истцом отработано 248 часов, из которых: 80 часов в праздничные (праздничные) дни, 8 часов сверхурочно, 66 часов в ночное время, 124 часа во вредных условиях труда. В декабре 2019 года истцом отработано 231 час, из которых: 24 часа в праздничные (праздничные) дни, 32 часа сверхурочно, 60 часов в ночное время, 116 часов во вредных условиях труда. В январе 2020 года истцом отработано 208 часов, из которых: 48 часов в праздничные (праздничные) дни, 24 часа сверхурочно, 64 часа в ночное время, 104 часа во вредных условиях труда. В феврале 2020 года истцом отработано 184 часа, из которых: 16 часов в праздничные (праздничные) дни, 16 часов сверхурочно, 58 часов в ночное время, 92 часа во вредных условиях труда. В марте 2020 года истцом отработано 256 часов, из которых: 56 часов в праздничные (праздничные) дни, 32 часа сверхурочно, 66 часов в ночное время, 128 часов во вредных условиях труда. В апреле 2020 года истцом отработано 240 часов, из которых: 64 часа в праздничные (праздничные) дни, 1 час сверхурочно, 60 часов в ночное время, 120 часов во вредных условиях труда. В мае 2020 года истцом отработано 248 часов, из которых: 80 часов в праздничные (праздничные) дни, 33 часа сверхурочно, 66 часов в ночное время, 124 часа во вредных условиях труда. В июне 2020 года истцом отработано 120 часов, из которых: 8 часов в праздничные (праздничные) дни, 8 часов сверхурочно, 34 часа в ночное время, 60 часов во вредных условиях труда. В июле 2020 года истцом отработано 240 часов, из которых: 48 часов в праздничные (праздничные) дни, 8 часов сверхурочно, 100 часов в ночное время, 120 часов во вредных условиях труда. В августе 2020 года истцом отработано 200 часов, из которых: 16 часов в праздничные (праздничные) дни, 16 часов сверхурочно, 60 часов в ночное время, 100 часов во вредных условиях труда. В сентябре 2020 года истцом отработано 224 часа, из которых: 32 часа в праздничные (праздничные) дни, 16 часов сверхурочно, 82 часа в ночное время, 112 часов во вредных условиях труда. В октябре 2020 года истцом отработано 248 часов, из которых: 72 часа в праздничные (праздничные) дни, 122 часа в ночное время, 124 часа во вредных условиях труда. В ноябре 2020 года истцом отработано 224 часа, из которых: 48 часов в праздничные (праздничные) дни, 17 часов сверхурочно, 82 часа в ночное время, 112 часов во вредных условиях труда. В декабре 2020 года истцом отработано 72 часа, из которых: 1 час сверхурочно, 24 часа в ночное время, 36 часов во вредных условиях труда.

При этом работа в ночные часы вошла в общее количество часов, отработанное за месяц.

Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, указанные отработанные часы оплачены истцу. При этом как видно из возражений ответчика, работа в ночное время оплачена по форме: часовая ставка оклада (оклад + повышение за ВУД 8% + повышение за СПСО 15%/норму часов в месяце)* 35 %* количество отработанных часов. За работу в выходные и праздничные дни истцу помимо 2-го размера часовой ставки произведены компенсационные и стимулирующие выплаты по форме: (морская надбавка + надбавка за выслугу + надбавка за секретность) / норму часов в месяце*2.

За выполнение обязанностей недостающего по штату работника истцу, исходя из количества отработанного времени, выплачен оклад по штатной должности недостающего работника, а также надбавка в размере 10%.

Из данного следует, что оплата труда ФИО1 произведена в соответствии с положениями Приказа , а также коллективного трудового договора.

ФИО1, заключив трудовой договор с 696 ОСОФ, являющейся структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.

При этом судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с доводом истца о том, что доплата в размере 35% за работу в ночное время подлежит начислению и выплате с применением к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - со всеми надбавками, предусмотренными системой оплаты труда; работа за временно отсутствующего работника – с увеличивающими оклад и применяемые к нему компенсационные, стимулирующие надбавки.

Система оплаты труда Министерства обороны РФ в части оплаты в повышенном размере не противоречит Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 554, предусматривающему единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20% доплата за каждый час работы. Поскольку доплата определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы), другие доплаты и (или) надбавки при расчете не учитываются. То есть спорная доплата не увеличивает должностной оклад, а определяется как самостоятельная компенсационная выплата пропорционально от должностного оклада.

В свою очередь, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, на которое ссылается представитель истца, не подлежат применению к правоотношениям сторон, поскольку положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время, за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника, за работу в сверхурочное время, в указанном постановлении не оценивалось.

Принимая во внимание, что на часы работы истца в ночное время, как в пределах нормы, так и за ее пределами ответчиком уже произведено начисление компенсационных и стимулирующих выплат, учет размера этих выплат при расчете доплаты за работу в ночное время повлечет начисление компенсационной выплаты на компенсационные выплаты, что не предусмотрено действующим правовым регулированием. Отсутствуют и основания для проведения истцу оплаты за временно отсутствующего работника с учетом применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок, поскольку соответствующая доплата в силу вышеприведенного правового регулирования соотнесена только с должностным окладом недостающего работника.

В силу ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса) только с его письменного согласия. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Из данного следует, что выполнение трудовой функции за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника носит добровольный характер и подлежит оплате в соответствии с установленной системой оплаты труда.

Не подлежат удовлетворению требования истца об оплате 180 часов сверх нормальной продолжительности рабочего времени в 2020 году.

Согласно п. 1 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа представляет собой работу, выполняемую работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Исходя из положений вышеуказанной статьи, привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия и в определенных случаях, работник имеет право отказаться от сверхурочной работы.

По делу установлено, что приказы работодателя о привлечении истца к сверхурочной работе работодателем не выносились.

Как следует из трудового договора сторон, истцу установлен ненормированный рабочий день.

В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что за ненормированность рабочего времени работнику предоставляется ежегодный дополнительный отпуск до 7 календарных дней.

В соответствии с условиями коллективного договора, должность истца предусматривает право на дополнительный отпуск за ненормированность рабочего времени в количестве 7 календарных дней.

В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Прежняя редакция статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации (до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ) предусматривала, что в случае, если работодатель не предоставляет дополнительные отпуска работнику с ненормированным рабочим днем, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Однако с момента вступления в силу указанного Федерального закона единственной возможной компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, является предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может составлять менее трех календарных дней (часть 1 статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает.

В силу статьи 97 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа (статья 99 Трудового кодекса РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 Трудового кодекса РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

Соответственно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.

При таких обстоятельствах, с учетом установленного истцу ненормированного рабочего времени по соглашению сторон, правовых оснований для оплаты истцу работы за пределами нормальной продолжительности времени не имеется.

С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует, требования ФИО1 о взыскании в счет оплаты труда за период с октября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 240 799,36 руб. не подлежат удовлетворению.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования о взыскании оплаты труда, то не имеется оснований для удовлетворения производного требования о взыскании доплаты отпуска с 1 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 768,58 руб.

Рассматривая требование истца о компенсации морального вреда в размере 2000 руб., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 237 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность компенсации работнику морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя, который возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что судом не установлено нарушений ответчиками трудовых прав истца, судебная коллегия считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 августа 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Неман Евгения Витальевича к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Войсковая часть 62665», 696 ОСОФ о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.05.2022.

Председательствующий

Судьи

Судья Воробьев В.А. Дело № 33-264/2022

2-2372/2021

УИД 25RS0001-01-2021-001763-32

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2022 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе

председательствующего судьи Ильиных Е.А.

судей Веригиной И.Н., Коржевой М.В.

при секретаре Якушевской М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неман Евгения Витальевича к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Войсковая часть 62665», 696 ОСОФ о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 августа 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.

С ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Неман Евгения Витальевича взыскана задолженность по оплате труда за период с октября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 240799,36 руб., доплата за отпуск с 1 по 18 декабря 2020 года в размере 11768,58 руб., компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.

Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Неман Е.В. обратился в суд с названным иском к ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», в обосновании требований указал, что является ... находящегося на финансовом обеспечении ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю». В период с октября 2019 года по декабрь 2020 года на основании приказов работодателя работал в ночное время, привлекался к работе в выходные и праздничные дни, однако оплата труда произведена работодателем не в полном объеме, а также без компенсационных и стимулирующих надбавок. Согласно окончательному расчету за время работы ему не оплачена работа днем в количестве 180 часов, работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100%, работа ночью в выходные и праздничные дни оплачена в размере 235% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпуска. 284 часа работы за временно отсутствующего работника оплачены без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных и стимулирующих надбавок. С учетом уточненных в судебном заседании требований истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате труда за период с октября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 240 799,36 руб., доплату за отпуск с 1 по 18 декабря 2020 года в размере 11 768,58 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требованиях.

Истец, представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Из материалов гражданского дела усматривается, что работодателем Неман Е.В. является 696 Отряд судов обеспечения Флота, непосредственное руководство которого осуществляет ФКУ Войсковая часть 62665. Вместе с тем, 696 Отряд судов обеспечения Флота, ФКУ Войсковая часть 62665 к участию в деле в качестве ответчиков не привлекалась. Кроме того, 696 Отряд судов обеспечения Флота, ФКУ Войсковая часть 62665 входят в структуру Министерства обороны Российской Федерации и являются его обособленными подразделениями. Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле также привлечено не было.

С учетом изложенного, протокольным определением от 07.12.2021 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с привлечением к участию в деле в качестве ответчика 696 Отряд судов обеспечения Флота.

Протокольными определениями от 25.01.2022 и 15.03.2022 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации и ФКУ Войсковая часть 62665.

Истец, представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», ФКУ Войсковая часть 62665, 696 ОСОФ в судебное заседание не явились.

О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из анализа положений статей 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, при этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

При этом конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Также коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором устанавливаются конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (статья 154 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью 44751 (реорганизованной в 696 ОСОФ) в лице командира (Работодатель) и Неман Е.В. (Работник) заключен трудовой договор , в соответствии с которым, истец принят на работу на неопределенный срок на должность ....

Согласно пункту 4 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата в размере 10 940 рублей в месяц, а также компенсационные выплаты: дальневосточная надбавка 30%, районный коэффициент 30%, за выслугу лет 40%. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.

Из пункта 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором.

В пункте 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах); а также дополнительный за вредность и за ненормированность рабочего времени по решению командира или в соответствии с коллективным договором.

696 ОСОФ является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации и входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована.

Финансово-экономическое обеспечение 696 ОСОФ осуществляется на счет средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

Статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В спорный период выплата заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлялась на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ ).

В части 2 Приказа разъяснены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Так, к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Приложение N 1к приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 822).

Согласно пункту 3 части 2 Приказа выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - совмещение), в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) устанавливается компенсационная выплата за совмещение. Приказами руководителей воинских частей и организаций устанавливаются совмещаемая профессия (должность), объем дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размер выплаты в рублях. Размер выплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Выплата за совмещение производится за счет экономии фонда оплаты труда и в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала (п.13 ч.2 Приказа ).

Членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время (п.59 Приказа ).

Из пункта 17 Приказа следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время и размер компенсационной выплаты 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время за выполнение обязанностей недостающего работника установлены коллективным договором 696 ОСОФ на 2019-2022 гг.

Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.

Коллективным договором 696 ОСОФ истцу установлен суммированный учет рабочего времени.

В спорный период с октября 2019 года по декабрь 2020 года работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также исполнял обязанности за временно отсутствующего работника.

Как следует из представленных табелей учета рабочего времени, в октябре 2019 года истцом отработано 232 часа, из которых: 16 часов в праздничные (праздничные) дни, 32 часа сверхурочно, 62 часа в ночное время, 116 часов во вредных условиях труда. В ноябре 2019 года истцом отработано 248 часов, из которых: 80 часов в праздничные (праздничные) дни, 8 часов сверхурочно, 66 часов в ночное время, 124 часа во вредных условиях труда. В декабре 2019 года истцом отработано 231 час, из которых: 24 часа в праздничные (праздничные) дни, 32 часа сверхурочно, 60 часов в ночное время, 116 часов во вредных условиях труда. В январе 2020 года истцом отработано 208 часов, из которых: 48 часов в праздничные (праздничные) дни, 24 часа сверхурочно, 64 часа в ночное время, 104 часа во вредных условиях труда. В феврале 2020 года истцом отработано 184 часа, из которых: 16 часов в праздничные (праздничные) дни, 16 часов сверхурочно, 58 часов в ночное время, 92 часа во вредных условиях труда. В марте 2020 года истцом отработано 256 часов, из которых: 56 часов в праздничные (праздничные) дни, 32 часа сверхурочно, 66 часов в ночное время, 128 часов во вредных условиях труда. В апреле 2020 года истцом отработано 240 часов, из которых: 64 часа в праздничные (праздничные) дни, 1 час сверхурочно, 60 часов в ночное время, 120 часов во вредных условиях труда. В мае 2020 года истцом отработано 248 часов, из которых: 80 часов в праздничные (праздничные) дни, 33 часа сверхурочно, 66 часов в ночное время, 124 часа во вредных условиях труда. В июне 2020 года истцом отработано 120 часов, из которых: 8 часов в праздничные (праздничные) дни, 8 часов сверхурочно, 34 часа в ночное время, 60 часов во вредных условиях труда. В июле 2020 года истцом отработано 240 часов, из которых: 48 часов в праздничные (праздничные) дни, 8 часов сверхурочно, 100 часов в ночное время, 120 часов во вредных условиях труда. В августе 2020 года истцом отработано 200 часов, из которых: 16 часов в праздничные (праздничные) дни, 16 часов сверхурочно, 60 часов в ночное время, 100 часов во вредных условиях труда. В сентябре 2020 года истцом отработано 224 часа, из которых: 32 часа в праздничные (праздничные) дни, 16 часов сверхурочно, 82 часа в ночное время, 112 часов во вредных условиях труда. В октябре 2020 года истцом отработано 248 часов, из которых: 72 часа в праздничные (праздничные) дни, 122 часа в ночное время, 124 часа во вредных условиях труда. В ноябре 2020 года истцом отработано 224 часа, из которых: 48 часов в праздничные (праздничные) дни, 17 часов сверхурочно, 82 часа в ночное время, 112 часов во вредных условиях труда. В декабре 2020 года истцом отработано 72 часа, из которых: 1 час сверхурочно, 24 часа в ночное время, 36 часов во вредных условиях труда.

При этом работа в ночные часы вошла в общее количество часов, отработанное за месяц.

Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, указанные отработанные часы оплачены истцу. При этом как видно из возражений ответчика, работа в ночное время оплачена по форме: часовая ставка оклада (оклад + повышение за ВУД 8% + повышение за СПСО 15%/норму часов в месяце)* 35 %* количество отработанных часов. За работу в выходные и праздничные дни истцу помимо 2-го размера часовой ставки произведены компенсационные и стимулирующие выплаты по форме: (морская надбавка + надбавка за выслугу + надбавка за секретность) / норму часов в месяце*2.

За выполнение обязанностей недостающего по штату работника истцу, исходя из количества отработанного времени, выплачен оклад по штатной должности недостающего работника, а также надбавка в размере 10%.

Из данного следует, что оплата труда ФИО1 произведена в соответствии с положениями Приказа , а также коллективного трудового договора.

ФИО1, заключив трудовой договор с 696 ОСОФ, являющейся структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.

При этом судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с доводом истца о том, что доплата в размере 35% за работу в ночное время подлежит начислению и выплате с применением к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - со всеми надбавками, предусмотренными системой оплаты труда; работа за временно отсутствующего работника – с увеличивающими оклад и применяемые к нему компенсационные, стимулирующие надбавки.

Система оплаты труда Министерства обороны РФ в части оплаты в повышенном размере не противоречит Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 554, предусматривающему единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20% доплата за каждый час работы. Поскольку доплата определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы), другие доплаты и (или) надбавки при расчете не учитываются. То есть спорная доплата не увеличивает должностной оклад, а определяется как самостоятельная компенсационная выплата пропорционально от должностного оклада.

В свою очередь, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, на которое ссылается представитель истца, не подлежат применению к правоотношениям сторон, поскольку положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время, за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника, за работу в сверхурочное время, в указанном постановлении не оценивалось.

Принимая во внимание, что на часы работы истца в ночное время, как в пределах нормы, так и за ее пределами ответчиком уже произведено начисление компенсационных и стимулирующих выплат, учет размера этих выплат при расчете доплаты за работу в ночное время повлечет начисление компенсационной выплаты на компенсационные выплаты, что не предусмотрено действующим правовым регулированием. Отсутствуют и основания для проведения истцу оплаты за временно отсутствующего работника с учетом применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок, поскольку соответствующая доплата в силу вышеприведенного правового регулирования соотнесена только с должностным окладом недостающего работника.

В силу ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса) только с его письменного согласия. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Из данного следует, что выполнение трудовой функции за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника носит добровольный характер и подлежит оплате в соответствии с установленной системой оплаты труда.

Не подлежат удовлетворению требования истца об оплате 180 часов сверх нормальной продолжительности рабочего времени в 2020 году.

Согласно п. 1 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа представляет собой работу, выполняемую работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Исходя из положений вышеуказанной статьи, привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия и в определенных случаях, работник имеет право отказаться от сверхурочной работы.

По делу установлено, что приказы работодателя о привлечении истца к сверхурочной работе работодателем не выносились.

Как следует из трудового договора сторон, истцу установлен ненормированный рабочий день.

В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что за ненормированность рабочего времени работнику предоставляется ежегодный дополнительный отпуск до 7 календарных дней.

В соответствии с условиями коллективного договора, должность истца предусматривает право на дополнительный отпуск за ненормированность рабочего времени в количестве 7 календарных дней.

В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Прежняя редакция статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации (до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ) предусматривала, что в случае, если работодатель не предоставляет дополнительные отпуска работнику с ненормированным рабочим днем, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Однако с момента вступления в силу указанного Федерального закона единственной возможной компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, является предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может составлять менее трех календарных дней (часть 1 статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает.

В силу статьи 97 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа (статья 99 Трудового кодекса РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 Трудового кодекса РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

Соответственно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.

При таких обстоятельствах, с учетом установленного истцу ненормированного рабочего времени по соглашению сторон, правовых оснований для оплаты истцу работы за пределами нормальной продолжительности времени не имеется.

С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует, требования ФИО1 о взыскании в счет оплаты труда за период с октября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 240 799,36 руб. не подлежат удовлетворению.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования о взыскании оплаты труда, то не имеется оснований для удовлетворения производного требования о взыскании доплаты отпуска с 1 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 768,58 руб.

Рассматривая требование истца о компенсации морального вреда в размере 2000 руб., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 237 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность компенсации работнику морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя, который возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что судом не установлено нарушений ответчиками трудовых прав истца, судебная коллегия считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 августа 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Неман Евгения Витальевича к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Войсковая часть 62665», 696 ОСОФ о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.05.2022.

Председательствующий

Судьи

33-264/2022 (33-9624/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Неман Е.В.
Ответчики
ФКУ "УФО МО РФ"
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Веригина Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
12.10.2021Передача дела судье
09.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
07.12.2021Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
07.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022Передано в экспедицию
17.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее