Дело № 12-37/2019
РЕШЕНИЕ
30 января 2019 года г. Горно-Алтайск
Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Сумачаков И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска от 06 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска от 06 декабря 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. подала жалоба, в которой просит постановление мирового судьи отменить, возвратив дело на новое рассмотрение, указывая, что 28.08.2018 г. управлением в адрес РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» вынесено предупреждение об устранении допущенных нарушений законодательства в срок до 19.11.2018 г., направленное по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ, заказным письмом с уведомлением о вручении, и вернувшееся адресанту с отметкой на конверте об истечении сроков хранения, будучи неполученным данной некоммерческой организацией по причинам, связанным с ее собственным недобросовестным поведением. Поскольку организацией не были приняты все зависящие от нее меры по выполнению законного требования органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) в установленный в предупреждении срок, 20.11.2018 г. в отношении РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отсутствие ее представителя, не явившегося для составления протокола. Соответствующее извещение о времени и месте составления протокола содержалось в предупреждении от 28.08.2018 г. В постановлении мирового судьи указано, что в материалах дела отсутствуют сведения о получении организацией предупреждения от 28.08.2018 г., однако копия почтового конверта была направлена в суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Таким образом, фактическое неполучение организацией предупреждения по юридическому адресу не освобождает юридическое лицо от обязанности его исполнения, а учитывая, что вина организации в совершении административного правонарушения полностью доказана, постановление о прекращении производства по делу нельзя признать законным, а потому оно подлежит отмене.
Защитник РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций, контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Бараусова Т.С., составившая в отношении РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» протокол об административном правонарушении от 20.11.2018 г., жалобу поддержала, просила постановление отменить, возвратив дело на новое рассмотрение.
Судья, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что предупреждением об устранении нарушений законодательства № от 28.08.2018 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай председателю РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» Ш.А.С. указано на выявленные в ходе проведенной проверки деятельности организации нарушения законодательства, связанные с неопубликованием ежегодного отчета об использовании имущества организации, несоответствием положений Устава юридического лица действующим нормам права, а также невыполнением обязанностей, предусмотренных Уставом, нарушением периодичности проведения Общего собрания организации и заседаний Совета организации, неутверждением ежегодных отчетов Председателя и Контрольно-ревизионной комиссии (ревизора) организации, непроведением ежегодных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организации. Указано на необходимость устранения поименованных нарушений в срок до 19.11.2018 г., а в случае невыполнения требования – о необходимости явки представителя организации 20.11.2018 г. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай для составления протокола по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Предупреждение № от 28.08.2018 г. направлено на имя председателя РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» Ш.А.С. заказным почтовым письмом с уведомлением о вручении по адресу местонахождения организации в соответствии с ЕГРЮЛ: <адрес>, откуда вернулось неврученным в связи с истечением срока хранения.
Ввиду неисполнения указанного предупреждения (предписания) специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций, контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Бараусовой Т.С. 20.11.2018 г. в отношении РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 ст. 28.6 кодекса. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Системный анализ положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить лиц, в отношении которых такой протокол составляется, о факте, дате, времени и месте составления протокола в целях обеспечения их возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно может быть произведено с использование любых средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Так, согласно положениям ч. ч. 1. 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. При этом место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Доводы жалобы о том, что РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай», не предприняв мер по получению направляемой в его адрес по месту нахождения юридического лица в соответствии с ЕГРЮЛ почтовой корреспонденции, самостоятельно несет риск связанных с этим неблагоприятных последствий, являются правильными.
Вместе с тем извещение о составлении протокола об административном правонарушении не может быть произведено ранее факта обнаружения органом или должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, т.е. ранее выявления факта совершения такого административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении от 20.11.2018 г. составлен специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций, контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Бараусовой Т.С. в отсутствие законного представителя или защитника РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай».
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт надлежащего извещения РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как правильно установлено мировым судьей, уведомление о дате составления протокола об административном правонарушении, содержащееся в предупреждении № от 28.08.2018 г., нельзя признать надлежащим, поскольку на день его вынесения срок устранения нарушений не истек, а потому вывод о наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении был преждевременным.
Аналогичные выводы изложены Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 27 августа 2015 года № 85-АД15-4.
Поскольку предупреждением № от 28.08.2018 г. РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» было поставлено в известность не о составлении протокола в связи с наличием события административного правонарушения, а фактически лишь было предупреждено о наличии установленной законом административной ответственности за неисполнение содержащихся в нем требований и об условной возможности составления такого протокола, у должностного лица 20.11.2018 г. отсутствовали процессуальные основания для составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя или защитника РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай».
В этой связи имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении от 20.11.2018 г. составлен с нарушением процессуальных требований КоАП РФ, права РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» на защиту, что является основанием для признания данного протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, поскольку в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. Следовательно, протокол об административном правонарушении от 20.11.2018 г. как доказательство не может быть положен в основу выводов о виновности лица в совершении противоправного деяния.
В отсутствие протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи о прекращении производства по делу в отношении РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» является законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска от 06 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении РОО «Экспертный Совет по развитию делового климата Республики Алтай» оставить без изменения, жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Верховный Суд Республики Алтай и вступает в силу со дня его вынесения.
Судья И.Н. Сумачаков