ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...
30 июля 2019 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего ФИО10,
судей ФИО9 и Латыповой З.Г.,
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к государственному Учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан (далее - ГУ УПФ РФ в адрес Республики Башкортостан) об отмене решения в части отказа включить в специальный стаж периодов работы в связи с лечебной деятельностью, обязании включить периоды работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан ФИО9, ФИО2 и ее представителя ФИО8, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ УПФ РФ в адрес Республики Башкортостан ФИО6, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в адрес Республики Башкортостан, в котором просила отменить решение ГУ – УПФ в адрес Республики Башкортостан в части отказа включить в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью период работы с дата по дата в должности фельдшера по приему вызовов скорой помощи ГБУЗ РБ Калтасинская ЦРБ и в период с дата по дата в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой и неотложной помощи в ГБУЗ Калтасинская ЦРБ, обязать включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанные периоды работы, признать с ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с дата
Свои требования обосновывает тем, что решением ответчика незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа медицинской деятельности в сельской местности.
В ходе рассмотрения настоящего дела ФИО2 уточнила свои исковые требования, отказавшись от исковых требований в части включения периода отпуска по уходу за ребенком, а также отпуска без сохранения заработной платы с дата по дата – 11 месяцев 13 дней, с дата по дата, в общей сложности 01 год 05 месяцев 18 дней, а также периоды отпуска без сохранения заработной платы с дата по дата, с дата по 07.12.2004г. – в общей сложности 02 месяца 03 дня.
Решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Суд обязал ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес РБ включить в специальный стаж работы ФИО2, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в льготном исчислении из расчета один год работы за один год работы и три месяца в должности фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи: с дата по дата (04 года 06 месяцев 04 дня), с дата по дата (02 года 03 дня), а также период нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата (23 дня). В остальной части исковых требований отказано. С ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес РБ в пользу ФИО2 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии с нормами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее - ГПК РФ) - исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ГУ-УПФ РФ в адрес РБ от дата №... ФИО2 было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием на момент обращения отсутствует требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны периоды:
- периоды работы в должности фельдшера по приему вызовов в скорой медицинской помощи (СПМ): с дата по дата – 04 года 06 месяцев 04 дня, с дата по дата. – 02 года 04 дня, с дата по дата – 01 год 05 месяцев 10 дней, с дата по дата – 11 месяцев, с дата по дата – 23 дня;
- периоды работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой неотложной медицинской помощи: с дата по дата (01 год 06 месяцев), с дата по дата – 01 год 08 месяцев 14 дней, с дата по дата – 01 год 01 месяц 09 дней, с дата по дата – 01 месяц 01 день, с дата по дата – 04 года 04 месяца 09 дней, с дата по дата (05 месяцев 19 дней), с дата по дата – 04 года 04 месяца 09 дней, с дата по дата – 01 месяц 202 дня, с дата по дата – 03 месяца 19 дней,
- периоды прохождения курсов повышения квалификации: с дата по дата – 23 дня, с дата по дата – 05 дней, с дата по дата – 11 дней, с дата по дата – 05 дней, с дата по дата – 11 дней, с дата по дата – 05 дней, с дата по дата – 1 день, с дата по дата – 05 дней, с дата по дата – 12 дней, в общей сложности календарно 78 дней.
Согласно записям трудовой книжки и справке, выданной ГБУЗ РБ Калтасинская центральная районная больница от дата ФИО2 (до замужества Чужекова) ФИО2 в периоды: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата работала фельдшером по приему вызовов в скорую помощь Калтасинской ЦРБ; с дата по дата, с дата по дата работала фельдшером по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам в отделении скорой медицинской помощи Калтасинской ЦРБ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Федеральный закон от дата N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила 2002 года).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от дата "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением ФИО1 от дата N 464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до дата, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
В соответствии со Списком 1991 года право на пенсию за выслугу лет предоставлялось среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В силу п. 2 Постановления СМ ФИО3 от дата N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в указанные периоды, работникам здравоохранения, указанным в Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) исчислялся за 1 год и 3 месяца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал необоснованным отказ ответчика во включении в специальный стаж периода работы ФИО2 в должности фельдшера по приему вызовов до дата, приняв решение о включении в стаж работы истца, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении из расчета один год работы за один год работы и три месяца период работы в должности фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи: с дата по дата (04 года 06 месяцев 04 дня), с дата по дата (02 года 03 дня), а также период нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата (23 дня).
Между тем, в связи с неопределенностью перечня должностей и учреждений, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, при оценке периодов работы, подлежащих зачету в соответствии с вышеуказанным Списком 1991 года, необходимо руководствоваться Номенклатурой должностей медицинского персонала в учреждениях здравоохранения и Номенклатурой учреждений здравоохранения (утверждены Приказами Минздрава России от дата N 377, от дата N 395 от дата N 627, Приказом Минздравмедпрома России N 35 от дата и др.), которой предусмотрены должности, относящиеся к среднему медицинскому персоналу, в том числе, самостоятельные должности: фельдшера, фельдшера-лаборанта, фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
При этом в Список 1999 года, действовавший с дата, были включены лишь некоторые из должностей, относящихся к должностям среднего медицинского персонала. В указанный Список должность диспетчера либо фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, в качестве должности, работа в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включена не была. Не предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам и действующим в настоящее время Списком 2002 года.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие указания в разделе "Наименование должностей" Списка 1999 года и Списка 2002 года должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам судом правомерно отказано во включении работы в указанной должности с ноября 1999 года в специальный медицинский стаж.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при исполнении обязанностей фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам истица исполняла обязанности по оказанию медицинской помощи населению, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Так, суд верно указал, что наличие в должностных обязанностях фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам положения о том, что при обращении больных и пострадавших они обязаны оказывать скорую и неотложную медицинскую помощь, не свидетельствует о том, что фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня, как того требует п. 5 Правил 2002 года, в иной должности, нежели фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. Основными обязанностями истицы оставались обязанности фельдшера по приему вызовов.
Оснований к переоценке указанных выводов суда судебная коллегия не усматривает.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены судебного постановления в апелляционном порядке по изложенным в жалобе доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
справка: судья ФИО7