Решение по делу № 2-124/2023 (2-3729/2022;) от 28.07.2022

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    06 февраля 2023 года                                                        г.Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Будиловой О.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца - помощника прокурора <Адрес> ФИО2,

представителя ответчика администрации <Адрес>, третьего лица управления жилищных отношений администрации <Адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом <Адрес>» ФИО4, действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску прокурора <Адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <Адрес> о возложении обязанности осуществить снос аварийного дома,

у с т а н о в и л:

           <Адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <Адрес> о возложении обязанности осуществить снос аварийного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда (л.д.4-7).

           В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <Адрес> проведен мониторинг достижения на территории района целей и задач региональных программ расселения аварийного жилья, в ходе которого установлено, что в рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <Адрес> на 2019-2024 годы в настоящее время расселен и не снесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, финансирование на снос которого бюджетом <Адрес> не предусмотрено. В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ указанного дома установлено, что в помещениях отсутствуют окна и двери, здание не огорожено, находится в бесконтрольном состоянии, при этом, свободный доступ посторонних лиц к данному объекту, представляющему угрозу для жизни и здоровья, не ограничен, в том числе и для граждан, не достигших возраста 18 лет. Наличие свободного доступа в указанный неликвидированный аварийный жилищный фонд влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних, создает условия для возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением правонарушений и действий террористического характера, и как следствие причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Кроме того, в таких домах могут проживать лица без определенного места жительства, незаконные мигранты. Названные нарушения законодательства недопустимы и подлежат незамедлительному устранению. Ненадлежащая работа органа местного самоуправления по сносу авариных жилых домов ранее отмечалась прокуратурой района и прокуратурой города во вносимых представлениях. Несмотря на это, нарушения в полном объеме не устранены, достаточных мер к сносу расселенных аварийных домов не принимается, что создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних и является недопустимым.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации <Адрес>, третьего лица управления жилищных отношений администрации <Адрес> в судебном заседании признала исковые требования в части необходимости сноса аварийного дома, выразила несогласие со сроком осуществления сноса, полагала необходимым определить срок для исполнения решения суда не менее 6 месяцев.

Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом <Адрес>» в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению в части, пояснил, что для осуществления сноса дома необходим срок 6-9 месяцев с даты принятия судебного решения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно п.14.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства - ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

В соответствии с ч.1 ст.55.30 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.

Часть 7 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в случае, если снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленном в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, функции застройщика выполняют указанные органы или лица, с которыми указанными органами заключен договор о сносе указанного объекта капитального строительства.

Снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами (ч. 1 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

В процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора, что предусмотрено положениями ч. 3 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ.

Основанием принятия решения о сносе многоквартирного жилого дома является, аварийное техническое состояние несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома (п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ (ч. 4).

В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в том числе относятся, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Согласно положениям ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В судебном заседании установлено, что по обращению уполномоченного по правам ребенка в <Адрес> прокуратурой <Адрес> проведен мониторинг достижения на территории района целей и задач региональных программ расселения аварийного жилья.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, признан в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу, жилые помещения, расположенные в указанном доме, расселены (л.д.12-15).

Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <Адрес> на 2019-2024 годы, согласно которой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, включен в указанную программу по расселению и по сроку реализации до ДД.ММ.ГГГГ не снесены.

Целью указанной программы является, в том числе, ликвидация аварийного жилищного фонда.

Принимая во внимание, что в настоящее время аварийный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, расселен, но не снесен в связи недостаточным финансированием для сноса аварийных домов в рамках региональной программы по расселению, утвержденной Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, что следует из объяснений представителя ответчика, третьего лица в судебном заседании, с учетом отсутствия возражений ответчика в указанной части требований, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <Адрес> следует удовлетворить, возложить обязанность на администрацию <Адрес> осуществить снос аварийного расселенного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, поскольку решение вопросов и организация деятельности по сносу аварийных домов, земельные участки под которыми и жилые помещения в которых изъяты для муниципальных нужд, находятся в введении органов местного самоуправления <Адрес>.

     В соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения решения суда, суд руководствуется следующим.

Деятельность органов местного самоуправления по выбору подрядных организаций по разработке проекта по организации работ по сносу аварийных домов, по выполнению работ по сносу домов, подлежит организации в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выполнение требование приведенного федерального закона требует значительных временных затрат на проведение конкурсных процедур, кроме того, требуется время на разработку проектов, выполнение демонтажа аварийных домов, вывоз строительного мусора.

В силу изложенного, заявленный истцом срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является явно недостаточным, в связи с чем, суд, принимая во внимание доводы представителя истца, представителя ответчика, третьего лица конкретные обстоятельства дела (требования заявлены в отношении одного многоквартирного дома), полагает возможным определить срок для исполнения решения суда в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <Адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить, возложить обязанность на администрацию <Адрес> (ИНН 5902290635) осуществить снос аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

          Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий – подпись

Копия верна.

Судья -              О.В. Будилова

             Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах гражданского дела Ленинского районного суда <Адрес>.

2-124/2023 (2-3729/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Свердловского района г. Перми
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми"
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Будилова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2022Передача материалов судье
04.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2022Предварительное судебное заседание
09.01.2023Производство по делу возобновлено
09.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.02.2023Предварительное судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее