Решение по делу № 2-3365/2022 от 31.10.2022

УИД 79RS0002-01-2022-006283-23

Дело № 2-3365/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Бобровой И.А.,

с участием прокурора прокуратуры Биробиджанского района Ляш Н.П.,

истца Лисовик О.С.,

представителя ответчика Цыбукеевой А.Е.,

при секретаре Завьяловой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах Лисовик Ольги Сергеевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить медицинским изделием, взыскании компенсации морального вреда,-

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Биробиджанского района ЕАО обратился в суд в интересах Лисовик О.С. с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Биробиджанского района по заявлению Лисовик О.С. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья в части обеспечения медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, по результатам которой установлено, что Лисовик О.С. является инвалидом, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница». Должностными лицами ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница» Лисовик О.С. выписан рецепт на получение медицинского изделия и лекарственных препаратов: от 16.09.2022 серия «<данные изъяты>»; от 16.09.2022 серия «<данные изъяты>». Указанные рецепты предъявлены в ГП ЕАО «Фармация» для обслуживания 16.09.2022. Указанные медицинские изделия и лекарственные препараты является для Лисовик О.С. жизненно необходимыми. Медицинские изделия и лекарственные препараты Лисовик О.С. до настоящего времени не отпущены. Изложенное является грубым нарушением прав гражданина на льготное обеспечение изделиями медицинского назначения. Необеспечение Лисовик О.С. необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает её права на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям, создает опасность её жизни и здоровью. Кроме того, в связи с неполучением медицинских изделий и лекарственных препаратов, Лисовик О.С. испытывает нравственные страдания, не имеет возможности своевременно принимать необходимые жизненно необходимые лекарственные препараты, что усложняет процесс лечения заболевания и отрицательно сказывается на его здоровье.

Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО обеспечить Лисовик О.С. лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в соответствии с выписанными рецептами: от 16.09.2022 серия «<данные изъяты>»; от 16.09.2022 серия «<данные изъяты>» и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Определением от 07.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ГП ЕАО «Фармация».

Определением от 24.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница».

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Ляш Н.П. исковые требования уточнила и просила суд взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Лисовик О.С. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей. От исковых требований к департаменту здравоохранения правительства ЕАО об обеспечении Лисовик О.С. лекарственными препаратами в соответствии с выписанными рецептами: от 16.09.2022 серия «<данные изъяты>»; от 16.09.2022 серия «<данные изъяты>» заявила отказ. Последствия отказа от исковых требований в части, предусмотренные ст. ст. 221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

От материального истца Лисовик О.С. также поступило заявление об отказе от исковых требований к департаменту здравоохранения правительства ЕАО об обеспечении ее лекарственными препаратами в соответствии с выписанными рецептами: от 16.09.2022 серия «<данные изъяты>»; от 16.09.2022 серия «<данные изъяты>». Последствия отказа от исковых требований в части, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

Просят взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Ляш Н.П. пояснила, что в настоящее время истица обеспечена лекарственными препаратами, в связи с чем истец отказывается от исковых требований об обязании обеспечить ее медицинскими изделиями. Просит взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в связи с несвоевременным обеспечением ее медицинскими изделиями.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что ненадлежащее обеспечение вызвано тем, что ГОБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница» своевременно не подала заявку на указанные медицинские изделия, в последующему департаментов предприняты все возможные меры для обеспечения истицы медицинским изделиями. Считает, что размер компенсации морального вреда завышен, не соответствует требованиям разумности.

Педставители третьих лиц ГП ЕАО «Фармация», ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница»в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав представляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

На основании ч. 5 ст. 6.3 указанного Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с п. 2.7 которого, в случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

В судебном заседании установлено, что Лисовик О.С. имеет первую группу инвалидности и находится на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ».

16.09.2022 Лисовик О.С. выписаны рецепты серии на лекарственный препарат «<данные изъяты>» и серии «<данные изъяты>».

Лекарственные препараты «Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный)» и «Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный)» включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.

Медицинские изделия «Иглы инсулиновые» и «Шприц-ручка» включены в перечень медицинский изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

На основании вышеприведенных норм закона, Лисовик О.С. имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. Данное обстоятельство ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.В соответствии с частью 2 статьи 6.2 указанного Федерального закона, Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).

Указанный порядок установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 31.10.2022 (день подачи иска в суд), Лисовик О.С. не была обеспечена указанными медицинскими препаратами.

Истец отказалась от исковых требований об обеспечении ее медицинским изделиями, в связи с тем, что ее уже обеспечили последними.

Суд, считает возможным принять отказ истца от иска в данной части поскольку отказ истца от иска не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.

С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение изделиями медицинского назначения и расходными материалами к ним тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области (далее - область), осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Пунктами 2.1.14 указанного Положения предусмотрено, что департамент здравоохранения осуществляет организацию обеспечения населения лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Управление здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по реализации закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения (пункт 1 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения» (далее - постановление правительства от 16.07.2013 № 339-пп)).

Пунктом 2.5 указанного постановления управление здравоохранения правительства ЕАО обязано осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов для льготных групп населения.

В соответствии с пунктом 11 Порядка льготного обеспечения лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, аптечные организации в обязательном порядке осуществляют ежедневный учет и обмен информацией с управлением здравоохранения правительства ЕАО об отпущенных рецептах и рецептах, принятых на отсроченное обеспечение.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Лисовик О.С., своевременно не исполнил.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ департамент здравоохранения правительства ЕАО представил доказательства того, что во исполнение возложенных на него функций, контролировало закупку, отпуск необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий в срок и предпринял все возможные меры для своевременного обеспечения материального истца лекарственным препаратом по рецепту от 18.10.2021, однако они не могут быть приняты о внимание по следующим основаниям.

Вопреки доводам представителя ответчика, плановая заявка лечебным учреждением оформлена на необходимые истице медицинские изделия.

Таким образом, материалами дела вина департамента здравоохранения ЕАО в причинении Лисовик О.С. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку департаментом здравоохранения правительства ЕАО обязанность по своевременному приобретению, контролю за отпуском медицинских изделий в установленные сроки не выполнена, что повлекло несвоевременное обеспечение Лисовик О.С. жизненно важными медицинским изделиями, наличием в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание возраст истца, период, в течение которого она не была обеспечена медицинским изделием с лекарственным препаратом, степень вины департамента здравоохранения правительства ЕАО, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда не соответствует принципу разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу материального истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Производство по делу по иску прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах Лисовик Ольги Сергеевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить медицинским изделием, взыскании компенсации морального вреда прекратить в части исковых требований об обязании медицинским изделиями по рецептам от 16.09.2022г. и от 16.09.2022г. – прекратить в связи с отказом истца от иска в данной части.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513156) в пользу Лисовик Ольги Сергеевны19.09.1949 года рождения, уроженки с. Липовец Киевской области компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия.

Судья И.А. Боброва

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2022.

2-3365/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Биробиджанского района ЕАО
Лисовик Ольга Сергеевна
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Боброва Ирина Александровна
Дело на странице суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
31.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2022Передача материалов судье
07.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2022Подготовка дела (собеседование)
24.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2022Судебное заседание
07.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее