№ 12-646/2024
УИД18RS0003-01-2024-002527-88
РЕШЕНИЕ
28 мая 2024 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Михалева И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ»,
установил:
постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФГН <номер> от <дата> БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением главный врач БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от <дата> суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
В судебном заседании защитники БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» РИС и КНК жалобу поддержали.
Представитель Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФГН в судебном заседании просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание прокурор Устиновского района г. Ижевска, потерпевшие ВСА, ЮЛВ, БОО, ОДВ не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав явившихся, изучив доводы жалобы, обстоятельства дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде, регулирующих выплату заработной платы и других выплат, вытекающих из трудовых отношений.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно статье 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются, в том числе, к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Устиновского района г. Ижевска с привлечением специалистов ГИТ УР проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности БУ УР «УРЦ СПИД и ИЗ».
По результатам проведения проверки должностные лица контролирующего органа пришли к выводу о том, что работникам БУ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» (ВСА, БМА, БОО и др.), занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном размере не производится в нарушение требований статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации, денежная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы с января 2022 года по февраля 2023 года в нарушением статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации не начислена и не выплачена.
Вышеуказанные обстоятельства, зафиксированные в ходе вышеуказанной проверки, явились основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении БУ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» от <дата> и вынесения постановления от <дата> года о привлечении учреждения к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем с состоявшимся по делу актом административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность должностного лица административного органа либо суда по созданию на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Однако в силу части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ, было выявлено в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия соблюдения требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основанием для проведения которого явилась жалоба (обращение) работника, указанное лицо привлекается к участию в производстве по делу в качестве потерпевшего, если ему указанным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ).
Из приведенных положений следует, что потерпевший должен быть извещен административным органом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении и (или) жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении. Не извещение участников производства по делу об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных требований, влияющим на возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Административным правонарушением, о совершении которого в отношении БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» возбуждено настоящее дело, затронуты права ВСА, ЮЛВ, БОО, ОДВ, поскольку по заилению именно указанных лиц возбуждено дело об административном правонарушении. По смыслу приведенных выше положений статьи 25.2 КоАП РФ и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в рассматриваемом случае ВСА, ЮЛВ, БОО, ОДВ являются потерпевшими по настоящему делу об административном правонарушении.
Однако, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении круг потерпевших прокурором четко не определен. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2023г. потерпевшие указаны: ВСА, БМА, БОО и др. При этом не указано в связи с чем, БМА признана прокурором потерпевшей.
Помимо этого, в нарушение требований закона постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено без участия потерпевших при отсутствии их надлежащего извещения о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, копия указанного постановления потерпевшим направлена не была.
Помимо этого, судом установлено, что дело об административном правонарушении в отношении БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» рассмотрено ГИТ УР без участия потерпевшей БМА при отсутствии ее надлежащего извещения. При этом потерпевшая БМА, была привлечена к участию в деле прокурором, то есть при возбуждении дела об административном правонарушении прокурор исходил из того, что ее права нарушены вменяемым БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» административным правонарушением.
Исключение БМА из числа потерпевших по делу при рассмотрении дела ГИТ УР, ненадлежащее извещение прокурором работников, в отношении которых были допущены нарушения трудового законодательства, в качестве потерпевших повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, не позволило потерпевшим реализовать свое право на участие при вынесении постановления о возбуждении дела об административно правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе довести свою позицию до прокурора и должностного лица, рассматривавшего дело.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен. Указанное процессуальное нарушение носит существенный характер, поскольку ни прокурором, ни административным органом, не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав потерпевших, что лишило их возможности реализовать свое право на участие при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление по данному делу, возражать против доводов жалобы, довести до прокурора и должностного лица свою позицию, представлять доказательства.
Таким образом, такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенное прокурором и должностным лицом административного органа нарушения процессуальных требований имеет фундаментальный, принципиальный характер, в связи с чем, постановление административного органа от <дата> подлежат отмене.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, длящимся не является. Срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение начинает исчисляться на следующий день по истечении срока, в который подлежат выплата заработной платы работникам БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ».
Срок привлечения к ответственности БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» начинает течь со следующего дня после истечения даты выплаты заработной платы за январь 2023г. -10.02.2023г., за февраль 2023г. – 10.03.2023г.
Компенсация, предусмотренная ст.236 ТК РФ, выплачивается за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Вопреки выводам должностного лица, выявленное административное правонарушение относительно выплаты работникам денежной компенсации предусмотренная ст.236 ТК РФ не является длящимся, обусловлено сроком выплаты заработной платы. Временем совершения этого административного правонарушения является следующий день после даты выплаты заработной платы.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку на момент рассмотрения в суде жалобы главного врача БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» срок давности привлечения к административной ответственности (один год), установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу главного врача БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» удовлетворить.
Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФГН <номер> от <дата> в отношении БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении БУЗ УР «УРЦ СПИД и ИЗ» прекратить за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его вручения или получения через районный суд.
Судья: Михалева И.С.