72RS0025-01-2020-009958-47
Номер дела в суде первой инстанции 2а-903/2021
Дело № 33а-2719/2021
Апелляционное определение
город Тюмень |
21 июня 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Колосковой С.Е., |
судей |
Галяутдиновой Е.Р., Левиной Н.В., |
при секретаре |
Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования ИФНС России по г. Тюмени №1 к ФИО1 о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Тюмени №1 задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 21 781 руб. 89 коп., в том числе: налог в размере 21 454 руб. 00 коп., пени в размере 327 руб. 89 коп.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства размере 853 руб. 46 коп.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее также – ИФНС России по г. Тюмени № 1, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 21 454 рубля и пени в размере 327,89 рублей. Требования мотивированы тем, что ФИО1 имела на праве собственности транспортные средства, являвшиеся объектами налогообложения, на которые за 2018 год начислен транспортный налог в размере 21 454 рубля, о чем налогоплательщику заказными письмами направлены налоговые уведомления от 16 августа 2019 года и от 04 июля 2019 года. В связи с неуплатой налога к установленному сроку ФИО1 направлено требование от 14 февраля 2020 года об уплате налога и пени в срок до 31 марта 2020 года. Ввиду неисполнения обязанности по уплате налога ИФНС России по г. Тюмени № 1 подано заявление о выдаче судебного приказа. Судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности с ФИО1 по заявлению должника отменен определением мирового судьи от 30 июня 2020 года. Поскольку административным ответчиком задолженность по налогам не оплачена до настоящего времени, ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась в суд с заявленными требованиями.
Представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1, ФИО1 в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым ФИО1 в апелляционной жалобе, считая решение суда незаконным, необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Сообщает, что судом не учтено, что задолженность по налогам и сборам у нее отсутствует, поскольку свои обязанности по уплате налога она выполнила в установленный законом срок. Утверждает, что налоговые уведомления она не получала, доказательства их вручения в материалах дела отсутствуют. Полагает, налог начислен без учета периода владения автомобилями, не в соответствии со сведениями, представленными органами ГИБДД. Указывает, что срок на обращение в суд с административным иском налоговым органом пропущен. Обращает внимание, что в нарушение пункта 1 части 2 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения не указано место жительства ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тюмени № 1, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1, ФИО1 в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Часть 1 статьи 286 КАС РФ предусматривает право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу части 4 статьи 57 Налогового Кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Законом Тюменской области от 19 ноября 2002 года № 93 «О транспортном налоге» установлен и введен в действие транспортный налог.
В силу статьи 1 указанного закона ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 38; грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно -50.
Одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов является взыскание пеней, предусмотренных пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на ФИО1 в 2018 году были зарегистрированы легковые автомобили: Лада 211400, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 81,6 л.с.; Лада 211440, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 81,6 л.с., Лада 211440, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 81,6 л.с., Лада 210740, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 72,7 л.с., Лада 219000 Lada Granta, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 87 л.с., Лада 211440, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 80,9 л.с., Лада 219010 Granta, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 87 л.с., Хонда CR-V, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 166 л.с., Лада RS015L Lada Largus, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 84,3 л.с.; автомобиль грузовой 3034 SD, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 152 л.с.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени № 1 ФИО1 за 2018 год начислен транспортный налог, о чем 04 июля 2019 года направлено налоговое уведомление № 30944613 (л.д.9).
Также ИФНС России по г. Тюмени № 1 был произведен перерасчет транспортного налога, начислен налог на легковой автомобиль Лада 217030, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 97,9 л.с., о чем ФИО1 направлено налоговое уведомление от 16 августа 2019 года № 52778820 (л.д.10).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени № 1 в адрес ФИО1 направлено требование № 62292 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 21 454 рубля и пени за период с 03 декабря 2019 года по 13 февраля 2020 года в размере 327,89 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до 31 марта 2020 года (л.д.8).
Требование ИФНС России по г. Тюмени № 1 административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения в пределах установленного законом срока к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
27 мая 2020 года мировым судьей судебного участка № 3 Центрального судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ, который определением мирового судьи от 30 июня 2020 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС России по г. Тюмени № 1 в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования ИФНС России по г. Тюмени № 1, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требования, правильность исчисления размера налогов, сроки на обращение в суд и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, данные выводы являются правильными, основаны на обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы, что обязанность по уплате транспортного налога исполнена ФИО1 в установленный законом срок, не может повлечь отмену состоявшегося решения суда.
Как указывает в своих возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тюмени № 1, 18 февраля 2019 года ФИО1 произведен платеж в размере 21656 рублей в счет уплаты транспортного налога за 2016 год, иных платежей от налогоплательщика не поступало.
Доказательств уплаты транспортного налога за 2018 год в обоснование доводов жалобы ФИО1 не представлено.
Согласно сведениям, представленным Межрайонным отделом ГИБДД регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора автомототранспортных средств УМВД России по Тюменской области, ФИО1 в 2018 году владела транспортными средствами, перечисленными в налоговых уведомлениях, на которые налоговым органом начислен транспортный налог, в связи с чем доводы в указанной части также являются несостоятельными.
Вопреки позиции административного ответчика в материалах дела имеются доказательства направления в адрес ФИО1 налоговых уведомлений.
ИФНС России по г. Тюмени № 1 с административным иском представлены списки почтовых отправлений, которые подтверждают направление налоговых уведомлений по адресу регистрации налогоплательщика. Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений с номерами 45093938165029 и 45092337979800 письма вручены адресату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Порядок взыскания налога административным истцом соблюден, сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени № 1 при обращении в суд с требованиями об уплате налогов не нарушены.
Само по себе не указание адреса места жительства должника в резолютивной части решения не свидетельствует о его незаконности и не влечет его отмену.
В силу части 5 статьи 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Нарушений судом норм процессуального права при рассмотрении настоящего административного дела, которые привели к принятию неправильного судебного акта, районным судом не допущено.
В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, они основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Между тем судебная коллегия полагает необходимым, оставляя решение суда первой инстанции по существу без изменения, изложить его резолютивную часть в новой редакции, указав в соответствии с частью 2 статьи 290 КАС РФ место жительства налогоплательщика и периоды взыскания пеней по налогу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 февраля 2021 года оставить по существу без изменения, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
«Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 к ФИО1 о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу <.......>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 21 454 рубля, пени за период с 03 декабря 2019 года по 13 февраля 2020 года в размере 327, 89 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход муниципального образования г. Тюмень 853, 46 рублей».
Апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии