Дело №2-856/2021
УИД 78RS0011-01-2020-005723-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 20 мая 2021 года
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Плиско Э.А.,
при помощнике судьи Малявине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронко С.В. к ООО «Гроссманн Рус» о взыскании задолженности по оплате труда и компенсаций,
УСТАНОВИЛ:
Воронко С.В. обратился с иском к ответчику, мотивируя тем, что в период с 09.09.2019 года по 29.06.2020 года работал в должности руководителя проекта, однако ответчиком не исполнена обязанность по оплате труда истца за период с января 2020 года по июнь 2020 года, не произведен расчет в день увольнения, не выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. С 20.03.2020 года истец в связи с задержкой выплаты заработной платы приостановил трудовую деятельность, известив об этом ответчика. С учетом изложенных обстоятельств, истец просил взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в сумме 86972,52 рубля, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 127608,389 рублей, проценты за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме 60095,5 рублей, проценты за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 5049,04 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец, в связи с получением частичной выплаты, уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в сумме 98494,33 рублей, проценты за нарушение срока выплаты в сумме 60095,5 рублей, проценты за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 5049,04 рулей, а также компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, с учетом положений ст.113 ч.2.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и своевременного размещения судом сведений о движении дела на официальном сайте суда, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений; в силу положений ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации бремя доказывания выплаты заработной платы работнику лежит на работодателе.
В соответствии со ст.56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец работал у ответчика в период с 09.09.2019 года по 29.06.2020 года.
Согласно условиям трудового договора в редакции дополнительного соглашения, оплата труда истца осуществляется выплатой ежемесячного оклада в размере 172414 рублей.
В соответствии со ст.142 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.
20.03.2020 года в связи с неполучением заработной платы за январь, февраль 2020 года, истец уведомил ответчика о приостановлении выполнения работы до погашения задолженности по заработной плате.
29.06.2020 года истец уволен по собственному желанию. В порядке ст140 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении истца в день его увольнения расчет не был произведен.
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком.
Согласно расчету истца, он требовал к взысканию заработную плату в размере 869572,52 рублей за период с января по июнь 2020 года, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 127608,39 рублей, при этом средний заработок исчислен путем деления начисленной заработной платы за 7 месяцев работы на 7 (количество месяцев работы). Данный расчет не может быть признан верным, поскольку не основан на нормах действующего законодательства.
Согласно ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Согласно разъяснениями, содержащимся в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», статьей 139 ТК РФ установлен единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, в таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время приостановления работы на весь период до выплаты задержанной суммы.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" установлен порядок расчета среднего заработка, согласно которому при расчете учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, средний заработок определяется исходя из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.
С учетом того, что истец на момент приостановления трудовой деятельности работал у ответчика менее года, расчет среднего заработка, произведенный истцом, не соответствует приведенным положениям Постановления Правительства РФ. Расчет компенсации за неиспользованный отпуск посредством деления на 29,3 и на 7 отработанных месяцев также не соответствует указанным нормам действующего законодательства. Кроме того, при расчете задолженности истцом не начисляется средний заработок в марте 2020 года с момента приостановления деятельности, не учитываются 50 000 рублей, выплаченные в мае 2020 года в счет погашения задолженности по заработной плате за январь 2020 года.
Проверив расчет ответчика, суд соглашается с размером задолженности по заработной плате за заявленный истцом период январь-июнь 2020 года в сумме 760463,89 рублей, исходя из среднедневного заработка в 7886,2 рубля; размером компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 90176,55 рублей.
В соответствии со ст.357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В случае неисполнения работодателем в срок предписания государственного инспектора труда об устранении выявленного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанного с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, государственный инспектор труда принимает решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом, оформляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения направляется государственным инспектором труда по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, работодателю, который имеет право в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суд.
В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения в форме электронного документа, подписанного государственным инспектором труда усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направляется на исполнение в органы принудительного исполнения (ст.360.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, в связи с неисполнением в установленный срок предписания Государственной инспекции труда Санкт-Петербурга по выплате заработной платы, 30.12.2020 года и 05.02.2021 года Межрайонным отделом судебных приставов по ИОИП ГУ ФССП по Санкт-Петербургу в отношении ответчика возбуждено исполнительное производство на основании решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат истцу. 14.04.2021 года исполнительное производство окончено надлежащим исполнением. Согласно данным материалам, в пользу истца ответчиком выплачено 898686,58 рублей. Истцом факт получения данных денежных средств не оспорен.
Согласно ответу Государственной инспекции труда Санкт-Петербурга, решением принудительно с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате в сумме 250 000 рублей за январь-февраль 2020 года, а также заработная плата за март 2020 года, расчет при увольнении (компенсация за неиспользованный отпуск) и проценты в порядке ст.236 ТК РФ в сумме 648686,58 рулей. Всего на принудительное взыскание определено 898686,58 рублей.
Таким образом, принимая расчет задолженности, представленный ответчиком, суд приходит к выводу о том, что истцу в порядке принудительного исполнения предписания ГИТ, выплачено 898686,58 рублей, из них задолженность по заработной плате в сумме 760463,89 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 90176,55 рублей, а также проценты в порядке ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации за нарушение срока выплата сумме 48046,14 рублей за период с января 2020 года по 18.01.2021 года.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск (уточненным иском истец от данных требований не отказался), признаются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Согласно расчету истца, он требует к взысканию компенсацию в порядке ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации за период с января 2020 года по 13.11.2020 года. В связи с тем, что мера ответственности в порядке ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации к ответчику применена за спорный период времени, в пользу истца взыскана компенсация до января 2021 года, основания к удовлетворению требований истца в данной части также отсутствуют.
Право требования компенсации морального вреда определено положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации и доказанность причинения морального вреда определяется установлением неправомерности действий ответчика. В связи с тем, что судом установлена неправомерность действий ответчика в данных правоотношениях и относительно предмета иска, нарушение прав истца, учитывая характер правоотношений и обстоятельства нарушения, причиненных нравственных страданий вследствие данного нарушения, учитывая конкретные обстоятельства нарушения, в том числе его период, а также, исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей, расценивая заявленную истцом сумму завышенной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 20 000 ░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.05.2021░.