УИД № 34RS0003-01-2023-002085-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2024 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,
при секретаре Зубаревой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2997/2023 по иску Меркульева А. М. к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» о признании незаконным решения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Меркульева А. М.
на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 20 декабря 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Меркульева А. М. к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» о признании незаконным решения, возложении обязанности – отказать».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав представителя ответчика – по доверенности Дегтярева С.Е., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Меркульев А.М. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» о признании незаконным решения, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что является <.......>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <.......> с заявлением и документами на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по категории <.......>. Решения по заявлению не получил. После чего им была подана жалоба в <.......> Из ответа <.......> ему стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в назначении ЕДВ на оплату ЖКУ по причине непредставления необходимых документов. Также ему было сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ специалист <.......> в ходе телефонного разговора проинформировал его о необходимости предоставить недостающие для назначения услуги документы, однако, он отказался их предоставлять. Указывал, что никаких телефонных звонков от ответчика не получал, решение об отказе в назначении ЕДВ на оплату ЖКУ им также не получено. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в <.......> с подобным заявлением и решением от ДД.ММ.ГГГГ ему назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Считал решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным.
Просил признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по категории <.......>, возложить обязанность на Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда назначить меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по категории <.......> с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Меркульев А.М. просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Меркульев А. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <.......>
ДД.ММ.ГГГГ Меркульев А.М. обратился в <.......> с заявлением и документами на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищных помещений и коммунальных услуг, по категории <.......>
ДД.ММ.ГГГГ <.......> было принято решение об отказе в назначении ЕДВ на оплату ЖКУ по причине непредставления документов, необходимых для назначения ЕДВ на оплату ЖКУ.
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Меркульева А.М. было направлено письмо, в котором было указано, что для назначения мер социальной поддержки и определения их объема, предоставляемых гражданином в центр социальной защиты населения, предоставляются следующие документы: платежные документы или иные документы, содержащие сведения о размерах начисленной платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, платы за коммунальные услуги, а также документы, подтверждающие оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления. К указанному письму была приложена копия решения об отказе в назначении выплаты.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец утверждал, что решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ЕДВ им получено не было, в связи с чем, обратился с жалобой в <.......>
Из ответа <.......> на обращение Меркульева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалист <.......> в ходе телефонного разговора проинформировал истца о необходимости предоставить недостающие для назначения услуги документы (чек, подтверждающий оплату за содержание помещения и коммунальных услуг), однако, он отказался представить указанные документы. В случае подачи им заявления и полного пакета документов на назначение ЕДВ на оплату ЖКУ, <.......> будет приниматься решение о назначении ему мер социальной поддержки.
ДД.ММ.ГГГГ Меркульев А.М. обратился с заявлением на предоставление ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда рассмотрев заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ, приняло решение о назначении ЕДВ на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Меркульев А.М. обратился с заявлением в адрес ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда с просьбой разобраться по поводу оплаты коммунальных услуг, так как у него <.......>, а доплата ни разу не произведена.
Из ответа ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Меркульева А.М. следует, что заявление на предоставление ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ поступило в учреждение через <.......> ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрев заявление и комплект предоставленных документов, <.......> принято решение ДД.ММ.ГГГГ о назначении ЕДВ на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......>. Соответственно, в установленный нормативно-правовыми документами срок, ему будет своевременно предоставлена ЕДВ на оплату ЖКУ в сумме <.......>, в том числе: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......>
Согласно ответа ГКУ ЦСЗН по Кировскому району г. Волгограда № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Меркульева А.М. по вопросу предоставления и перерасчета мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, заявление от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, поступило в учреждение через филиал по работе с заявителями <.......> ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что Меркульевым А.М. не были предоставлены документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг за <.......> <.......> было принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета. О принятом решении Меркульев А.М. был проинформирован, в том числе ему было направлено ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи уведомление и решение об отказе. Также сообщено о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями на предоставление ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета он не обращался. Заявление от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, поступило в учреждение через филиала по работе с заявителями <.......>. Рассмотрев заявление, а также комплект предоставленных документов, <.......> принято решение о назначении ЕДВ на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ. Произвести перерасчет с даты установления инвалидности, не представляется возможным.
Суд первой инстанции, полагая, что Меркульевым А.М. при подаче заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не был представлен полный пакет документов в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением <.......> - не представлены документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг, - пришел к выводу о том, что отказ ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Меркульеву А.М. ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным, в связи с чем, счел, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не соглашается ввиду следующего.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе, инвалиды.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
В Волгоградской области предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом Волгоградской области от 10 июля 2008 г. №1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
Согласно части 1 статьи 1 названного закона меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, предоставляются в форме ежегодных и ежемесячных денежных выплат на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области. Меры социальной поддержки на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (статья 3 Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 г. № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г. № 478-п утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок).
К числу граждан, на которых распространяется данный порядок, как следует из содержания его пункта 1.2, относятся инвалиды.
Меры социальной поддержки предоставляются центрами социальной защиты населения в форме ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (абзацы первый, второй пункта 1.3 Порядка).
Меры социальной поддержки назначаются гражданину на одно жилое помещение, являющееся его местом жительства (пребывания) (пункт 1.4 Порядка).
Меры социальной поддержки назначаются гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению (пункт 1.5 Порядка).
Меры социальной поддержки назначаются с месяца подачи заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка (пункт 2.6).
Согласно п. 2.1 Порядка для назначения мер социальной поддержки и определения их объема гражданином представляются, в том числе, платежные документы или иные документы, содержащие сведения о размерах начисленной платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, платы за коммунальные услуги, а также документы, подтверждающие оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления.
В соответствии с п.2.5 Порядка решение об отказе в назначении мер социальной поддержки принимается в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы, исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в толковании, данном в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебной коллегией были истребованы, приобщены и исследованы новые доказательства – копии дел об отказе в назначении выплат (решение от <.......>) и о назначении выплат (решение от <.......>).
Как усматривается из Акта об отсутствии документов от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в деле об отказе в назначении выплат (решение от ДД.ММ.ГГГГ), при проверке поступившего заявления Меркульева А.М. о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выявлено отсутствие документа, подтверждающего оплату за содержание жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий подаче заявления, а именно отсутствует документ, подтверждающий внесение оплаты за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, отопления, а также за обращение с ТКО.
В соответствии с пунктом <.......> Порядка, <.......> в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте <.......> настоящего Порядка, запрашивает посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, автоматизированной информационной системы <.......>, государственной информационной системы <.......> (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации): сведения о начислениях, о произведенных платежах и характеристиках объектов жилищного фонда.
Пунктом <.......> Порядка предусмотрено, что <.......> в течение <.......> рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривает представленные заявление и документы (сведения) и принимает решение о назначении или об отказе в назначении мер социальной поддержки.
Согласно пункту <.......> Порядка, в случае если при личном обращении за предоставлением мер социальной поддержки, в том числе через <.......>, гражданином представлен неполный комплект документов (сведений), обязанность по представлению которых возложена на гражданина (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации), гражданин в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления обязан представить в центр социальной защиты населения недостающие документы (сведения).
В случае установления факта наличия в заявлении и (или) документах (сведениях), представленных гражданином, неполной информации центр социальной защиты населения приостанавливает рассмотрение документов и не позднее одного рабочего дня со дня принятия данного решения уведомляет гражданина о приостановлении рассмотрения заявления с указанием информации, подлежащей корректировке. Рассмотрение заявления может быть приостановлено не более чем на пять рабочих дней со дня получения гражданином уведомления.
Гражданин в течение пяти рабочих дней после получения уведомления о приостановке рассмотрения заявления направляет в центр социальной защиты населения (способом, указанным в заявлении) скорректированные заявление и (или) документы (сведения).
Решение о назначении либо об отказе в назначении мер социальной поддержки направляется гражданину способом, указанным в заявлении (пункт <.......> Порядка).
Пунктом <.......> Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа в назначении мер социальной поддержки являются, в том числе, представление гражданином неполного комплекта документов (сведений), обязанность по представлению которых возложена на гражданина (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации), по истечении срока, предусмотренного абзацами вторым, третьим, пятым пункта <.......> настоящего Порядка для представления гражданином недостающих либо скорректированных документов (сведений).
Сторона ответчика утверждала, что истец в ходе телефонного разговора ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен о необходимости предоставления недостающих документов, однако надлежащих доказательств данного уведомления, не представлено.
Кроме того, из материалов дела об отказе в назначении выплат (решение от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда были запрошены посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства сведения о наличии или отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги у Меркульева А.М., и на все запросы представлены ответы об отсутствии указанной задолженности у истца.
Таким образом, с учетом исследованных доказательств, у ответчика отсутствовали основания для принятия ДД.ММ.ГГГГ решения об отказе Меркульеву А.М. в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в связи с чем, принятое ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда решение от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным.
Учитывая, что судебная коллегия пришла к выводу о незаконности решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Меркульеву А.М. в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, данное решение подлежит отмене с возложением на ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда обязанности назначить Меркульеву А.М. в соответствии с пунктом <.......> Порядка, предусматривающего, что меры социальной поддержки назначаются с месяца подачи заявления и документов (сведений), обязанность по представлению которых возложена на гражданина, меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по категории <.......> начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Меркульева А.М. к ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда о признании незаконным решения ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и возложении обязанности назначить меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по категории <.......> с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г.Волгограда от 20 декабря 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым
исковые требования Меркульева А. М. к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» о признании незаконным решения, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Меркульеву А. М. в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по категории <.......>
Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» назначить Меркульеву А. М. меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по категории <.......> начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи: