Дело №2-470/2020 Председательствующий – судья Маркова Л.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3358/2020
гор. Брянск 24 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,
при секретаре Мурей Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» Брянской области на решение Климовского районного суда Брянской области от 08 сентября 2020 года по исковому заявлению Тарабанько В.А. к Государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения Климовского района» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Климовская средняя общеобразовательная школа № 1» о признании права на получение социальной поддержки.
УСТАНОВИЛ:
Тарабанько В.А. обратился в суд с иском к ГКУ «ОСЗН Климовского района», МБОУ «Климовская СОШ», в котором просил признать право на предоставление ему в соответствии с п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию-радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» мер социальной поддержки в полном объеме в зависимости от времени его проживания в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года; обязать ответчиков начислять и выплачивать ему в полном объеме денежную выплату за проживание в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение ежемесячно, начиная с 01 июня 2005 года, как постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года; начислять и выплачивать ему в полном объеме денежную выплату за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, ежемесячно, начиная с 01 июня 2015 года, как постоянно проживающему (работающему) в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, а также предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение в количестве 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в полном объеме с 01 января 2020 года.
В обоснование заявленных требований указал, что с 26 апреля 1986 года по 28 октября 1987 года он проходил срочную военную службу в войсках, дислоцированных в пгт Новые Белокоровичи Житомирской области УССР, территория которого относится к зоне проживания с правом на отселение. С 14 марта 2008 года он постоянно проживает в р.п. Климово Брянской области, отнесенном к зоне проживания с правом на отселение. С 01 октября 2005 года он получает ежемесячную денежную выплату за проживание в зоне радиационного загрязнения, как вновь прибывший в данную зону. С 01 марта 2019 года по настоящее время он работает в МБОУ «Климовская СОШ №1» в р.п. Климово Брянской области, на территории зоны радиационного загрязнения - проживания с правом на отселение. С 01 июня 2015 года ежемесячная денежная компенсация за работу на территории зоны проживания с правом на отселение ему производится как вновь прибывшему, не в полном объёме, а в размере 161,72 руб., ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется в 7 календарных дней. На его обращение в ГКУ «ОСЗН Климовского района» по данному вопросу был получен ответ, согласно которому выплаты и отпуск предоставляются ему не в полном объеме, так как он является вновь прибывшим в зону радиационного загрязнения - проживания с правом на отселение после 02 декабря 1995 года, с чем он не согласен, считает свои права нарушенными, поскольку он в период с 26 апреля 1986 года по 28 октября 1987 года проживал в зоне радиационного загрязнения - проживания с правом па отселение, потому приобрел право на получение льгот и компенсаций, как постоянно проживающий в зоне РЗ № 3 с 26 апреля 1986 года, о чём имеет удостоверение.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 08 сентября 2020 года исковые требования Тарабанько В.А. удовлетворены частично.
Суд постановил:
Признать право Тарабанько В.А. на предоставление ему в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» мер социальной поддержки в полном объёме, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года.
Обязать ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» начислять и выплачивать Тарабанько В.А. в полном объеме денежную выплату за проживание в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение ежемесячно, начиная с 14 марта 2008 года, как постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года.
Обязать ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района», МБОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа №1» начислять и выплачивать Тарабанько В.А. в полном объеме денежную выплату за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, ежемесячно, начиная с 01 октября 2015 года, как постоянно проживающему (работающему) в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, а также предоставлять Тарабанько В.А. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение в количестве 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в полном объеме с 01 января 2020 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Тарабанько В.А. отказать.
В апелляционной жалобе начальник ГКУ «ОСЗН Климовского района» Торлина Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказать Тарабанько В.А. в удовлетворении иска в полном объеме. Полагает, что решение вынесено с существенным нарушением норм процессуального и материального права, по неустановленным обстоятельствам, имеющим значение для дела, ошибочном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что судом неправильно установлено наличие факта постоянного проживания и работы истца с 26 апреля 1986 года в пределах зоны проживания с правом на отселение. Ссылаясь на то, что в период с 26 апреля 1986 года по 28 октября 1987 года истец проходил срочную военную службу в войсках, дислоцированных в п. Н-Белокоровичи Житомирской области УССР, территория которого относится к зоне гарантированного добровольного отселения и его пребывание в пределах данной зоны носило временный характер, который не может быть учтен при определении объема мер социальной поддержки, предусмотренных гражданам, постоянно проживающим и работающим в пределах зоны радиоактивного загрязнения. Кроме того, действующее законодательство не содержит норм и положений об установлении соотнесения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государств Россия и Украина. Считает, что Чернобыльское удостоверение истца от 19 июня 2020 года не является безусловным основанием для установления факта его постоянного проживания (работы), дающей право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с чернобыльским законодательством в полном объеме. Указывает, что суд не учел, что в период с 03 марта 2008 года по 14 марта 2008 года истец имел регистрацию на территории, не относящейся к зоне радиоактивного загрязнения. Полагал, что к участию в деле необходимо привлекать главного распорядителя бюджетных средств направленных на предоставление мер социально поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации - департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, а в решении суда необходимо указывать за счет каких средств и источников финансирования должно осуществляться представление истцу денежных средств.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Тарабанько В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец Тарабанько В.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные участники процесса, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, врио начальника ГКУ «ОСЗН Климовского района» Лепеевым Г.Ф. и и.о. начальника Отдела образования администрации Климовского района Дедушкиным Д.А. представлены ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей Учреждения и Отдела образования.
В соответствии с положениями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения истца Тарабанько В.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п.2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть1 статьи1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тарабанько В.А. проходил военную службу в пгт. Н-Белокоровичи Житомирской области УССР с 26 апреля 1986 года по 28 октября 1987 года.
Согласно законодательству Украины, территория, которая подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на зоны: зона отчуждения; зона безусловного (обязательного) отселения; зона гарантированного добровольного отселения; зона усиленного радиоэкологического контроля.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 года № 106, распоряжением Кабинета Министров Украины от 12 января 1993 года № 17-р и от 27 января 1995 года № 37-р пгт. Новые Белокоровичи Олевского района Житомирской области Украины отнесен к зоне гарантированного добровольного отселения.
Вышеуказанные критерии зонирования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, позволяют соотнести зону гарантированного добровольного отселения (категория 3) по законодательству Украины с зоной проживания с правом на отселение по законодательству Российской Федерации.
Исходя из положений вышеприведенных норм законодательства, 19 июня 2020 года Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тарабанько В.А. выдано удостоверение серии АЗ №,подтверждающее факт того, что военную службу он проходил в зоне проживания с правом на отселение - пгт. Н-ФИО2 области с период с 26 апреля 1986 года по 28 октября 1987 года.
С 06 июля 1998 года по 03 марта 2008 года, с 14 марта 2008 года по настоящее время истец Тарабанько В.А. проживает в р.п. Климово Брянской области, территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Указанные обстоятельства подтверждаются данными паспорта истца и удостоверением серии АЗ №, выданным 15 августа 2019 года Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
С 01 июня 2015 года истец работает в МБОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа №1», что подтверждается его трудовой книжкой серии ВТ № и справкой МБОУ «КСОШ №1» №261 от 14 июля 2020 года.
Распоряжением ГКУ «ОСЗН «Климовского района» от 21 мая 2008 года Тарабанько В.А. с 14 марта 2008 года назначена компенсация в соответствии с п.1 ст.18 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Приказом ГКУ «ОСЗН «Климовского района» от 23 сентября 2015 года Тарабанько В.А. назначена ежемесячная денежная компенсация работающим и организациях зоны с правом на отселение с 01 октября 2015 года, с 1 числа месяца, следующего за его обращением за указанной выплатой.
Согласно информации ГКУ «ОСЗН Климовского района» №2754 от 15 июля 2020 года Тарабанько В.А. имеет право на предоставление дополнительного отпуска в количестве 7 дней с учётом его проживания в зоне с правом на отселение после 02 декабря 1995 года.
Указанная мера предоставляется истцу как вновь прибывшему в зону проживания с правом на отселение после 02 декабря 1995 года, ввиду имеющегося перерыва в проживании в радиационной зоне.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив выше приведенные обстоятельства, пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные п.п.1,2,3 ч.1 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в полном объеме с даты обращения: с 14 марта 2008 года - за проживание в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение ежемесячно, как постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, с 01 октября 2015 года - денежную выплату за работу в указанной зоне и с 01 января 2020 года на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение в количестве 14 календарный дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1) определена государственная политика в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1).
Статьей 4 указанного Закона установлено понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим законом и другими федеральными законами.
В силу ч.7 указанной статьи меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 5).
Статьей 13 Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 определены категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и объем мер социальной поддержки для каждой из установленных Законом категорий.
Пунктом 7 ст. 13 Закона установлена категория – граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Данной категории граждан меры социальной поддержки предоставляются согласно ст. 18 Закона, объем которым гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с правом на отселение, зависит от времени проживания в ней, предусматривая два периода: с 26 апреля 1986 года и с 02 декабря 1995 года.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: 1) ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания: с 26 апреля 1986 года - в размере 40 рублей, со 2 декабря 1995 года - в размере 20 рублей; 2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере, установленном пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы) с 26 апреля 1986 года - 14 календарных дней, со 2 декабря 1995 года - 7 календарных дней; 3) ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы: с 26 апреля 1986 года - в размере 200 рублей; со 2 декабря 1995 года - в размере 50 рублей.
Согласно Примечанию к разделу III, гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, меры социальной поддержки предоставляются исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получали жилое помещение в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 17 или со статьей 22 настоящего Закона, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Порядок установления времени проживания или работы в указанных зонах определяется Правительством Российской Федерации. Документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность установления мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а именно восстановление права на получение данных мер в полном объеме для граждан, постоянно проживавших в зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 01 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанную зону для постоянного проживания.
В силу ст. 49 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Установлено по материалам дела, что Тарабанько В.А. проходил военную службу в пгт. Н-Белокоровичи Житомирской области УССР с 26 апреля 1986 года по 28 октября 1987 года, в зоне радиоактивного загрязнения отнесенной к зоне гарантированного добровольного отселения в соответствии с законодательством Украины, которая соотносится с зоной проживания с правом на отселение по законодательству Российской Федерации, в связи с чем уполномоченным органом Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тарабанько В.А. выдано удостоверение серии АЗ № от 19 июня 2020 года, подтверждающее факт его нахождения в указанный период в зоне проживания с правом на отселение.
По сведениям Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области (ответ на запрос суда от 09 сентября 2020 года № 9317), Тарабанько В.А. компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества в связи с выездом за пределы зоны радиоактивного загрязнения не выплачивалась. Также ему не предоставлялась мера социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата на территории Брянской области на приобретение жилья, что следует из ответа на запрос суда от 10 сентября 2020 года № исх.5204-ДС Департамента строительства Брянской области.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца серии ВТ №1650570, и в справке МБОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа №1» от 14 июля 2020 года № 261, он с 01 июня 2015 года работает в указанном учебном учреждении.
При установленных обстоятельства, судебная коллегия считает, что материалами дела подтвержден факт постоянного проживания истца в зоне проживания с правом на отселение в период с 26 апреля 1986 года по 28 октября 1987 года, с 06 июля 1998 года по 03 марта 2008 года, с 14 марта 2008 года по настоящее время, и факт его работы в указанной зоне, в связи с чем, за ним подлежит признанию право на получение мер социальной поддержки предусмотренных пп. 1-3 ч.1 ст.18 Закона РФ от 15 мая 1991 № 1244-1 в зависимости от времени его проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года.
При этом, исходя из того, что с заявлением в ГКУ Брянской области «ОСЗН Климовского района» о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных п.п. 1-3 ч.1 ст. 18 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 Тарабанько В.А. обратился 15 июля 2020 года, то указанные меры, право на получение которых признается за истцом, подлежат предоставлению с даты его обращения, то есть с 15 июля 2020 года, а на ответчиков подлежит возложению обязанность по их предоставлению в полном объеме, как лицу постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года.
Доказательств, подтверждающих факт обращения истца в более ранние даты с заявлением о получении мер социальной поддержки в соответствии с п.п.1-3 ч.1 по ст. 18 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 в полном объеме, в материалы дела не представлено.
В силу изложенного доводы ГКУ «ОСЗН Климовского района» о том, что пребывание истца в зоне подвергшейся радиоактивному загрязнению в период несения им военной службы носило временный характер и что действующее законодательство не содержит норм и положений об установлении соотнесения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, Россия и Украина, противоречат вышеприведенным нормам действующего законодательства, которое подлежит применению к спорным правоотношения, а потому не принимаются судебной коллегией.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Тарабанько В.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Климовского районного суда Брянской области от 08 сентября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление Тарабанько В.А. к Государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения Климовского района» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Климовская средняя общеобразовательная школа № 1» о признании права на получение социальной поддержки удовлетворить частично.
Признать за Тарабанько В.А. с 15 июля 2020 года право на предоставление ему в соответствии с п.п. 1,2,3 ч.1 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» мер социальной поддержки в полном объеме, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года.
Возложить на государственное казенное учреждение «Отдел социальной защиты населения Климовского района», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Климовская средняя общеобразовательная школа №1» обязанность по предоставлению Тарабанько Вячеславу Александровичу мер социальной поддержки в полном объеме, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Тарабанько В.А. отказать.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
С.В. Катасонова