Дело № 2-661/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2017 года п. Вурнары
Чувашской Республики
Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:
председательствующего судьи Филиппова О.А.,
при секретаре Копыловой Л.И.,
с участием:
помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Константинова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело
по заявлению и.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице http://diplomcheboksary.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проверкой Федерации. Проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайтеhttp://diplomcheboksary.ru/ размещена информация о дистанционной продаже неограниченному кругу лиц аттестатов школ, дипломов о высшем образовании, дипломов колледжей и техникумов, свидетельств, справок, изготовленных как типографским способом, так и на бланках Гознака. Порядок получения образования и документов об образовании и квалификации, документов об обучении регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со ст.9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст.15.1 Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено. Законодательством РФ предусмотрена административная ответственность (ст.19.23 КоАП РФ) за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт. Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 УК РФ). Таким образом, информация, размещенная на интернет-странице http://diplomcheboksary.ru/, свидетельствует о нарушении действующего в РФ законодательства о порядке получения документов, подтверждающих получение гражданином образования и дающих его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и выполнять конкретные трудовые функции, а также законодательства РФ, регламентирующего порядок получения гражданином иных официальных документов, предоставляющих права и освобождающих от обязанностей. Данная информация находится в свободном доступе, доступна неопределенному кругу лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность. Тем самым нарушаются публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. Согласно п.2 ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушениям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Константинова А.В. заявление и.о. прокурора поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица- Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.
В своем отзыве представитель заинтересованного лица указал, что в соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст.12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя. Таким образом, целесообразно её применение к данному спору. В соответствии с положениями ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее- Единый реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено. Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст.15.1, 15.2, 15.3 Федерального закона №149-ФЗ, установлен постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101. В соответствии с положениями указанного постановления Правительства РФ создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда. Внесение в единый реестр информации по судебному решению возможно, если данное решение содержит: отметку о вступлении в законную силу; заключение о том, что информация признана запрещенной на всей территории РФ; доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, описание запрещенной информации.
Изучив доводы и.о. прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления и.о. прокурора по следующим основаниям.
В силу п.1 ч.1 ст.262, ч.1, п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд в порядке особого производства рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Частью 1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с ч.1 ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются: документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность; лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.ч.1, 2, 3 ст.15.1 Федерального «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее- единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра- организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством РФ (далее- оператор реестра).
Согласно п.5 Правил основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В соответствии с п.9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; дата и время получения решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.
В сети «Интернет» на сайте http://diplomcheboksary.ru/ размещена информация о дистанционной продаже неограниченному кругу лиц дипломов о высшем образовании, бакалавра, магистра, МВА, училища, колледжа, свидетельств ЕГЭ, о браке, о рождении, о разводе медицинского сертификата специалиста, аттестатов о среднем образовании, изготовленных как типографским способом, так и на бланках Гознака.
Таким образом, суд приходит к выводу, что информация, размещенная в сети «Интернт» на интернет-странице http://diplomcheboksary.ru/ о дистанционной продаже неограниченному кругу лиц дипломов, аттестатов о среднем образовании, свидетельств об образовании, свидетельствует о нарушении действующего в РФ законодательства о порядке получения документов, подтверждающих получение гражданином образования и дающих его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством РФ порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, а также законодательства РФ, регламентирующего порядок получения гражданином иных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Данная информация до настоящего времени находится в свободном доступе, побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность.
Тем самым нарушаются публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По делам о признании указанной информации и размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению в РФ, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Судом установлен факт распространения- размещения в сети «Интернет» запрещенной законом информации на интернет-странице: http://diplomcheboksary.ru/. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания приведенной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1 ст.45 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет-странице http://diplomcheboksary.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для внесения сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня его принятия.
Судья Вурнарского районного суда О.А.Филиппов