Дело № 12-49/2021
УИД 18RS0021-01-2021-001115-24
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
21 июня 2021 года г. Можга УР
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Ходырева Н.В.,
при секретаре Горбуновой М.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сорокина В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП ГКФХ Сорокина В.Д. на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, заместителя старшего государственного лесного инспектора Дягтеревой С.Г. от 09.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением №2/2 заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, заместителя старшего государственного лесного инспектора Дягтеревой Г.Г. от 09.03.2021 ИП Сорокин В.Д. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп.
События правонарушений, согласно постановлению, выразились в невыполнении ИП Сорокиным В.Д. при заготовке древесины на лестных участках, переданных ему по договору аренды, правил заготовки древесины, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, а именно ИП Сорокиным В.Д.:
- допустил невыполнение работ по очистке лесосеки, а также оставление заготовленной древесины не отделенной противопожарной минеральной полосой (состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ),
- допустил невыполнение работ по очистке лесосеки, не проведены работы по приведению лесных участков в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению (состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ),
- допустил невыполнение работ по очистке лесосеки, а также оставление не вывезенной заготовленной древесины в срок, предоставленный ему по договору (состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ).
Сорокин В.Д. с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, мотивировав тем, что ИП Сорокин В.Д. согласно выписки УФНС ликвидирован 17.06.2009, никакой аренды земельного участка он не имел.
В судебном заседании Сорокин В.Д. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в ней. Указывает, что с 2009 года он является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, а не «ИП Сорокин В.Д.».
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Дружинин И.А. в ходе рассмотрения дела указывал, что доводы жалобы не обоснованы, постановление в отношении Сорокина В.Д. вынесено законно и обоснованно.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы административного дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как установлено материалами дела, Сорокину В.Д. вменяется совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ - нарушение правил заготовки древесины, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ - нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Согласно п. 1 ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в ст. 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Пунктом 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности (действующие на момент выявленных нарушений), которые согласно п. 1 устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения гражданами.
Приказами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды №336 от 07.04.2020, №936 от 19.10.2020 на территории Удмуртской Республики с 20 апреля по 19 октября 2020 года был установлен пожароопасный период, с 09.05.2021 по 02.10.2020 – особый противопожарный режим (постановления Правительства УР №155 от 28.04.2020, №432 от 21.09.2020).
Согласно подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
В соответствии с технологической картой лесосечных работ от 26.03.2019 на лесосеках предоставленных Сорокину В.Д. установлен способ очистки порубочных остатков – сбор в мелкие кучи с последующим сжиганием в пожароопасный период (раздел 2).
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Указанные мероприятия также отражены в разделе 5 технологической карты лесосечных работ от 26.03.2019.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 20.03.2017 №607, утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (действующие на момент выявленных нарушений), которые пунктом 14 закрепили, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Кроме того, согласно пункту «з, к» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474 (действующие на момент выявленных нарушений), при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке, а также не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из представленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР (далее по тексту – Министерство) материалов дела следует, что 21.07.2015 между Министерством и ИП Сорокиным В.Д. был заключен договор аренды №***, по условиям которого Сорокину В.Д. передан на срок 49 лет в аренду для заготовки древесины лесной участок площадью 11 532 га (кварталы 1-137), местоположение: УР, <***>, Алнашское лесничество, кварталы: №***, номер учетной записи в государственном лесном реестре №***.
Постановлением Семнадцатого арбитражного суда от 12.12.2019 оставлено без изменения решение Арбитражного суда УР от 30.09.2019, которым удовлетворены требования Министерства к ИП Сорокину В.Д. о расторжении договора аренды №01/2-15/921 от 21.07.2015.
Согласно п. 3.2 договора аренды арендодатель (Министерство) вправе после расторжения договора производить проверку арендатором (Сорокиным В.Д.) и приемку мест проведения работ, указанных в проекте освоения лесов и в Приложение 6 договора, на эффективность и качество осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению, на соответствие отчетным данным и требованиям лесного законодательства, с составлением соответствующего акта.
16.07.2020 комиссией ГКУ УР «Можгинское лесничество» составлен акт натурного технического осмотра участка лесного фонда, расположенного на территории Алнашского лесничества, переданного в пользование ИП Сорокину В.Д., и были выявлены нарушения лесного законодательства, в том числе путем фотофиксации.
18.11.2020 в адрес ИП Сорокина В.Д. направлено уведомление №*** о рассмотрении материалов по факту выявленных нарушении в квартале 60 выделе 12 вид рубки СР площадь 1,3 га, лесная декларация №*** от 27.03.2019, в квартале 116 выделе 18 вид рубки СР площадь 1,3 га, лесная декларация №*** от 26.12.2018, и составления протоколов об административных правонарушений.
28.12.2020 в отношении Сорокина В.Д. составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, по факту нарушения правил пожарной безопасности, выразившееся в укладке порубочных остатков в кучи на расстоянии 7 метров от стены леса и оставлении не вывезенной древесины в объеме 9 кбм. Место совершения правонарушения является место обнаружения порубочных остатков - лесной участок, расположенный в квартале 116 выделе 18 Алнашского лесничества <***> УР.
28.12.2020 в отношении Сорокина В.Д. составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, по факту нарушения правил пожарной безопасности, выразившееся в укладке порубочных остатков в кучи на расстоянии 5 метров от стены леса. Место совершения правонарушения является место обнаружения порубочных остатков - лесной участок, расположенный в квартале 60 выделе 12 Алнашского лесничества <***> УР.
28.12.2020 в отношении Сорокина В.Д. составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, по факту нарушения правил санитарной безопасности, выразившееся в укладке порубочных остатков в кучи на расстоянии 7 метров от стены лесов и оставлении не вывезенной древесины в объеме 9 кбм., что также способствует развитию вредителей и болезней леса. Место совершения правонарушения является место обнаружения порубочных остатков и не вывезенной древесины - лесной участок, расположенный в квартале 116 выделе 18 Алнашского лесничества <***> УР.
28.12.2020 в отношении Сорокина В.Д. составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, по факту нарушения правил санитарной безопасности, выразившееся в укладке порубочных остатков в кучи на расстоянии 5 метров от стены лесов и не сжигании порубочных остатков, что также способствует развитию вредителей и болезней леса. Место совершения правонарушения является место обнаружения порубочных остатков - лесной участок, расположенный в квартале 60 выделе 12 Алнашского лесничества <***> УР.
28.12.2020 в отношении Сорокина В.Д. составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, выразившееся в оставлении не вывезенной мелкотоварной древесины (откомлевки и вершинки) в объеме 9 кбм на лесосеке, а именно на квартале 116 выдел 18.
28.12.2020 в отношении Сорокина В.Д. составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, выразившееся в оставлении порубочных остатков в виде веток и вершинных частей деревьев на месте рубки без сжигания. Место совершения правонарушения является место обнаружения порубочных остатков - квартал 60 выдел 12 площадь 1,3 га Алнашского лесничества <***> УР.
Указанные протоколы составлены уполномоченным лицом – заместителем руководителя ГКУ УР «Можгинское лесничество» - заместителем старшего государственного лесного инспектора Алнашского лесничества Дружининым И.А.
19.01.2021 определением уполномоченного лица дела об административных правонарушениях (протоколы) объединены в одно производство и постановлением №2/2 заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, заместителя старшего государственного лесного инспектора Дягтеревой Г.Г. от 09.03.2021 ИП Сорокин В.Д. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Проверка законности и обоснованности постановления показывает, что выводы должностного лица, составившего постановление, основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства совершенных административных правонарушений подтверждаются вышеуказанными материалами дела.
Каких-либо доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат, из материалов данного дела не усматривается, что Сорокиным В.Д. были предприняты необходимые меры, направленные на соблюдение требований норм противопожарной и санитарной безопасности.
Таким образом, Сорокин В.Д. при наличии возможности выполнить требования законодательства в области пожарной и санитарной безопасности в лесах, используя для заготовки древесины на основании договора аренды лесные участки, находящиеся в государственной собственности, допустил невыполнение работ по очистке лесосеки; оставление заготовленной древесины не отделенной противопожарной минерализованной полосой; оставление не вывезенной заготовленной древесины в срок, предоставленный ему по договору; не провел работы по приведению лесных участков в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о наличии в действиях (бездействии) Сорокина В.Д. составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, являются правильными.
Согласно примечания к ст. 8.32 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Довод жалобы о том, что Сорокин В.Д. согласно выписки УФНС ликвидирован 17.06.2009, никакой аренды земельного участка он не имел, сам Сорокин В.Д. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, суд находит не состоятельным, поскольку он противоречит материалам дела. Так, из представленной самим заявителем выписки Федеральной налоговой службы усматривается, что Сорокин В.Д. является индивидуальным предпринимателем, который осуществляет свою деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 17 июня 2009 года, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Указание в договоре аренды о том, что он заключен с ИП Сорокиным В.Д., а не с главой крестьянского (фермерского) хозяйства не говорит о его не действительности, с момента его заключения он сторонами не оспаривался.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Наказание назначено с учетом требований ст. ст. 4.1-4.5 КоАП РФ и применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в минимальных пределах санкции ч. 3 ст.8.32 КоАП РФ, в размере 300 000 руб. 00 коп.
Вместе с тем, назначенное Сорокину В.Д. административное наказание полагаю необходимым заменить на предупреждение по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Исходя из положений ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ, судье и должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, предоставлена возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Таким образом, указанными выше нормами установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Согласно данным, полученным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который опубликован на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации по адресу: www.nalog.ru, ИП Сорокин В.Д. (ИНН №***, ОГРН №***) относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятие), что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Материалы дела не содержат доказательств того, что в результате бездействия Сорокина В.Д. был причинен вред или возникла угроза причинения вреда окружающей среде. Кроме того, представление об устранении нарушении, выявленных в ходе проверки, вынесено лишь в марте 2021 года, тогда как правонарушение была зафиксировано 16 июля 2020 года, то есть на протяжении продолжительного времени административных органом не предпринимались меры влияния на правонарушителя в целях устранения нарушении, что говорит об отсутствии угроза причинения вреда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Сорокин В.Д., отнесенный к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, совершил административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления муниципального контроля, впервые, в результате бездействия не был причинен вред или возникла угроза причинения вреда окружающей среде, на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенный ему в качестве административного наказания административный штраф подлежит замене на предупреждение, которое не предусмотрено санкциями ч. 3 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, что отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания, не усиливает, и иным образом не ухудшает положение правонарушителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление №2/2 заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, заместителя старшего государственного лесного инспектора Дягтеревой С.Г. от 09.03.2021, которым индивидуальный предприниматель Сорокин Владимир Дмитриевич привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменив административный штраф на предупреждение, в остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу ИП ГКФХ Сорокина Владимира Дмитриевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи жалобы через Можгинский районный суд УР в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Н.В.Ходырева