№ 2-869/2024
УИД: 04RS0004-01-2024-001557-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2024 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бадлуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Бадмаевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия к Куприяновой Е.А. о признании недействительным образования земельного участка и снятии его с государственного кадастрового учета, истребовании имущества из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, просил признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером № и снять его с государственного кадастрового учета; истребовать из чужого незаконного владения Куприяновой Е.А. земельный участок с кадастровым номером №.
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером № частично сформирован в береговой полосе водного объекта - озера Гусиное, что противоречит запрету на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Игумнова Э.А. исковые требования уточнила, поскольку в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству установлено, что ответчиком проведены кадастровые работы по образованию двух земельных участков с кадастровыми номерами № площадью 281 кв.м. и № площадью 56 кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Бурятия земельный участок с кадастровым номером № пересекает береговую полосу озера Гусиное, то есть образован с нарушением требований законодательства. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № образован в ходе раздела земельного участка с кадастровым номером №, просила признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером № и снять его с государственного кадастрового учета; истребовать из чужого незаконного владения Куприяновой Е.А. земельный участок с кадастровым номером №.
Ответчик Куприянова Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что хотела бы оставить земельный участок в собственности. Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ей в 2020 г., требование о границах прибрежной зоны появилось только в 2022 г. Также просила учесть, что участок не огорожен, отсутствуют препятствия для доступа к озеру, вред озеру не наносится.
Представители третьих лиц Администрации МО «Селенгинский район», Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации МО «Селенгинский район» Нургалиева Е.Ю. просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4).
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (ч. 1 ст. 5, п. 3 ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, береговая полоса озера Гусиное является водным объектом, находящимся в федеральной собственности.
Постановлением Администрации МО «Селенгинский район» № № от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 337 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территориальная зона: зона садоводства и огородничества, разрешенное использование: ведение садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «Селенгинский район» и Куприяновой Т.Г. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 337 кв.м., местоположение: <адрес>, являющегося государственной собственностью до разграничения собственности на землю. По передаточному акту указанный земельный участок передан ДД.ММ.ГГГГ покупателю Куприяновой Е.А.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ являлась ответчик Куприянова Е.А. Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения. Виды разрешенного использования: ведение садоводства. Земельный участок расположен в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Гусиное в Селенгинском районе Республики Бурятия, установленных решениями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Границы береговой полосы озера Гусиное внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, осуществлен ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и приложенного межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО9. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
В справке Межмуниципального Селенгинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о результатах обследования земельных участков относительно береговой линии озера Гусиное от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности физическому лицу, категория: земля сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества, площадь 337 кв.м. Право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ. Фактически земельный участок не огорожен.
Границы береговой полосы озера Гусиное внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках мониторинга состояния законности в сфере охраны водных объектов проведено выездное обследование с привлечением специалистов межмуниципального Селенгинского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия, в ходе которого проведены осмотр, анализ и сопоставление сведений ЕГРН.
По результатам выездного обследования Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № пересекает береговую полосу озера Гусиное, его большая часть расположена в пределах береговой полосы, водоохранной зоны озера.
Земельный участок № предоставлен Куприяновой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Селенгинский район», право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Как на момент предоставления земельного участка, так и в настоящее время береговая полоса водного объекта (ч. 4 ст. 1, ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации), к которым относится озеро Гусиное, составляла и составляет 20 м.
В силу ст. 34 Водного кодекса Российской Федерации на водные объекты установлена федеральная собственность.
Согласно положениям ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации продажа, залоги, совершение других сделок, которые влекли или могли повлечь отчуждение водных объектов, не допускается.
Ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации РФ устанавливает правило, согласно которому земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами,
проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с результатами обследования, представленными прокурором, земельный участок с кадастровым номером № большей своей частью находился в пределах береговой полосы озера Гусиное. Запрет на предоставление участков в пределах береговой полосы (место общего пользования) в собственность граждан установлен до настоящего времени.
Таким образом, озеро Гусиное и его береговая полоса шириной 20 м на момент предоставления ответчику земельного участка с кадастровым номером № представляли собой единый водный объект, и вместе с водоохранной зоной находились и находятся в федеральной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером № в пределах береговой полосы также являлся собственностью государства. Следовательно, распоряжаться им мог только государственный орган, действующий от имени Российской Федерации. В связи с чем в 2019 г. у Администрации МО «Селенгинский район» отсутствовали полномочия по распоряжению данным земельным участком. В отсутствие конкретных координат береговой полосы орган местного самоуправления мог определить ее ширину (20 м от береговой линии). Более того, предоставление водного объекта в частную собственность не допускалось.
Российская Федерация в лице Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов, МТУ Росимущества не наделяла органы местного самоуправления муниципального образования Селенгинского района полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка в той части, которые включены в водный объект.
В связи с чем довод ответчика о законности предоставления ей земельного участка в 2019 г. до установления границ береговой полосы в 2022 г. является несостоятельным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что формирование и образование земельного участка из земель, относящихся к собственности Российской Федерации, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества, предоставление в частную собственность в силу ч. 1 ст. 166, ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являлись незаконными, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на использование соответствующей территории общего пользования, прав Российской Федерации как собственника водного объекта.
Из межевого плана и сведений из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выполнены кадастровые работы в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, образованы два земельных участка: 1) с кадастровым номером № площадью 56 кв.м., 2) с кадастровым номером № площадью 281 кв.м. Собственником данных земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ является ответчик Куприянова Е.А.
В письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при проведении сопоставления земельного участка на предмет пересечения с береговой линией озера Гусиное и двадцатиметровой береговой полосой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № пересекает двадцатиметровую береговую полосу, площадь пересечения 281,436 кв.м.
В судебном заседании истцом уточнены исковые требования, прокурор просил признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером № и снять его с государственного кадастрового учета; истребовать из чужого незаконного владения Куприяновой Е.А. земельный участок с кадастровым номером №.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований.
Земельный участок с кадастровым номером №, из которого в дальнейшем был образован спорный земельный участок с кадастровым номером №, был предоставлен в собственность Куприяновой Е.А. незаконно, ответчик не имела законных оснований для приобретения в собственность данного участка из состава земель водного фонда (земель общего пользования), предоставление первоначального земельного участка осуществлено Администрацией МО «Селенгинский район», а не Российской Федерацией в лице ее уполномоченного органа, к ведению которого отнесено распоряжение землями водного фонда. Следовательно, формирование земельного участка с кадастровым номером №, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества и установление права собственности ответчика являлись незаконными. Поскольку данное имущество выбыло из обладания собственника Российской Федерации помимо его воли, спорный земельный участок подлежит изъятию из чужого незаконного владения.
В п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что по смыслу ч. 1 ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Довод ответчика Куприяновой Е.А. о том, что земельный участок не огорожен, отсутствуют препятствия для доступа к озеру, вред озеру не наносится, не свидетельствует о законности образования спорного земельного участка и передаче его в собственность ответчику.
Поскольку спорный земельный участок предоставлен неуполномоченным лицом незаконно, истребован из чужого незаконного владения, его образование является недействительным, это является основанием для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, аннулирования записей о собственности на земельный участок в сведениях ЕГРН и влечет прекращение существования земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и снять его с государственного кадастрового учета, аннулировать все сведения об участке и его собственниках, имеющиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Истребовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, из чужого незаконного владения Куприяновой Е.А. (паспорт серии № № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 05.11.2024.
Судья Бадлуева Е.А.