дело № 2-1-216/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 10 апреля 2018 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре судебного заседания Пиандяковой А.А., с участием истца Банниковой Н.М., представителя ответчика Михалкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банниковой Н.М. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Банникова Н.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», в котором просила признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование иска указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03.06.2011 года. Перед тем, как начать строительство жилого дома, в сентябре 2017 года она обратилась в администрацию города с заявлением о выдаче разрешения, так как необходимо было получить градостроительный план. После этого она наняла бригаду строителей, которые за три месяца ей возвели жилой дом. До декабря 2017 года она не получила никаких писем из администрации города. В декабре 2017 года обратившись в администрацию города ей было выдано на руки письмо от 13 сентября 2017 года № 2371, из которого ей стало известно, что необходимо переписать заявление о выдаче градостроительного плана. Повторно она обратилась с заявлением в январе 2018 года. Уведомлением от 12 января 2018 года № 1 ей было отказано в выдаче разрешения на том основании, что строительство объекта уже осуществлено. Возведенный объект недвижимого имущества обладает признаками самовольной постройки, так как возведен без получения необходимых разрешений. Возведенная самовольная постройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Невозможность зарегистрировать право собственности на жилой дом нарушает жилищные права истца. Иным путем, кроме обращения в суд, истец лишен возможности признать право собственности на самовольную постройку.
В судебном заседании истец Банникова Н.М. поддержала иск по изложенным в нем основаниям, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Михалкин А.В. в судебном заседании против требований истца о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, возражений не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (ч.2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (ч.3).
По смыслу этих положений закона требование лица, осуществившего самовольную постройку, может быть удовлетворено только в случае, если суду будут представлены документы, подтверждающие наличие у лица права собственности на земельный участок, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором возведено строение, при соблюдении условий соответствия постройки строительным и градостроительным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки, отсутствии нарушений постройкой прав и охраняемы законом интересов других лиц.
Из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Частью 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с абз. 2 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В досудебном порядке истец обращался к ответчику по поводу получения разрешения на строительства, однако письмом от 12.01.2018 г. истцу отказано в выдаче такого разрешения.
Таким образом, судом установлено, что истец, осуществивший самовольное строительство жилого дома, предпринимал надлежащие меры к его легализации, в частности, к получению разрешения на строительство.
Суд полагает обоснованным предъявление данного иска, в связи с невозможностью в ином порядке регистрации права собственности на самовольно построенный жилой объект, поскольку единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых истец предпринимал меры.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03.06.2011, Банникова Н.М. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом, составленным специалистами Козьмодемьянского участка Отделения по Республике Марий Эл Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», по состоянию на 28 февраля 2018 г. следует, что по адресу: <адрес>
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здания, сооружения предусмотрены статьями 40, 70 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие сведений о существенных нарушениях градостроительных и строительных норм и правил, а также о нарушениях прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровья граждан, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Банниковой Н.М. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании права собственности на самовольную постройку удовлетворить.
Признать за Банниковой Н.М. право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.М. Малышев