Дело № 3а-182/2020

УИД 76OS 0000-01-2020-000133-23

Мотивированное решение изготовлено 10.07.2020г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль                             3 июля 2020 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при участии секретаря Антоновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рукавишникова Евгения Александровича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Рукавишников Е.А. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 713 кв.м. с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов торговли, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, открытой автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 731 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

В обоснование административного иска указано на то, что спорный земельный участок принадлежит административному истцу на праве аренды. Кадастровая стоимость земельного участка определена выше рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как плательщика арендных платежей.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Семенов А.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Шатилович Т.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагала отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества несоответствующим законодательству об оценочной деятельности.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», Администрация Тутаевского муниципального района, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании договора аренды земельного участка № 75/12 от 27 марта 2008 года административному истцу принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для организации автостоянки, общей площадью 4713 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки принимается кадастровая стоимость соответствующего земельного участка, за исключением случая, установленного пунктом 2.2 данного раздела Порядка.

Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.     

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:21:010203:33 утверждена приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных на территории Ярославской области" по состоянию на 01 января 2019 года в размере 11 302 313,17 рублей.

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Административным истцом представлен отчет № 3003-20 от 20 марта 2020 года об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный ООО СБК «Партнер», в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2019 года составляет 5 731 000 рублей.

В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистом, имеющим право на проведение подобного рода оценки.

Из данного отчета следует, что оценщик проанализировал рынок объекта оценки, в том числе представил обзор коммерческой недвижимости (земельных участков). Для определения рыночной стоимости объекта оценки использован сравнительный подход. В отчете приведен расчет рыночной стоимости объекта, в котором подробно изложены последовательность оценки объекта сравнительным подходом, данные для сравнения аналогов с объектом оценки. В отчете содержится экономическая обоснованность применения корректировок. Выводы оценщика являются мотивированными, не содержат противоречий, основаны на положениях Федеральных стандартов оценки, в связи с чем, оснований не доверять этим выводам не имеется.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Из отчета оценки рыночной стоимости земельного участка следует, что оценщиком было использовано достаточное число объектов-аналогов, которые подобраны по критериям, наиболее приближенным к объекту оценки, что свидетельствует о том, что выбранные аналоги не привели к необоснованному снижению рыночной стоимости земельного участка.

В целом анализ отчета позволяет сделать однозначный вывод о том, что оценщиком определены основные ценообразующие факторы, по которым произведен подбор аналогов.

Возражения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не могут быть приняты судом, исходя из следующего.

В своих замечаниях административный ответчик ссылается на нарушение оценщиком пункта 5 ФСО № 3. По мнению Департамента, оценщиком неверно применена корректировка на коммуникации объекта-аналога № 2, должна применяться повышающая корректировка 1,19.

Кроме того, по мнению Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, оценщиком в нарушение пункта 22 ФСО № 7 в качестве аналога выбран земельный участок с видом разрешенного использования «для малоэтажного строительства» (объект-аналог № 2). Корректировка на назначение для указанного аналога выбрана из справочника Лейфера, вместе с тем, справочник Статриэлт позволяет сделать более точную корректировку.

Указанные замечания судом не могут быть приняты исходя из следующего.

Согласно пункту 5 ФСО № 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 22 ФСО № 7 при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения: в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным; при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке.

Из показаний свидетеля Б.М.Е., представленных скриншотов объявления и сведений из публичной кадастровой карты следует, что сети коммуникаций находятся на границе земельного участка, аналога №2. Данные сведения отражены в объявлении. Кроме того, установлено, что рядом с земельным участком находятся многоквартирные жилые дома, что также указывает на наличие рядом коммуникаций. Оснований не доверять показаниям свидетеля и представленным документам у суда не имеется.

Относительно вида разрешенного использования земельного участка объекта-аналога № 2 установлено, что в объявлении о продаже указанного земельного участка указано его назначение: «для строительства автосервиса, автомойки, магазина», что давло возможность оценщику сопоставить его с объектом оценки. Кроме того, с целью возможного учета несовпадения заявленного разрешенного вида использования данного аналога оценщиком использована корректировка из справочника под редакцией Л.А. Лейфера.

Замечание Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на необходимость использования в данном случае корректировки из иного справочника, несостоятельно, поскольку законодательство об оценочной деятельности, в том числе, федеральные стандарты оценки не ограничивают оценщика в выборе методики, справочной литературы для проведения оценки рыночной стоимости.

В силу изложенного оснований для критической оценки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не имеется.

Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

В силу пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Суд отмечает, что доводы административного ответчика объективными доказательствами не подтверждены.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения заявителя с административным иском в суд, т.е. – 15 мая 2020 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд    

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 4 713 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 5 731 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 76:21:010203:33 ░ ░░░░░░░ 5 731 000 ░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 15 ░░░ 2020 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                    ░░░░░░ ░.░.

3а-182/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рукавишников Евгений Александрович
Ответчики
ДИЗО ЯО
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра
администрация Тутаевского мр
Управление Росреестра по ЯО
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Нуждин Сергей Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
18.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.09.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
24.11.2020Дело оформлено
24.11.2020Дело передано в архив
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее