Решение по делу № 8Г-3401/2021 [88-6774/2021] от 08.02.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-6774/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                               18 мая 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Леонтьевой Т.В., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-848/2020 (УИД: 02RS0001-01-2020-001442-02) по иску Мартиросяна Саргиса Аспураковича к Министерству внутренних дел России по Республике Алтай о признании незаконным решения о назначении пенсии за выслугу лет из расчета должностного оклада по 40 тарифному разряду, понуждении назначить пенсию за выслугу лет из расчета должностного оклада по 52 тарифному разряду и взыскании недополученной пенсии,

по кассационной жалобе представителя Мартиросяна Саргиса Аспураковича - Киракосяна Романа Сардаровича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 ноября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Мартиросян Саргис Аспуракович (далее – Мартиросян С.А., истец) обратился с иском к Министерству внутренних дел России по Республике Алтай (далее – МВД России по Республике Алтай, ответчик) о признании незаконным решения о назначении пенсии за выслугу лет из расчета должностного оклада по 40 тарифному разряду, понуждении назначить пенсию за выслугу лет из расчета должностного оклада по 52 тарифному разряду и взыскании недополученной пенсии.

В обоснование заявленных требований Мартиросян С.А. указал, что проходил службу в органах полиции Республики Армения, в период с 8 августа 2016 г. по 18 июня 2018 г., занимал должность начальника Управления полиции г. Еревана.

После увольнения со службы и получения гражданства Российской Федерации Мартиросяну С.А. МВД России по Республике Алтай с 24 марта 2019 г. назначена пенсия за выслугу лет исходя из должностного оклада по 52 тарифному разряду 31 200 рублей (с учетом индексации) в размере                      53 813,90 рублей в месяц.

С 24 марта 2019 г. МВД по Республике Алтай фактически стало производить расчет пенсии и выплачивать ее исходя из должностного оклада по 40 тарифному разряду 24 960 рублей (с учетом индексации) в размере                   46 304,99 рубля в месяц.

Данное решение МВД по Республике Алтай о снижении пенсии Мартиросян С.А. считает незаконным.

Обращаясь с иском в суд, Мартиросян С.А. ссылался на то, что ранее занимаемая им должность начальника Управления полиции г. Еревана Республики Армения приравнивается к должности начальника Главного управления, для которой предусмотрено звание генерал-майор полиции, как и для должности начальника Управления полиции г. Еревана. Исходя из Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, звание генерал-майор полиции соответствует должности министра внутренних дел России по Республики Алтай, начальника главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации. Оклад по типовой должности начальника (руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек составляет без учета индексации 30 000 рублей, что соответствует 52, а не 40 тарифному разряду.

Мартиросян С.А. просил суд признать незаконным решение МВД по Республике Алтай о назначении пенсии за выслугу лет с 24 марта 2019 г. из расчета должностного оклада по 40 тарифному разряду, обязать МВД по Республике Алтай назначить пенсию за выслугу лет с 24 марта 2019 г. из расчета должностного оклада по 52 тарифному разряду, взыскать с МВД по Республике Алтай недополученную пенсию с 24 марта 2019 г. по день принятия решения в размере 24 669,59 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 ноября 2020 г., в удовлетворении исковых требований Мартиросяна С.А. отказано.

В кассационной жалобе представителем Мартиросяна С.А. - Киракосяном Р.С. ставится вопрос об отмене решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 ноября 2020 г., как незаконных.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Мартиросян С.А., представители ответчика МВД по Республике Алтай, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МВД России, сведений о причине неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом начальника полиции Республики Армения от 23 марта 2019 г. начальник Управления полиции г. Еревана Республики Армения Мартиросян С.А. уволен по п. 2 ч. 1 ст. 45 Закона Республики Армения «О государственных пенсиях» (пенсия по выслуге лет). Выслуга лет в календарном исчислении составила 33 года 9 месяцев 5 дней, срок общей выслуги 34 года.

С 23 марта 2019 г. Мартиросяну С.А. назначена пенсия в размере                  170 520 драм (по официальному курсу на 8 июля 2019 г. соответствует                     22 729,80 рублей).

26 марта 2019 г. Мартиросяну С.А. Управлением кадровой политики полиции Республики Армения выдана справка для предоставления в Финансово-бюджетное управление полиции Республики Армения, в которой указано, что Мартиросян С.А. с 8 августа 2016 г. по 18 июня 2018 г. занимал должность начальника Управления полиции г. Еревана, которая согласно ч. 2 ст. 4 Закона Республики Армения «О службе в полиции» приравнивается к должности начальника Главного управления. Согласно постановлению Правительства Республики Армения от 19 декабря 2002 г. № 2148-Н «Об установлении званий, соответствующих конкретной должности в полиции» для должности начальника Главного управления, в том числе начальника Управления полиции г. Еревана, предусмотрено звание генерал-майор полиции.

В связи с получением гражданства Российской Федерации 27 марта 2019 г. Мартиросян С.А. обратился в Финансово-бюджетное управление полиции Республики Армения с заявлением о передаче пенсионного дела по вновь избранному им месту жительства в Российской Федерации: <адрес>.

Пенсионное дело Мартиросяна С.А. финансово-бюджетным управлением полиции Республики Армения было направлено в МВД по Республике Алтай, 10 апреля 2019 г. Мартиросян С.А. обратился в МВД по Республике Алтай с заявлением о назначении пенсии.

Поскольку пенсия Мартиросяну С.А. в Республике Армения не выплачивалась, МВД по Республике Алтай в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» Мартиросяну С.А. назначена пенсия с 23 марта 2019 г. в размере 53 813,90 рублей в месяц исходя из должностного оклада по 52 тарифному разряду, установленному приказом МВД России от 24 ноября 2015 г. «Об организации установления размеров должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» для министров внутренних дел и начальников главных управлений МВД России в субъекте с численностью населения менее 2,5 млн. человек, о чем Мартиросяну С.А. направлено уведомление от 12 апреля 2019 г. .

На запрос МВД по Республике Алтай Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России дан ответ, согласно которому, занимаемая Мартиросяном С.А. на день увольнения должность начальника Управления полиции г. Еревана Республики Армения подлежит квалификации по 40 тарифному разряду, установленному приказом МВД России от 24 ноября 2015 г. «Об организации установления размеров должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», после чего МВД по Республике Алтай произведен перерасчет пенсии Мартиросяну С.А. исходя из должностного оклада по 40 тарифному разряду и его пенсия составила 46 304,99 рубля в месяц.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Мартиросяна С.А., суд первой инстанции исходил из того, что Мартиросян С.А. являлся начальником Управления полиции г. Еревана, являющимся муниципальным образованием Республики Армения, а не начальником Управления полиции субъекта федеративного государства.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку выводы судебных инстанций соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Согласно ст. 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств» (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.), пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

При переезде пенсионеров МВД из других государств на постоянное жительство в Российскую Федерацию назначение им пенсии осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1) с даты регистрации по месту жительства на территории России.

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации.

Пунктом 7 вышеназванного Порядка установлено, что служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР.

С введением в действие настоящего Постановления служба военнослужащих Объединенных Вооруженных Сил и Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации и других воинских формирований Российской Федерации за пределами России на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством государств, на территории которых они проходили службу, а до принятия этими государствами законодательных актов по данному вопросу - в соответствии с законодательством бывшего Союза ССР.

При исчислении пенсий указанным лицам используется механизм приравнивания - соотнесения служебного (должностного) положения, занимаемого сотрудниками органов внутренних дел перед увольнением со службы, к служебному (должностному) положению соответствующей им категории лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, предусмотренному законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Согласно п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел государств-участников СНГ пенсии исчисляются исходя из суммы денежного довольствия, установленного законодательством Российской Федерации для соответствующих категорий лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел России при аналогичном служебном положении и прочих равных условиях.

Приложением № 3 к приказу МВД России от 24 ноября 2015 г. № 1120дсп установлены Тарифные разряды по должностям высшего, старшего и среднего начальствующего состава в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне. 52 тарифный разряд установлен для министров внутренних дел и начальников главных управлений МВД России в субъекте с численностью населения менее 2,5 млн. человек.

Приложением № 5 к приказу МВД России от 24 ноября 2015 г. № 1120дсп установлены Тарифные разряды по должностям старшего и среднего начальствующего состава в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, в частности Управления МВД России по муниципальным образованиям, нескольким муниципальным образованиям, на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, по закрытым административно- территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах. Для начальников таких управлений установлен 40 тарифный разряд.

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 121 Конституции Республики Армения административно-территориальными единицами Республики Армения являются марзы и общины.

Главой 6 Конституции Республики Армения закреплены полномочия Правительства.

В соответствии со ст. 160 Конституции Республики Армения Правительство реализует свою территориальную политику в марзах через марзпетов. Особенности территориального управления в Ереване устанавливаются законом.

Главой 9 Конституции Республики Армения закреплено устройство местного самоуправления. Община – это общность жителей одного или нескольких населенных пунктов. Община – это юридическое лицо публичного права (ст. 180 Конституции Республики Армения). Статьей 182 Конституции Республики Армения закреплено, что государственные полномочия могут быть делегированы органам местного самоуправления.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Мартиросяна С.А., поскольку Мартиросян С.А. до увольнения из полиции Республики Армения занимал должность начальника Управления полиции г. Еревана, которая не является аналогичной должности начальника органов внутренних дел субъекта Российской Федерации. Республика Армения является унитарным государством. В составе республики отсутствуют субъекты (относительно самостоятельные государства, государственные образования, имеющие самостоятельное административно-территориальное деление), в связи с чем, в Республике Армения отсутствует должность начальника управления полиции по субъекту. Город Ереван, несмотря на его особый статус, является муниципальным образованием.

Доводы кассационной жалобы, оспаривающие указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций по обстоятельствам дела, что в силу ст. 390 ГПК РФ не может повлечь отмену или изменение состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.

Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мартиросяна Саргиса Аспураковича - Киракосяна Романа Сардаровича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-3401/2021 [88-6774/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартиросян Саргис Аспуракович
Ответчики
Министерство внутренних дел по Республике Алтай
Другие
Киракосян Роман Сардарович
МВД РФ
Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД МВД России)
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
18.05.2021Судебное заседание
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее