УИД 50RS0014-01-2021-000973-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2021 г. г.о. Ивантеевка
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной М.В.,
при секретаре Воронцовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-596/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мытищи Московской области к Г. о взыскании налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мытищи Московской области (далее – ИФНС по г. Мытищи) обратилась в суд с требованиями к административному ответчику Г. о взыскании налоговой задолженности в размере 13 201 рубль 09 копеек.
В обоснование требований представитель истца указал, что Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 600 кв.м. ИФНС по г. Мытищи исчислен в отношении административного ответчика земельный налог за 2018 г. в размере 9 226 рублей, на который начислены пени в размере 3 975 рублей 09 рублей. В адрес Г. направлено требование об уплате суммы налога, в котором сообщалось о наличии задолженности по земельному налогу, которое административным ответчиком не исполнено.
В судебном заседании представитель административного истца не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Ответчик также просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве против заявленных требований возражал и пояснил, что налогооблагаемая база и объект налогообложения отсутствуют, поскольку по вине органа местного самоуправления земельный участок до конца не сформирован, его границы на местности не определены.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Материалами дела, а именно выпиской из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 600 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 2958822 руб. Границы земельного участка не установлены.
12 сентября 2019 г. ИФНС по г. Мытищи в адрес Г. направлено налоговое уведомление № 78285184 об уплате не позднее 02 декабря 2019 г. земельного налога за 2018 г. в размере 9 226 рублей.
10 февраля 2020 г. ИФНС по г. Мытищи в адрес Г. направлено требование № 11641 об уплате налога в размере 9 226 рублей и пени в размере 112 рублей 48 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и правовой связи, руководствуясь принципом состязательности сторон, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом в уставленном порядке и сроки направлялось уведомление и требование административному ответчику об уплате земельного налога за 2018 г.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»).
Пунктом 2 указанного постановления, на который ссылается административный ответчик в своих возражениях, предусмотрено, что в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Как установлено судом выше истец обладает земельным участком, на который исчислен земельный налог, по праву собственности, а потому несёт обязанность по уплате земельного налога.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
3) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом земельный участок, принадлежащий административному ответчику, относится к объектам налогообложения.
Также суд учитывает, что сведения о земельном участке содержат сведения о его площади и кадастровой стоимости, которая является в силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ основанием для определения налоговой базы.
То обстоятельство, что сведения о границах земельного участка, принадлежащего административному ответчику, не установлены, по мнению суда, не освобождают его обязанности уплачивать земельный налог при том, что имеются основания для его расчёта.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 7 части 2 указанной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);
Из пункта 6 части 5 указанной статьи следует, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 15 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
Исходя из системного толкования указанных правовых норм внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется по заявлению собственника земельного участка и, в том числе, на основании межевого плана земельного участка.
В материалы дела со стороны административного ответчика не представлено доказательств совершения им действий, направленных на уточнение границ принадлежащего ему земельного участка и внесение сведений о местоположении границ и невозможности таких уточнений.
Факт обращения административного ответчика с заявлением в орган местного самоуправления по предоставлению первоначального плана земельного участка, не может быть расценен как объективная невозможность уточнения сведений о границах земельного участка, поскокльу при уточнении границ во внимание могут приниматься не только первоначальные сведения, но и границы, которые могут быть определены на местности по фактическому пользованию.
Таким образом, по мнению суда, административный ответчик, не совершая действия по окончательному формированию земельного участка, препятствует тем самым в определении объёма его обязательства по уплате земельного налога, что судом расценивается как злоупотребление правом.
На основании изложенного суд находит требования административного истца о взыскании с административного ответчика земельного налога, рассчитанного по имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости сведениям, подлежащими удовлетворению.
Находит суд обоснованными и требования истца о взыскании пеней.
В пункте 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ указано, что пени являются способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
По изложенным выше основаниям суд установил наличие недоимки по земельному налогу за административным ответчиком. Суд также соглашается с расчётом пеней, представленных административным ответчиком, и не оспоренным административным ответчиком.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мытищи Московской области к Г. о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.
Взыскать с Г., проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета задолженность по земельному налогу за 2018 г. в размере 9 226 рублей, пени в размере 3 975 рублей 09 рублей, а всего 13 201 рубль 09 копеек (тринадцать тысяч двести один рубль 09 копеек).
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме.
Председательствующий Колчина М.В.