Дело № 2-689/2019
11RS0002-01-2019-000918-19
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Воркута Республики Коми 15 апреля 2019 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.
при секретаре Роевой М.А.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Маймановой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 23» г.Воркуты о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
установил:
прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с № 23» г.Воркуты (далее по тексту МОУ «СОШ №23» г.Воркуты) об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: ул. Димитрова, д.9, г.Воркута, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обосновывая требования отсутствием такой информации, предусмотренной законом.
В письменном отзыве МОУ «СОШ №23» г.Воркуты просило предоставить на исполнение требований прокурора об обеспечении беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, срок 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу
Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, полагал возможным предоставить ответчику время для размещения носителей информации, необходимой лицам, имеющим ограничения по зрению, в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третьи лица Управление образования администрации МО ГО «Воркута», администрация МО ГО «Воркута» извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчиков и третьих лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно положениям статей 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории и на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ст.12 Закона № 384-ФЗ.
В соответствии с подп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. А также обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр. Так, раздел 6.2 "Пути движения в зданиях" содержит описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей. Пункт 8.1.6 предусматривает наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.
МОУ «СОШ №23» г.Воркуты является юридическим лицом, осуществляет оказание муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, осуществляет присмотр и уход за детьми, организует отдых и оздоровление учащихся в оздоровительных лагерях на базе Учреждения в каникулярное время (Устав МОУ «СОШ №23» г.Воркуты» утвержден 20 августа 2015).
Судом установлено, что прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований названного законодательства, то есть в нарушение п.п. «а» п.4 Порядка № 1309 в образовательном учреждении при входе в объект не имеется вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В нарушение п.п. «е» п. 3 Порядка № 1309 при входе на объект, а также на путях движения отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам» и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, а именно, не установлена информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, на основных путях движения отсутствуют направляющие, а также предупреждающие о возможных опасностях, тактильно-контрастные указатели.
Здание школы является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Отсутствие перечисленных мер ответчиком не оспаривается. Исходя из изложенного, исковые требования прокурора города Воркуты правомерно заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц. Срок исполнения решения, о котором заявил ответчик и не возражал прокурор - в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд также полагает разумным и достаточным, с учётом требуемого объёма работ.
Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23» г.Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: ул. Димитрова, д.9, г.Воркута, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме (15 апреля 2019г.)
Председательствующий: