Дело № 2-1804/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 6 ноября 2018г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего Гюлумян А.Г.,
при секретаре Зайцевой Я.О.,
с участием прокурора Маймановой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты (далее МБДОУ «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты) о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
установил:
прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просил обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: ул. Ленина, д. 54а, г. Воркута, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании, в результате которой в деятельности МБДОУ «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты выявлены нарушения вышеуказанного законодательства.
В письменном отзыве администрация МО ГО «Воркута» ссылается на необоснованность предъявленных требований, поскольку организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются юридическими лицами и обладают автономией, то есть самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
В письменных отзывах третьего лица – Управления образования администрации МО ГО «Воркута», содержится просьба об отказе в удовлетворении иска по тем основаниям, что нормативные правовые акты не содержат требований и обязанностей образовательных учреждений по обеспечению создания инвалидам условий доступности с использованием контактных тактильных направляющих на всех путях движения, в том числе на входе в объект, дублирование основной информации рельефно-точечным шрифтом Брайля. Кроме того, требования по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
Ответчик и третьи лица, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал с учетом их уточнения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно положениям статей 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории и на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ст.12 Закона № 384-ФЗ.
В соответствии с подп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее Порядок) руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. А также обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр. Так, раздел 6.2 «Пути движения в зданиях» содержит описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей. Пункт 8.1.6 предусматривает наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.
Доводы Управления образования о том, что требования Порядка распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, несостоятельны, поскольку приведённый Порядок такого условия не содержит. В то же время пунктом 5 предусмотрено обязательное соблюдение законодательства о доступности объектов инфраструктуры для инвалидов при проектировании, строительстве, приемке, капитальном ремонте и реконструкции, осуществляемых с 01.07.2016. Аналогичные положения предусмотрены СП 59.13330.2016, которым конкретизированы меры по обеспечению доступа инвалида к социальному объекту.
При этом требования прокурора к изменению конструктивных элементов здания не приводят, а представляют собой меру, обеспечивающую удовлетворение потребностей инвалидов по зрению, в целях адаптации в минимальных пределах.
Ответчик является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, осуществляет присмотр и уход за детьми. Согласно Уставу, ответчик вправе оказывать иные виды деятельности, в том числе платные услуги населению.
Как установлено судом, прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований названного выше законодательства, а именно: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях. Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам. При этом отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.
Здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Отсутствие перечисленных мер ответчиком не оспаривается.
На основании изложенного исковые требования прокурора города Воркуты правомерно заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц. Указанный истцом срок для исполнения ответчиком заявленных обязанностей суд, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает разумным и достаточным.
Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При подаче иска в интересах неопределенного круга лиц прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 300 руб., которая согласно ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика с зачислением в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: ул. Ленина, д. 54а, г. Воркута, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей в доход муниципального образования городского округа «Воркута».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме (8 ноября 2018г.)
Председательствующий |