РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 23 июня 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Маркова Эльдара Олеговича на постановление №24 начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ВК <иные данные> от 26 апреля 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением № начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ВК <иные данные> от 26 апреля 2023 года Маркова Э.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность указанного постановления, Марков Э.О. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, указав, что неявка по повестке была вызвана уважительными причинами, а именно обжалованием им решения призывной комиссии.
В судебном заседании Марков Э.О. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, вину в совершении правонарушения не признает. Считает, обжалование решения о призыве на военную службу является уважительной причиной неявки по повестке в военкомат.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом (пункт 2 статьи 7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Марков Э.О., предварительно извещенный 15 декабря 2022 года о необходимости явиться к 08 час. 00 мин. 16 декабря 2022 года в военный комиссариат <иные данные>, расположенный по адресу: <адрес>, для отправки к месту прохождения военной службы, по повестке в указанное время и место без уважительных причин не прибыл.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Маркова Э.О. к административной ответственности по статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Марковым Э.О. административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющейся совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 26 апреля 2023 года, повесткой о явке на 16 декабря 2022 года, в которой Марков Э.О. поставил личную подпись, в том числе был предупрежден об ответственности за уклонение от призыва на военную службу, выпиской из журнала явок граждан, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для квалификации действий Маркова Э.О.
Выводы должностного лица о виновности Маркова Э.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Маркова Э.О. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения Маркова Э.О. к административной ответственности соблюден.
Довод жалобы о том, что в действиях Маркова Э.О. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку 15 декабря 2022 года им было обжаловано решение призывной комиссии о призыве его на военную службу, не освобождает от административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается, в том числе, в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины.
Уважительные причины такой неявки перечислены в пункте 2 статьи 7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В рассматриваемом случае сведений о наличии причин, прямо перечисленных в названном законе, не имеется, равно как и не имеется сведений об иных причинах, признанных уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Как усматривается из материалов дела, Марковым Э.О. путем подачи административного искового заявления в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл обжаловано решение призывной комиссии <иные данные> от 08 декабря 2022 года, призывной комиссии <иные данные> от 15 декабря 2022 года о призыве на военную службу.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 января 2023 года (мотивированное решение составлено 23 января 2023 года) в удовлетворении иска Маркова Э.О. к призывной комиссии <иные данные>, призывной комиссии <иные данные> отказано полностью. Решение суда вступило в законную силу.
Обжалование решения о призыве на военную службу в судебном порядке не может считаться уважительной причиной неявки по повестке, поскольку вышеназванными нормами установлено, что в случае обжалования решения призывной комиссии приостанавливается выполнение такого решения, что не дает права лицу не являться по повестке в место призыва и не освобождает от исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Освобождение от призыва на военную службу согласно решению призывной комиссии РМЭ от 14 июня 2023 года так же не является основанием для прекращения производство по делу, поскольку не освобождало Маркова Э.О. явиться 16 декабря 2022 года по повестке в военкомат.
Оснований для отмены обжалуемого постановления при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого акта в части назначенного административного наказания.
Санкция статьи 21.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Административное наказание в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
При назначении административного наказания должностное лицо административного органа, судья должны исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В материалах дела отсутствуют данные о том, что Марков Э.О. ранее привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения, по делу не установлены какие-либо обстоятельства, отягчающие его ответственность.
Необходимость назначения Маркову Э.О. административного штрафа в размере 1500 рублей должностным лицом административного органа при вынесении обжалуемого постановления каким-либо образом не мотивирована.
Таким образом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что Марков Э.О. ранее не привлекался к административной ответственности, данных о его личности (трудоустроен, в браке не состоит, детей не имеет, наличие инвалидности 2 группы у мамы), считаю возможным изменить назначенное Маркову Э.О. административное наказание путем снижения размера назначенного административного штрафа до пятисот рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания.
Оснований для изменения вида назначенного Маркову Э.О. административного наказания с административного штрафа на предупреждение с учетом установленных обстоятельств совершения правонарушения, не имеется, как и не имеется оснований для прекращения производство по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление №24 начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ВК <иные данные> от 26 апреля 2023 года о признании Маркова Эльдара Олеговича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.21.5 КоАП РФ изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 500 (пятисот) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Маркова Э.О. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ермолаева М.Л.