ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу в части
п. Арти 24 сентября 2024 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Тукановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Артинского городского округа, ООО «Уют – сервис» о проведении работ по установке ограждения по периметру полигона ТБО,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Артинского городского округа, ООО «Уют – сервис» о проведении работ по установке ограждения по периметру полигона ТБО. Свои требования мотивировал тем, что проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Решением Комитета по управлению имуществом за МУП АГО «Уют-сервис» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в том числе, полигон ТБО. 23.05.2024 в адрес руководителя МУП АГО «Уют-сервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. 24.06.2024 в целях устранения нарушений МУП АГО «Уют-сервис» в Администрацию Артинского городского округа направлено письмо о необходимости выделения денежных средств, необходимых для финансирования приведения полигона ТБО в соответствие с законодательством Российской Федерации. Нарушения в настоящее время не устранены. 27.06.2024 МУП АГО «Уют сервис» реорганизовано. ООО «Уют сервис» является правопреемником МУП АГО «Уют сервис». В связи с чем, просит обязать Администрацию Артинского городского округа, ООО «Уют сервис», провести работы по приведению полигона ТБО, расположенного по адресу: Свердловская область Артинский район 9 км автодороги «Арти – Красноуфимск», в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно установить по всему периметру полигона ограждение и (или) кольцевой вал высотой 2 метра, в шестимесячный срок со дня вступления в решения суда в законную силу.
24.09.2024 и.о. прокурора Артинского района Свердловской области заявлено об уточнении исковых требований, согласно которых он просит обязать ООО «Уют сервис» провести работы по приведению полигона ТБО, расположенного по адресу: Свердловская область Артинский район 9 км автодороги «Арти – Красноуфимск», в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно установить по всему периметру полигона ограждение и (или) кольцевой вал высотой не менее 2 метров в срок до 01.11.2025.
В связи с уточнением исковых требований старшим помощником прокурора Артинского района Свердловской области Щербаковой М.С. заявлено об отказе от иска к ответчику Администрации Артинского городского округа в полном объеме.
Возражений от иных лиц не поступило.
Исследовав материалы дела, суд считает производство по делу в части исковых требований, заявленных к ответчику Администрации Артинского городского округа, подлежащим прекращению по следующим основаниям:
Согласно статье 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Предусмотренное частью первой статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
Согласно части 1 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (часть 2).
При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу (часть 3).
В соответствии с абзацем 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Согласно статье 221 Гражданского процессуального кодекса РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
По мнению суда, действия истца являются добровольными, не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы других лиц.
В связи с чем, суд считает возможным принять отказ от исковых требований к ответчику Администрации Артинского городского округа, разъяснив последствия отказа от иска и прекращения производства по делу по данному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л
Прекратить производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Артинского городского округа, ООО «Уют – сервис» о проведении работ по установке ограждения по периметру полигона ТБО, в части заявленных исковых требований к ответчику Администрации Артинского городского округа.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в апелляционном порядке путем подачи частной жалобы.
Определение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.
Судья Волкова Е.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
УИД: 66RS0017-01-2024-000607-26
Гражданское дело № 2-423/2024
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 21 октября 2024 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Артинского района Свердловской области ФИО1,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Уют – сервис» о проведении работ по установке ограждения по периметру полигона для складирования твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Артинского городского округа, ООО «Уют – сервис» о проведении работ по установке ограждения по периметру полигона ТБО. Свои требования мотивировал тем, что проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Решением Комитета по управлению имуществом за МУП АГО «Уют-сервис» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в том числе, полигон ТБО. 23.05.2024 в адрес руководителя МУП АГО «Уют-сервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. 24.06.2024 в целях устранения нарушений МУП АГО «Уют-сервис» в Администрацию Артинского городского округа направлено письмо о необходимости выделения денежных средств, необходимых для финансирования приведения полигона ТБО в соответствие с законодательством Российской Федерации. Нарушения в настоящее время не устранены. 27.06.2024 МУП АГО «Уют сервис» реорганизовано, ООО «Уют сервис» является правопреемником МУП АГО «Уют сервис». В связи с чем, просил обязать Администрацию Артинского городского округа, ООО «Уют сервис» провести работы по приведению полигона ТБО, расположенного по адресу: Свердловская область Артинский район 9 км автодороги «Арти – Красноуфимск», в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно, установить по всему периметру полигона ограждение и (или) кольцевой вал высотой 2 метра, в шестимесячный срок со дня вступления в решения суда в законную силу.
24.09.2024 и.о. прокурора Артинского района Свердловской области заявлено об уточнении исковых требований, согласно которых он просит обязать ООО «Уют сервис» провести работы по приведению полигона ТБО, расположенного по адресу: Свердловская область Артинский район 9 км автодороги «Арти – Красноуфимск», в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно установить по всему периметру полигона ограждение и (или) кольцевой вал высотой не менее 2 метров в срок до 01.11.2025.
Определением суда от 24.09.2024 производство по гражданскому делу в части требований, заявленных к Администрации Артинского городского округа, прекращено, в связи с отказом от исковых требований к данному ответчику.
Старший помощник прокурора Артинского района Свердловской области Скрынник Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнений от 24.09.2024 поддержала в полном объеме, приведя доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ООО «Уют-сервис» Ярушников С.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, посредством телефонной связи просил рассмотреть дело в его отсутствие и на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом Администрации Артинского городского округа Банникова Н.А. в судебное заседание не явилась, направив письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско – процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статья 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» гласит, что основным принципом государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 238 СанПиН 2.1.3684-21 по всему периметру зоны захоронения хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 метров
Согласно п.253 СанПиН 2.1.3684-21 по периметру всей территории полигона ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраивается ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Артинского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно – эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона ТБО, расположенного по адресу: Свердловская обл., Артинский район, 9 км автодороги «Арти – Красноуфимск».
Установлено, что решением Комитета по управлению имуществом № 147 от 22.10.2015, за МУП АГО «Уют-Сервис» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в том числе, полигон ТБО, расположенного по адресу: Свердловская обл., Артинский район, 9 км автодороги «Арти – Красноуфимск», сторонами подписан акт приема – передачи имущества.
В соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 04.07.2016 № 74/2016, заключенным между Комитетом по управлению имуществом администрации Артинского городского округа и МУП АГО «Уют-сервис», земельный участок с кадастровым номером 66:03:1801002:362 передан в аренду МУП АГО «Уют-Сервис» под размещение полигона ТБО.
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.07.2017 № 371, полигон ТБО, расположенный по адресу: Свердловская область, Артинский район, 9 км автодороги «Арти-Красноуфимск» внесен в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением номера 66-00217-Х-00371-270717.
В ходе выездной проверки объекта - полигона ТБО, расположенного по адресу: Свердловская область, Артинский район, 9 км автодороги «Арти-Красноуфимск», обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
В нарушении п. п. 238, 253 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на момент проверки не по всему периметру полигона имеется ограждение и (или) кольцевой вал высотой не менее 2 метров:
- с западной стороны полигона ограждение частично деформировано или отсутствует, на расстоянии около 200 метров ограждение и (или) кольцевой вал отсутствуют;
- с восточной стороны полигона ограждение частично деформировано или отсутствует, суммарно на расстоянии около 200 метров ограждение и (или) кольцевой вал отсутствуют.
В целях устранения нарушений 23.05.2024 в адрес руководителя МУП АГО «Уют - сервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
По результатам рассмотрения представления 24.06.2024 в целях устранения нарушений МУП АГО «Уют-Сервис» в Администрацию Артинского городского округа направлено письмо о необходимости выделения денежных средств, необходимых для финансирования приведения полигона ТБО в соответствии с законодательством РФ, для приведения в порядок сетчатого ограждения полигона ТБО разработан календарный план выполнения работ, стоимость выполнения которых составляет более 700 тыс. рублей.
На основании Решения Думы Артинского городского округа от 27.06.2024 № 34 «Об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия Артинского городского округа «Уют - сервис», МУП АГО «Уют - сервис» реорганизовано, ООО «Уют - сервис» является правопреемником МУП АГО «Уют - сервис».
Согласно Устава ООО «Уют - сервис» дополнительными видами деятельности общества являются сбор накопление, размещение ТКО и отходов, не относящихся к ТКО; учредителем общества является Администрация Артинского городского округа; общество является коммерческой организацией и собственником принадлежащего ему имущества.
Исходя из смысла статей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственнике лежит обязанность по содержанию имущества.
Согласно сведений ЕГРН, собственником сооружения производственного назначения – полигона для складирования твердых бытовых отходов с кадастровым номером 66:03:1801002:538, расположенного по адресу Свердловская область, Артинский район, 9 км автодороги «Арти-Красноуфимск», с 24.07.2024 является ООО «Уют-сервис».
Судом установлено, что в нарушение требований федерального законодательства свои обязанности по приведению полигона ТБО в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 ответчик ненадлежащим образом и длительное время не выполняет, на момент рассмотрения дела судом нарушения не устранены, при этом несоблюдение санитарных норм и правил в области обращения с отходами, может привести к негативным последствиям в виде причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, а также окружающей природной среде, в связи с чем исковые требования, заявленные прокурором, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Уют – сервис» о проведении работ по установке ограждения по периметру полигона для складирования твердых бытовых отходов - удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Уют – сервис» (ИНН 6684046523) обязанность провести работы по приведению полигона для складирования твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Свердловская обл., Артинский район, 9 км автодороги «Арти – Красноуфимск», в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно, установить по всему периметру полигона ограждение и (или) кольцевой вал высотой не менее 2 метров, в срок до 01.11.2025.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.
Судья Е.В. Волкова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>