Дело № 2-444/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Чадан 25 декабря 2014 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Тагалановой С.К., при секретаре судебного заседания Бай-Кара С.С., с участием помощника прокурора Дзун-Хемчикского района Ондар О.Д., представителя ответчика Кыргыс А.Н., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзун-Хемчикского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на гидротехнические сооружения и направить в Енисейское управление Ростехнадзора заявление об их включении в российский регистр, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзун-Хемчикского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на гидротехнические сооружения и направить в Енисейское управление Ростехнадзора заявление об их включении в российский регистр.
В обоснование иска указал, что администрацией района не принимаются меры по внесению защитной дамбы города Чадан на реке Чадан, берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала, берегоукрепления на реке Чыргакы села Хорум-Даг в Российский регистр гидротехнических сооружений. Представление об устранении нарушений закона осталось без удовлетворения. По информации Енисейского управления Ростехнадзора собственником защитной дамбы города Чадан на реке Чадан, берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала, берегоукрепления на реке Чыргакы села Хорум-Даг является администрация Дзун-Хемчикского района Республики Тыва. Их уровень безопасности пониженный. Администрацией района право собственности на гидротехнические сооружения в установленном порядке не зарегистрировано в связи с отсутствием разрешения на использование водного объекта и правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные под гидротехническими сооружениями. Сведения о сооружениях в Регистр не включены. Отсутствие собственника сооружений влечёт неисполнение требований действующего законодательства об обязанности сельского поселения по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Данное обстоятельство влечёт угрозу неосуществления администрацией района обязанностей по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций на территории района. В случае возникновения чрезвычайной ситуации могут пострадать жизнь, здоровье и имущество граждан.
В уточненном исковом заявлении истец просит обязать администрацию района провести государственную регистрацию права собственности на следующие гидротехнические сооружения: защитной дамбы города Чадан на реке Чадан протяжённостью 3000 метров, берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Д-1 протяжённостью 0,145 километров, берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Д-2 протяжённостью 0,360 километров, берегоукрепления на реке Чыргакы села Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна протяжённостью 1,376 километров, в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу и направить в Енисейское управление Ростехнадзора заявление об их включении в российский регистр гидротехнических сооружений сведения об указанных сооружениях с приложением необходимых информационных данных в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Дзун-Хемчиского кожууна Ондар О.Д. исковые требования поддержал полностью и просиа удовлетворить иск по указанным в нём основаниям.
Представитель ответчика Кыргыс А.Н.в судебном заседании исковые требования признала и обязался устранить нарушения законодательства путём принятия указанных в исковом заявлении мер.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статёй 3 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся и сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Под безопасностью гидротехнических сооружений подразумевается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Статьёй 9 вышеуказанного закона установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, в частности, систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Согласно п. 7 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Положением ст. 49 указанного Закона предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Статьёй 51 указанного Закона закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Часть. 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ст. 7 Закона о безопасности гидротехнических сооружений, гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23.05.1998 № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», Регистр формируется и ведётся в целях:
а) государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений;
б) сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений;
в) создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
г) информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Суд разъяснил ответчику последствия признания ответчиком иска.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Поскольку установлено, что признание ответчиком (заинтересованным лицом) требования не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком (заинтересованным лицом).
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на следующие гидротехнические сооружения: защитной дамбы города Чадан на реке Чадан протяжённостью 3000 метров, берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Д-1 протяжённостью 0,145 километров, берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Д-2 протяжённостью 0,360 километров, берегоукрепления на реке Чыргакы села Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна протяжённостью 1,376 километров, в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу и направить в Енисейское управление Ростехнадзора заявление об их включении в российский регистр гидротехнических сооружений сведения об указанных сооружениях с приложением необходимых информационных данных в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Дзун-Хемчикского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на гидротехнические сооружения и направить в Енисейское управление Ростехнадзора заявление об их включении в российский регистр удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» провести государственную регистрацию права собственности на гидротехнические сооружения:
1. защитной дамбы города Чадан на реке Чадан протяжённостью 3000 метров,
2. берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Д-1 протяжённостью 0,145 километров,
3. берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Д-2 протяжённостью 0,360 километров,
4. берегоукрепления на реке Чыргакы села Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна протяжённостью 1,376 километров,
в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» направить в Енисейское управление Ростехнадзора заявление об их включении в российский регистр гидротехнических сооружений сведения о защитной дамбе города Чадан на реке Чадан, берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Д-1, берегоукрепления на реке Хемчик села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Д-2, берегоукрепления на реке Чыргакы села Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна с приложением необходимых информационных данных в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения решения через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва.
Судья С.К. Тагаланова