Дело № 2-1021/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018года г. Семенов
Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Евсеева А.А., при секретаре Феоктистовой Т.В., с участием истца Орловой Н.Ю., представителя истца Орловой Н.Ю. адвоката Метельковой М.А., представителя ответчика администрации городского округа Семеновский Нижегородской области Соловьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловой Н.Ю. к администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об обязании предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Орлова Н.Ю. обратилась в Семеновский районный суд Нижегородской области с исковым заявлением к администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об обязании предоставления жилого помещения.
Согласно доводам истца она относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой № 014-04/740 от 15 апреля 2015 года, выданной администрацией городского округа Семеновский Нижегородской области.
Одинокая мать истца ФИО1 умерла 21 июля 2010 года.
В связи с тем, что истец осталась без попечения родителей, будучи несовершеннолетней над ней установили опеку и опекуном назначили тетю ФИО2, что подтверждается Постановлением главы местного самоуправления Администрации Семеновского района Нижегородской области № 128 от 20 августа 2010 года.
В данном постановлении в п. 3 указано: «предоставить несовершеннолетней Орловой Н.Ю. жилое помещение вне очереди по договору социального найма при наступлении обстоятельств, указанных в п. 2 ст.57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». А именно по окончании пребывания в образовательном учреждении и при прекращении опеки (попечительства), то есть при достижении 18 лет.
Истец обучалась в Государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования системы социальной защиты населения «Рекшинском профессиональном училище-интернате для инвалидов» и 24 июня 2014 года истец окончила обучение, что подтверждается свидетельством №, выданным 30 июня 2014 года.
10 апреля 2015 года истцу исполнилось 18 лет и в связи с этим опекунство прекратилось.
Истец временно проживает и временно зарегистрирована в жилом доме, который принадлежит ее тете ФИО2 по адресу: <адрес>.
19 июня 2015 года истец с письменным заявлением обращалась к главе администрации городского округа Семеновский с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. Но жилое помещение истцу так и не было предоставлено.
Истец является инвалидом третьей группы с детства с диагнозом - детский церебральный паралич, о чем свидетельствует справка серия МСЭ-2014 № 2101441. Пенсия по инвалидности истцу установлена в размере по состоянию на 01 сентября 2018 года – 6 781,81 рубль. Иного дохода у истца не имеется, в центре занятости населения пособие по безработице не получает.
В ближайшее время истцу проживать будет негде, гак как ее тетя переезжает жить в г. Н.Новгород и дом выставила на продажу.
Своего жилья в собственности у Орловой Н.Ю. не имеется. В связи с тем, что администрация городского округа Семеновский не предоставляет истцу жилое помещение она вынуждена обратиться в суд.
Согласно ответу главы администрации городского округа Семеновский от 08 августа 2018 года по состоянию на 07 августа 2018 год истец состою в Списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения под номером 20.
На 2018 год для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории городского округа Семеновский выделены субвенции на приобретение девяти жилых помещений.
Данным ответом истец не удовлетворена, поскольку ей в настоящее время проживать негде, средств на приобретение или даже аренду помещения у истца не имеется. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно новым правилам обеспечения детей-сирот жилой площадью жилье должно предоставляться в виде благоустроенных жилых домов и квартир.
Согласно правилам обеспечения детей-сирот жилой площадью жилье сиротам предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения на срок 5 лет.
Просит суд обязать администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области предоставить Орловой Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на срок 5 лет, площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании истец Орлова Н.Ю., а также ее представитель адвокат Пайкова Л.А. доводы искового заявления поддержали, просили его удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа Семеновский Нижегородской области Соловьева Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований Орловой Н.Ю., так как удовлетворение исковых требований Орловой Н.Ю. повлечет нарушение прав других лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения ранее Орловой Н.Ю.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства социальной политики Нижегородской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно поступившему в суд возражению просит в удовлетворении исковых требований Орловой Н.Ю. отказать, так как в случае удовлетворения исковых требований Орловой Н.Ю. будут нарушены жилищные права других лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения ранее Орловой Н.Ю.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании допрошена свидетель Свидетель №1, которая показала, что Орлова Н.Ю. является ее двоюродной племянницей. Она проживает с ФИО2 в <адрес>. Дом, в котором проживает Орлова Н.Ю. без удобств. ФИО2 болеет, в связи с чем дочь ФИО2 хочет забрать ее жить к себе в г. Н.Новгород, а дом выставить на продажу. Орлова Н.Ю. не работает, так как является инвалидом, иного жилого помещения для проживания у Орловой Н.Ю. не имеется.
Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Установлено, что истец Орлова Н.Ю. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой № 014-04/740 от 15 апреля 2015 года, выданной администрацией городского округа Семеновский Нижегородской области.
Одинокая мать истца ФИО1 умерла 21 июля 2010 года.
В связи с тем, что истец осталась без попечения родителей, будучи несовершеннолетней над ней установили опеку и опекуном назначили тетю ФИО2, что подтверждается Постановлением главы местного самоуправления Администрации Семеновского района Нижегородской области № 128 от 20 августа 2010 года.
В данном постановлении в п. 3 указано: «предоставить несовершеннолетней Орловой Н.Ю. жилое помещение вне очереди по договору социального найма при наступлении обстоятельств, указанных в п. 2 ст.57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». А именно по окончании пребывания в образовательном учреждении и при прекращении опеки (попечительства), то есть при достижении 18 лет.
Истец обучалась в Государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования системы социальной защиты населения «Рекшинском профессиональном училище-интернате для инвалидов» и 24 июня 2014 года истец окончила обучение, что подтверждается свидетельством № 0000332, выданным 30 июня 2014 года.
10 апреля 2015 года истцу исполнилось 18 лет и в связи с этим опекунство прекратилось.
Истец временно проживает и временно зарегистрирована в жилом доме, который принадлежит ее тете ФИО2 по адресу: <адрес>.
19 июня 2015 года истец с письменным заявлением обращалась к главе администрации городского округа Семеновский с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. Но жилое помещение истцу так и не было предоставлено.
Поскольку Орлова Н.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При этом суд отклоняет довод ответчика о том, что предоставление истицы жилого помещения в первоочередном порядке приведет к ущемлению прав иных граждан.
Ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом РФ Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области».
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 07 сентября 2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», однократно предоставляются по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 года № 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. 1.2 указанного Положения обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем, предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот (п. 1.4 Положения).
Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Положения указанных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Орловой Н.Ю. к администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об обязании предоставления жилого помещения обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 HYPERLINK "http://sudact.ru/law/gpk-rf/razdel-ii/podrazdel-ii/glava-22/statia-235/" \o "ГПК РФ > Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 22. Заочное производство > Статья 235. Содержание заочного решения суда" \t "_blank" ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Орловой Н.Ю. к администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об обязании предоставления жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области предоставить Орловой Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на срок 5 лет, площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано сторонами в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.А.Евсеев