Решение по делу № 2-638/2023 (2-5584/2022;) от 29.11.2022

УИД 68RS0-97

Дело (2-5584/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2023 г. <адрес>                        

Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нишуковой Е.Ю., при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тамбовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> ФИО1 о возложении обязанности по оснащению медицинским оборудованием,

установил:

Тамбовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, в котором указал следующее.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Устава ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН ФИО1, утв. приказом ФСИН ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , медико-санитарное обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых на территории <адрес>, осуществляет <данные изъяты> ФСИН ФИО1; учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН ФИО1. В состав учреждения в качестве обособленного подразделения, не являющегося юридическим лицом, входит филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН ФИО1. В установленном законом порядке учреждение наделяет филиалы имуществом и утверждает положение о них.

В соответствии с заданием прокуратуры <адрес> и приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в период с 24 октября 2022 г. по 8 ноября 2022 г. прокуратура, совместно со специалистом управления здравоохранения <адрес>, провела проверку соблюдения прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на получение квалифицированной медицинской помощи в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН ФИО1 и в здравпункте филиала «Больница» по адресу: <адрес>. В ходе проверки в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН ФИО1 были выявлены факты отсутствия следующего медицинского оборудования, необходимого в соответствии со стандартами оснащения медицинских кабинетов/отделений:

инсуффлятора-аспиратора (приказ Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019 г. «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья»);

лампы щелевой офтальмологической (приказ Минздрава России от 12.11.2012 г. № 902н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты»).

В процедурном кабинете (на первом этаже) и в одном процедурном кабинете туберкулезного легочного отделения вместо медицинских используются бытовые холодильники (приказ Минздрава России от 15.11.2012 г. № 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом»).

Кроме того, имеющийся в операционной автоматический инъектор (инфузионный насос) для внутривенных вливаний не используется по назначению ввиду отсутствия расходных материалов к нему (шприцов по 50 мл, удлинителя перфузора (системы), что не позволяет использовать его по назначению. В здравпункте № 1 филиала «Больница» имеется стоматологическая установка, которая находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены.

Отсутствие необходимого медицинского оборудования либо его ненадежная работа негативно влияют на качество и своевременность медицинского обслуживания осужденных и лиц, содержащихся под стражей; на эффективную работу медперсонала.

С учетом последующих уточнений, просит суд обязать <данные изъяты> ФИО1 в девятимесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения - в соответствии со стандартами оснащения медицинских кабинетов/отделений оснастить филиал «Больница» <данные изъяты> ФИО1 инсуффлятором-аспиратором, лампой щелевой офтальмологической; а здравпункт филиала «Больница» <данные изъяты> ФИО1 – работоспособной стоматологической установкой. В тот же срок обязать ответчика приобрести необходимые расходные материалы для инъектора автоматического (инфузионного насоса) и обеспечить его работоспособность.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФСИН ФИО1 и ФИО1 по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора ФИО3 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что в приказе указан перечень оборудования, и эти нормы - императивные. Нахождение того оборудования, которое указано в исковом заявлении, обязательно в МСЧ. К ним поступали жалобы от осужденных на то, что в учреждении затягивается оказание медицинской помощи. В одной из колоний люди никак не могут дождаться стоматологической помощи. На то, чтобы этапировать осужденного в другое учреждение здравоохранения, требуется время. МСЧ является самостоятельным юридическим лицом. Та стоматологическая установка, которая есть в здравпункте, была приобретена в 2007 году; срок её эксплуатации - более 15 лет. Согласно последней диагностике она не подлежит ремонту, у неё - предельная стадия износа. Установка работает нестабильно, комплектующие материалы к ней не поставляются. По поводу холодильников – есть фотографии, на которых видно их техническое состояние. Какого года выпуска эти холодильники - затрудняются ответить даже сами сотрудники. Там - ржавчина и наледь. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО4 исковые требования признала, пояснив, что учреждение финансируется за счет ФСИН ФИО1. Они постоянно делают запросы, просят корректировку бюджета, но им был дан ответ о необходимости самостоятельного приобретения стоматологической установки. Их бюджета не хватает на эти цели. Тех сумм, которые были до них доведены, хватает только на лекарственные препараты, на медицинское оборудование – нет. Прокуратура не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность учреждения. Приказом от 28.12.2018 г. № 285 установлено, что, если они не могут оказать медицинскую помощь в своих условиях, то они вывозят осужденных в государственные учреждения здравоохранения. В связи с этим - с государственными учреждениями у них заключены контракты на оказание медицинских услуг (МНТК, ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д, Бабенко»). Поэтому права осужденных, по её мнению, в этой части не ущемляются. Что касается паллиативной помощи, то лица, которые в ней нуждаются, в соответствии постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 освобождаются от отбытия наказания. Поэтому их права в данном случае не затрагиваются. На уточняющий вопрос ответила, что у них есть штатный хирург, и операции проводятся, но несерьезного вмешательства.

В судебном заседании представитель ответчика (начальник ФКУЗ-МЧС ФСИН-68) Виноградова О.Н. исковые требования не признала, пояснив, что стандарты оснащения, по её мнению, носят рекомендательный характер, но укомплектовать кабинеты медицинским оборудованием – нужно, поэтому они постоянно подают заявки. Они осуществляют расходы в пределах существующего бюджета; исходят из тех денежных средств, которые им переведены. Поэтому невозможно всё приобрести одномоментно. 20-го числа до них была доведена определенная сумма денежных средств, на которые они смогут приобрести стоматологическую установку. Если она сейчас закупит всё оборудование, то не на что будет приобретать лекарственные препараты. В здравпункте № 1 она есть, но с её помощью не все манипуляции можно провести. Лампа щелевая действительно нужна, но её у них нет. Учреждение заключило контракт с больницей, куда вывозит по мере необходимости пациентов для лечения глаз. Инсуффлятор-аспиратор им нужен; они ввели койки и отучили врача. Они провели анализ за 2022 год, установив, что за прошлый год у них у них не было пациентов, которые нуждались в данной помощи. Что касается ходильного оборудования, то на каждой полке можно просто установить термометры. Тех денег, которые к ним поступили, возможно, хватит на фармацевтические холодильники. А так - лекарственные препараты хранятся в аптеке. У них не было от врача заявки на приобретение расходных материалов на инъектор для внутривенных вливаний. Если будет заявка, то они их приобретут. Учреждение вывозит пациентов в другие больницы. Поэтому осужденные не страдают от отсутствия необходимого медоборудования. Ту медицинскую помощь, которую они должны оказывать, они оказывают. На уточняющий вопрос ответила, что непризнание иска обусловлено отсутствием денежных средств.

В судебном заседании представитель третьих лиц ФСИН России и УФСИН России по Тамбовской области по доверенностям ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ответчик действует в рамках определенного бюджета. Главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН ФИО1. УФСИН России по Тамбовской области является промежуточным звеном между получателем денежных средств и его распорядителем; распределяет финансирование, которое доведено до управления. Медико-санитарная часть является получателем денежных средств и не может самостоятельно распоряжаться денежными средствами. Заявляя такой иск, прокуратура вмешивается в хозяйственную деятельность учреждения. Проверка показала, что в МСЧ имеются холодильники; пусть - устаревшей модели, но они рабочие, имеются термометры. Не было установлено, что препараты, которые в них хранятся, испорчены. Поскольку у МСЧ отсутствует лицензия, то наличие инсуффлятора-распиратора не требуется. Да, эксплуатируется устаревшая стоматологическая установка, но новой пока нет. Представитель истца не называл каких-либо осужденных, которым не было оказано какой-то медицинской помощи. Нарушения в данном вопросе отсутствуют. Да, отсутствуют расходные материалы для инъектора, но пока не было заявок на них, поэтому они не закупались. Если в целом посмотреть, то во многих медицинских учреждениях в стране отсутствует хорошее оборудование; они вынуждены работать с тем, что есть. Надо объективно и разумно подходить к данному вопросу, в масштабе всей страны.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста помощник министра здравоохранения Тамбовской области ФИО6 (совместно с которой прокурор проводил проверку оснащенности больницы и здравпункта медоборудованием) пояснила, что инсуффлятор входит в стандарт и в обязательном порядке должен быть в операционной в количестве не менее одной штуки. Это аппаратная установка. В штате больницы есть анестезиолог, хирург. Ею был исследован журнал операций: операции там проводятся. Каждое оперативное вмешательство - это риск, поэтому уже на месте необходимо оказывать помощь. Инсуффлятор служит для санации полости и отсоса. Инфузомат используется, когда, например, у пациента падает артериальное давление, и оно поддерживается через аппарат. Для работы на данном оборудовании используются одноразовые материалы, шприц и капельница. Расходные материалы там отсутствуют. Медицинская сестра сказала, что оборудование никогда не использовалось, поэтому и расходные материалы не заказывались. Если возникнет необходимость его использовать, то это будет невозможно сделать. Больше всего поразил холодильник: он был с наледью, стенки холодильника внутри были в ржавчине, термометр был только на одной полке, а должен быть на каждой. Соответственно, хранение лекарственных препаратов - ненадлежащее. У многих медикаментов – индивидуальные сроки годности. Нужен именно фармацевтический холодильник, потому что в нём специально выставляется температура, и, когда возникает неисправность, то он сигнализирует, что вышел из строя. У них не было даже адреналина. Как ей пояснила старшая медсестра, у них нет запаса, если не работает холодильник. Если у учреждения есть лицензия на стоматологическую помощь, то должна быть рабочая установка. Когда они осматривали её, то было видно, что из пола торчали провода и трубы, что является нарушением. Всё должно быть закрыто. Им сказали, что накрыть их невозможно. Если есть лицензия на оказание офтальмологической помощи, то у офтальмолога в обязательном порядке должна быть лампа щелевая.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела в качестве доказательств, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе - оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме (пункты 1, 2).

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (часть 2).

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3).

Вопросы оказания медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно - исполнительной системы, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. № 285.

Пунктом 2 Порядка установлено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России; а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные).

В соответствии с пунктами 8, 9, 18 Порядка лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем и т.д. - при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.

В медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях.

Судом установлено, что на территории Тамбовской области медико-санитарное обеспечение осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осуществляет Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 68 Федеральной службы исполнения наказаний».

В уставе учреждения, утвержденном приказом ФСИН России от 1 апреля 2015 г. № 317, отражено, что учреждение является юридическим лицом и вправе самостоятельно, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах (пункты 1.7, 1.9).

Для достижения одной из целей деятельности - медико-санитарного обеспечения – учреждение:

обеспечивает организацию медицинской деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками и стандартами оказания медицинской помощи; создает соответствующие условия для выполнения медицинскими работниками своих трудовых (служебных) обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.1);

осуществляет оказание первичной медицинской помощи, в том числе доврачебной и специализированной помощи, скорой по видам медицинской деятельности в соответствии с лицензией; медицинскую реабилитацию (пункт 2.5.2).

В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи довод представителя ответчика о рекомендательном характере стандартов, предусматривающих необходимость оснащения медицинских кабинетов тем или иным оборудованием, суд находит несостоятельным.

Так, стандарт оснащения хирургического отделения установлен Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 922н, в котором указано, что кабинет врача-хирурга медицинской организации создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи по профилю "хирургия".

Оснащение кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, являющимся приложением к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом (пункт 6).

В соответствии с приложением № 6 к Порядку операционная (операционный блок) должна быть оснащена инъектором автоматическим для внутривенных вливаний в количестве не менее одной штуки.

Правила организации оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, установлены Порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 31 июля 2020 г. № 786н.

Порядок предусматривает первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь (пункт 3); амбулаторно и в условиях дневного стационара (пункт 4); в экстренной (оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента), неотложной (оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента) и плановой (оказываемой при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью) формах (пункт 5).

Согласно приложению № 3 к Порядку рабочее место (комплект оборудования) для врача-стоматолога должно быть оборудовано стоматологической установкой, включающей в себя: блок врача-стоматолога (бормашину), кресло стоматологическое, гидроблок стоматологический, светильник операционный стоматологический (данные части могут быть закреплены на единой несущей станине, либо крепиться взаимно, либо раздельно к несущим конструкциям (стене, мебели)); либо стоматологической установкой, оснащенной турбиной, микромотором, диатермокоагулятором, ультразвуковым скалером, пылесосом, негатоскопом.

Оказание медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его передаточного аппарата и орбиты регулируется Порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября

2012 г. № 902н.

Данным Порядком предусмотрена первичная медико-санитарная помощь больным при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты включает в себя мероприятия по профилактике заболеваний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению (пункт 4).

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни больного и не требующих экстренной медицинской помощи, указанная помощь оказывается в неотложной форме.

Согласно приложению № 3 Порядка стандарт оснащения кабинета неотложной офтальмологической помощи (за исключением операционной) предусматривает обязательное наличие в кабинете одной щелевой лампы с принадлежностями

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 апреля 2020 г. N 352 утверждена общая фармакопейная статья, которая устанавливает общие требования к хранению фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ и лекарственных препаратов и распространяется на все организации, в которых имеет место хранение лекарственных средств, с учетом вида деятельности организации.

В частности, хранение лекарственных средств должно осуществляться в предназначенных для этих целей помещениях. Устройство, состав, размеры площадей помещений для хранения, их эксплуатация и оборудование должны обеспечивать надлежащие условия хранения различных групп лекарственных средств.

Термочувствительные (термолабильные) лекарственные средства следует хранить в специально оборудованных помещениях (холодильных камерах) или в помещениях для хранения, оснащенных достаточным количеством холодильных шкафов, холодильников. Для хранения термочувствительных (термолабильных) лекарственных средств также могут использоваться фармацевтические холодильники или холодильники для крови и ее препаратов.

В холодильниках (камерах, шкафах) должна быть установлена температура, соответствующая температурному режиму хранения находящихся в них лекарственных средств.

Для мониторинга температурного режима хранения термолабильных лекарственных средств все холодильники (камеры, шкафы) должны быть обеспечены термометрами.

Непрерывный контроль температурного режима при хранении термочувствительных (термолабильных) лекарственных средств в холодильных камерах, шкафах, холодильниках осуществляют с помощью термографов и терморегистраторов, показания которых, в случае иммунобиологических лекарственных препаратов, регистрируют не реже двух раз в сутки.

Как следует из актов прокурорской проверки, проведенной 29 ноября 2022 г. и 23 марта 2023 г., в нарушение вышеприведенных стандартов в больнице и здравпункте ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России отсутствуют инсуффлятор-аспиратор и лампа щелевая офтальмологическая; в процедурном кабинете (на первом этаже) и в одном процедурном кабинете туберкулезного легочного отделения вместо фармацевтических используются бытовые холодильники; автоматический инъектор (инфузионный насос) для внутривенных вливаний, который находится в операционной, не используется по назначению по причине отсутствия расходных материалов: шприцов по 50 мл и удлинителя перфузора (системы). Кроме того, имеющаяся в здравпункте № 1 филиала «Больница» стоматологическая установка находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены.

Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика. Более того, в деле имеется сопроводительное письмо начальника ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 О.Н. от 22 ноября 2022 г. - о направлении в адрес прокурора перечня медицинского оборудования, в котором она сообщает о потребности в данном оборудовании – с целью оснащения филиалов больницы в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи (л.д. 22).

В части стоматологической установки суду было представлено экспертное заключение ООО «<данные изъяты>-Т», которое на контрактной основе осуществляет ремонт медицинского оборудования.

То обстоятельство, что инъектор для внутривенных вливаний не используется по назначению в связи с отсутствием расходных материалов, подтвердила в судебном заседании начальник <данные изъяты> России, ссылаясь на отсутствие заявок врача.

В деле имеется копия журнала учета хирургических операций, из которого усматривается, что в филиале «Больница» <данные изъяты> ФИО1 регулярно проводятся операции. Следовательно, отсутствие в операционном блоке рабочего инъектора для внутривенных вливаний (инфузионного насоса), который необходим на случай экстренной помощи при проведении операций, может привести к необратимым последствиям.

В части холодильника, который установлен для хранения медикаментов, суду были представлены фотографии, из которых определенно усматривается его неудовлетворительное состояние и несоответствие общей фармакопейной статье, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 352. Необходимость установки фармацевтического холодильника предусмотрена порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утв. приказом Минздрава

России от 15 ноября 2012 г. № 932-н.

При таких обстоятельствах, учитывая пояснения специалиста (которая непосредственно осуществляла проверку) об обязательности оснащения больницы и здравпункта вышеназванным медицинским оборудованием; и то, что <данные изъяты> ФИО1 имеет лицензию на оказание медицинской помощи в области хирургии, стоматологии и офтальмологии, что также не оспаривали в судебном заседании представители ответчика, представив приказ руководителя Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по оснащению больницы: лампой щелевой офтальмологической и двумя медицинскими (фармацевтическими) холодильниками; здравпункта филиала - работоспособной стоматологической установкой; а также обязанности по приобретению расходных материалов, необходимых для работы инъектора автоматического для внутривенных вливаний (инфузионного насоса).

Довод представителя ответчика о том, что учреждение может обеспечить лечение осужденных в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в связи с чем – был заключен ряд контрактов с государственными учреждениями здравоохранения; не является основанием для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку осужденные имеют право на получение неотложной медицинской помощи – непосредственно в больнице и здравпункте, которые функционируют в <данные изъяты> ФИО1.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323 предусмотрено, что лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения - при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В данном случае <данные изъяты> обладает лицензией на оказание медицинской помощи в области стоматологии, хирургии и офтальмологии. И с этой целью были созданы соответствующие кабинеты, а в штат учреждения включены соответствующие должности. Поэтому отсутствие медицинского оборудования, о котором заявил прокурор, влечёт нарушение прав осужденных и иных лиц, которые в силу своего положения – зависимы от действий руководства МСЧ, на получение первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях непосредственно в лечебном учреждении, созданном для этих целей ФСИН ФИО1.

Довод ответчика об отсутствии у него собственных средств на приобретение медицинского оборудования суд находит несостоятельным, поскольку в силу Устава учреждение от собственного имени приобретает имущественные права, исполняет свои обязанности и несёт ответственность перед соответствующей категорией лиц за обеспечение охраны их здоровья. Более того, руководитель <данные изъяты> ФИО1 в судебном заседании пояснила, что в марте 2023 года в учреждение поступили денежные средства, на которые возможно будут приобретены новая стоматологическая установка и медицинские холодильники. Следовательно, в определенной степени учреждение обладает денежными средствами, позволяющими исполнить возложенную на него обязанность.

К доводу ответчика о вмешательстве прокурора в деятельность ФСИН ФИО1 суд также относится критически, поскольку требование о возложении на ФСИН ФИО1 обязанности по финансовому обеспечению <данные изъяты> ФИО1 денежными средствами на приобретение медицинского оборудования прокурором не предъявлялось. В свою очередь, требование прокурора, касающееся деятельности <данные изъяты> ФИО1, не может расцениваться как вмешательство в его деятельность, поскольку истец действует в интересах лиц, которым учреждение обязано обеспечивать медицинскую помощь, и в данном случае данная обязанность исполняется не в полной мере.

Учитывая характер спорных правоотношений, суд на основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на ответчика обязанность по выполнению указанных действий в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Что в силу закона является правом суда, который не связан в этой части доводами истца.

Что касается требования о приобретении инсуффлятора-аспиратора (в силу приказа Минздрава ФИО1 н, Минтруда ФИО1 н от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи), то ввиду отсутствия у <данные изъяты> ФИО1 лицензии на право оказания паллиативной помощи, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по его приобретению.

При наличии лиц, нуждающихся в паллиативной помощи (по сути – неизлечимо больных), учреждение не лишено возможности оказать им её, прибегнув к услугам государственных учреждений здравоохранения, с которыми заключен государственный контракт. Кроме того, такие лица в большинстве подлежат освобождению от дальнейшего отбывания наказания в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

Соответственно, в этой части исковые требования прокурора подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тамбовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> удовлетворить

частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» (ОГРН 1021801146256) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить филиал «Больница» <данные изъяты> ФИО1 лампой щелевой офтальмологической; двумя медицинскими холодильниками; здравпункт филиала - работоспособной стоматологической установкой; а также обязать приобрести необходимые расходные материалы для инъектора автоматического для внутривенных вливаний (инфузионного насоса).

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись Е.Ю. Нишукова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-638/2023 (2-5584/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Тамбовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области советсник юстиции Толмачев В И
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России
Другие
ФСИН России
УФСИН России по Тпамбовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Судья
Нишукова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
sud23.tmb.sudrf.ru
29.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2022Передача материалов судье
05.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2023Подготовка дела (собеседование)
09.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2023Судебное заседание
01.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
29.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее