№ 2-2344/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2024 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Пелипенко А.А.,
при секретаре Пятиненко С.А.,
помощник судьи Бруй Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске с участием представителя истца старшего помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Казначеевой Е.Н., представителей ответчика Испиряна Н.К. и Филиной А.В. гражданское дело по исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, к муниципальному образованию «Томский район» в лице администрации Томского района о признании незаконным (недействительным) образование земельного участка,
установил:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Томский район» в лице администрации Томского района, о признании незаконным (недействительным) образование земельных участков: с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 64209 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером №, адрес: <адрес> площадью: 16615 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 35356 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с указанием, что решение суда является основание для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об указанных земельных участках.
В обоснование требований указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведен анализ исполнения законодательства при использовании земель лесного фонда. В рамках данного анализа выявлены факты неправомерного распоряжения органами местного самоуправления земельными участками лесного фонда в связи с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения. Установлено, что органами местного самоуправления Томского района сформированы (образованы) земельные участки: с кадастровым номером № с адресом: <адрес>, площадью 64,209 кв.м; с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью: 16615 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 35356 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Соответствующие сведения о земельных участках отражены Едином государственном реестре недвижимости. Надзорные основания показали, что правовые основания для совершения данных действий у местных властей отсутствовали, поскольку фактически на тот они частично относились к землям государственного лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации. Факт принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждается информацией Департамента лесного хозяйства Томской области от 24.05.2024 № 74-11-2785. Государственным оргам отмечено, что в отношении спорных земельных участков не подлежат применению положения ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с заключением Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 13.08.2024 земельный участок с кадастровым номером № пересекает границы Корниловского лесничества, площадь пересечения 7210 кв.м; земельный участок с кадастровым номером № пересекает границы Корниловского лесничества, площадь данного пересечения 1090 кв.м; земельный участок с кадастровым номером №, пересекает границы Корниловского лесничества, площадь данного пересечения 7534 кв.м. Таким образом, указанные земельные участки незаконно сформированы на землях лесного фонда, формирование имело место без согласования границ с собственником, выбытие участка произошло без волеизъявления собственника имущества.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора Казначеева Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно указала, что после формирования спорных земельных участков была выявлена топографическая ошибка.
Материальный истец Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил.
В заявлении представителем Котенко А.И. указано на рассмотрение дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика Испирян Г.К. в ходе рассмотрения дела против удовлетворения иска возражал.
Представитель ответчика Филина А.В. возражала против удовлетворения иска. Указала в пояснениях, письменном отзыве, что при формировании земельных участков была соблюдена установленная процедура, в связи с чем сведения о земельных участках подлежат исключению их лесфонда. Земельный участок с кадастровым номером № был сформирован Копыловским сельским поселением, а после передан в Томский район. Спорные земельные участки находятся в ведении Томского района и находятся в аренде АО «Сибирская Аграрная Группа». Истцом пропущен срок исковой давности, подлежащий исчислению с 2014 года.
Третьи лица Департамент лесного хозяйства Томской области, Акционерное общество «Сибирская Аграрная Группа», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Как следует из материалов дела, что не оспаривалось стороной ответчика, в ведении муниципального образования «Томский район» находятся земельные участки, находящиеся на землях неразграниченной собственности:
с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 64209 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, дата постановка на кадастровый учет 11.05.2016. 15.09.2016 зарегистрировано ограничение в виде договора аренды в пользу АО «Сибирская Аграрная Группа», срок до 29.08.2027 (выписка из Единого государственного кадастра недвижимости от 23.04.2024);
с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью: 16615 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, дата постановки на кадастровый учет 04.12.2019. 04.03.2020 зарегистрировано ограничение в виде договора аренды в пользу АО «Сибирская Аграрная Группа», срок до25.02.2029 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23.04.2024);
с кадастровым номером №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> 35356 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, дата постановки на кадастровый учет 17.12.2014. 14.06.2016 зарегистрировано ограничение в виде договора аренды в пользу АО «Сибирская Аграрная Группа», срок до 25.04.2024 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23.04.2024).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истцом указано, что в рамках анализа исполнения законодательства при использовании земель лесного фонда, выявлены факты неправомерного распоряжения органами местного самоуправления земельными участками лесного фонда в связи с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничества, образован в соответствии с норами земельного и лесного законодательства.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Согласно ч.1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами - информация ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение к лесному фонду.
Таким образом, доказательством, подтверждающим отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра.
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, а какой их оборот допускается законодательством.
В соответствии со ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление, а также распоряжение землями, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется (ч. 2 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Данное правило внесено Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Давая ответ в ходе проверки, проводимой Томским межрайонным природоохранным прокурором, ответчиком указано, что схема расположения земельного участка № утверждена постановлением Администрации Томского района от 21.03.2014 № 653-з. Схема расположения земельного участка с Департаментом лесного хозяйства Томской области не согласовывалась, поскольку соответствующее требование появилось в земельном законодательстве позже.
Соответственно, на момент формирования земельных участков у Администрации Томского района, Администрации Копыловского сельского поселения не было обязанности по согласованию схемы с Департаментом лесного хозяйства. Схема расположения земельного участка № утверждена постановлением Администрации Томского района от 04.10.2019 № 1037-з. Схема утверждена Департаментом лесного хозяйства Томской области.
По сообщению Управления земельно-имущественных отношений от 04.09.2024 земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет11.05.2016 на основании постановления Администрации Копыловского сельского поселения. В управлении земельно-имущественных отношений Администрации Томского района документы о формировании данного земельного участка отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления Администрации Томского района от 04.10.2019 № 1037-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». При формировании земельного участка Управлением был направлен запрос Департамент лесного хозяйства Томской области (письмо от 07.08.2019 № 06-08-1791). Согласно письму Департамента лесного хозяйства Томской области от 13.09.2019 № 74-11-5342 земельный участок не относится к землям лесного фонда.
Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления Администрации Томского района от 21.03.2014 № 653-з «О формировании земельных участков». Сведения о согласовании схемы расположения земельного участка с Департаментом лесного хозяйства Томской области в управлении отсутствуют.
В материалы представлены соответствующие постановление Администрации Томского района № 653 з от 21.03.2014 о формировании из земель сельскохозяйственного назначения земельные участки для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий (в последствии №); постановление администрации Томского района № 1037-з от 04.10.2019, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для сельскохозяйственного использования: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (в последствии №).
По сообщению Департамента лесного хозяйства Томской области № 74-11-5342 от 13.09.2019 на обращение о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях исключения пересечения границ образуемых земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>4, с границами земель лесного фонда, указано на то, что они не относятся к землям лесного фонда.
Постановлением администрации Томского района № 1537з от 01.07.2014 в постановление Администрации Томского района от 21.03.2013 № 653-з внесены изменения, где в постановляющей части в пункте 1 слова «размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий» заменены словами «сельскохозяйственного использования».
Постановлением администрации Томского района № 2680-з от 19.11.2014 в постановление Администрации Томского района от 21.03.2013 № 653-з внесены изменения, где в приложении к постановлению в пункте 1 слова «<адрес>» заменены словами «<адрес>» заменены словами «<адрес>».
Согласно сообщению Департамента лесного хозяйства № 74-11-2785 от 24.05.2024 департаментом выявлен факт пересечения земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами № с границами Корниловского лесничества.
Факт принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждается выписками из государственного лесного реестра, поквартальной картой-схемой подразделения лесов в отношении Корниловского лесничества, таксационными описаниями и лесоустроительными планшетами.
Указанное также подтверждается заключением Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 754 от 13.08.2024, согласно которому земельный участок с кадастровым номером № имеет пересечение с земельным (лесным) участком № (ранее учтенный), расположенному по адресу: <адрес>
Земельный участок с кадастровым номером № имеет пересечение с земельным (лесным) участком с кадастровым номером № имеет пересечение с земельным (лесным) участком № (ранее учтенный), расположенному по адресу: <адрес>
Земельный участок с кадастровым номером № имеет пересечение с земельным (лесным) участком с кадастровым номером № имеет пересечение с земельным (лесным) участком № (ранее учтенный), расположенному по адресу: <адрес>
Границы Корниловского лесничества, установленные Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.02.2019 № 271 «Об установлении границ Корниловского лесничества в Томской области», не соответствуют материалам лесоустройства в связи с технической ошибкой топографической привязки лесоустроительных планшетов 1987 года в виду несоответствия лесоустройства фактической ситуации на местности.
Доказательства опровергающие заключение Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 754 от 13.08.2024 ответчиком в ходе рассмотрения дела в материалы дела не были представлены.
В статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указано, что участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Доводы ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 04.12.2019 с соблюдением процедуры предусмотренной ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», сведения о данном земельном участке подлежат исключению из государственного лесного реестра, поскольку формальное включение органом местного самоуправления земель лесного фонда в состав территории сельскохозяйственного использования при формировании земельного участка с кадастровым номером №, не свидетельствует об изменении категории земель и выбытии их из собственности Российской Федерации.
Так же судом отклоняется довод ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению поскольку земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 17.12.2014 на основании постановления Администрации Томского района от 21.03.2014 № 653-з, то есть сформирован до даты принятия Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», у Администрации Томского района отсутствовала обязанность по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, поскольку в ходе рассмотрения дела судом было установлено фактическое пересечение указанного земельного участка с землями лесного фонда, наличием технической ошибки топографической привязки лесоустроительных планшетов 1987 года в виду несоответствия лесоустройства фактической ситуации на местности.
Кроме того, судом учитывается, что к спорным правоотношениям не могут быть применены положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, поскольку конкуренция сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра отсутствует, так как на дату формирования спорных земельных участков, с учетом наличия технической ошибки в топографической привязке лесоустроительных планшетов 1987 года в виду несоответствия материалов лесоустройства фактической ситуации на местности, земельные участки относились к лесному фонду, относящемуся к государственной собственности.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности в связи с тем, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными в пределах, установленных законом.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Положениями ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решении об отказе в иске.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу положений ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 (ред. от 22.06.2021) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
При этом как разъяснено в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
02.05.2024 Томским межрайонным природоохранным прокурором на имя И.о. начальника Департамента лесного хозяйства Томской области направлено письмо с просьбой организации работы по сверке материалов лесоустройства и таксации, иной лесоустроительной документации, выполненных перед реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, с действующей лесоустроительной документацией с целью выявления фактов неправомерного выбытия земель лесного фонда, их перевода в земли сельскохозяйственного назначения и иных категорий в рамках проводимой прокуратурой проверки исполнения законодательства.
Ответ на данное письмо, содержащий сведения о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда отражен в ответе Департамента лесного хозяйства Томской области № 74-11-2785 от 24.05.2024, поступившем в Томскую межрайонную природоохранную прокуратуру 24.05.2024, тогда как настоящий иск подан в суд 23.08.2024.
Установив обстоятельства, при которых истцу стало известно о нарушении прав Российской Федерации (письмо от 24.05.2024), суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Принимая во внимание, что орган местного самоуправления не вправе произвольно распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, подлежащими использованию для ведения лесного хозяйства, и самостоятельно изменять их целевое назначение, образование земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № с категорией земель земли сельскохозяйственного назначения, то есть устанавливающего иное целевое назначение и ной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, чем нарушают права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса, в связи с чем исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Как указано в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках: с кадастровым номером №, адрес: <адрес> площадью 64209 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером №, адрес: <адрес>4, площадью: 16615 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> площадью 35356 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, к муниципальному образованию «Томский район» в лице администрации Томского района о признании незаконным (недействительным) образование земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным (недействительным) образование земельных участков с кадастровыми номерами №, адрес: <адрес>, площадью 64209 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; №, адрес: <адрес>4, площадью: 16615 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> площадью 35356 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Настоящее решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, адрес: <адрес>, площадью 64209 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; №, адрес: <адрес> площадью: 16615 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 35356 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий /подпись/ А.А. Пелипенко
Мотивированное решение составлено 26.11.2024
Копия верна
Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-2344/2024
Судья А.А. Пелипенко
Секретарь С.А. Пятиненко
УИД 70RS0005-01-2024-003004-64