50RS0035-01-2021-004736-35
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-14345/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 22 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е.,
судей Юдиной С.В., Шеховцовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции VideoMost 22 августа 2022 года гражданское дело по иску Волковой Оксаны Владимировны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей, обязании назначить ежемесячные пособия на детей
по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Подольского городского суда Московской области от 24 сентября 2021 года по гражданскому делу № 2-3930/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 января 2022 года по гражданскому делу № 33-4260/2022,
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В., выслушав пояснения представителя ответчика Министерства социального развития Московской области Пластун О.С., действующей на основании доверенности,
установила:
Волкова О.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей, обязании назначить ежемесячные пособия на детей.
Решением Подольского городского суда Московской области от 24 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 января 2022 года, исковые требования Волковой О.В. удовлетворены: признано незаконным решение об отказе органа социальной защиты населения – Министерства социального развития Московской области от 11 мая 2021 года № 20.16.ТГ-690/04 в назначении мер социальной поддержки на несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность предоставить государственную услугу и назначить ежемесячное пособие на детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с апреля 2021 года по ДД.ММ.ГГГГ, на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с апреля 2021 года по 1 апреля 2022 года; отказ органа социальной защиты населения – Министерства социального развития Московской области от 11 мая 2021 года № 20.16.ТГ-690/04 в назначении меры социальной поддержки на детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан незаконным; на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность предоставить государственную услугу по назначению ежемесячного пособия на детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с апреля 2021 года по 1 апреля 2022 года.
В поданной кассационной жалобе Министерство социального развития Московской области просит отменить принятые по делу судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Волкова О.В. является матерью несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
28 марта 2015 года между ФИО11 и Волковой О.В. заключен брак.
Между Волковой О.В. и ФИО9 заключено устное соглашение о содержании общего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, которой он выплачивает алименты в сумме от 3000 рублей до 10000 рублей.
Согласно материалам дела, Волкова О.В. обратилась в Министерство социального развития Московской области в Подольское управление с заявлением о назначении пособия на несовершеннолетних детей.
Решениями Министерства социального развития Московской области от 16 апреля 2021 года № № 1343382, 1343387, 1343388 Волковой О.В. отказано в назначении пособия на несовершеннолетних детей, в связи с непредставлением документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев.
На обращения Волковой О.В. Министерством социального развития Московской области от 11 мая 2021 года и 14 июня 2021 года даны ответы, из которых следует, что при непредставлении документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев в соответствии с п. 18 (м) «Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области», утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14 августа 2021 года № 989/30, принимается решение об отказе в назначении пособия.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден постановлением Правительства Московской области от 14 августа 2012 г. № 989/30 (ред. от 18.12.2020 г.) «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области».
Согласно п. 23 Порядка Ежемесячное пособие: назначается на шесть месяцев начиная с месяца обращения (далее - установленный период выплаты). Ежемесячное пособие на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), не может быть назначено опекуну (попечителю) ранее месяца признания его опекуном (попечителем) ребенка; продлевается на шесть месяцев начиная с месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, в случае подтверждения заявителем размера среднедушевого дохода, не превышающего величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения, в течение календарного месяца по окончании установленного периода выплаты.
В соответствии с п. 94 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области к доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, относятся алименты на содержание ребенка, выплачиваемые родителю, с которым он фактически проживает.
Сведения о доходах семьи указываются в заявлении о назначении (продлении выплаты) социального пособия в письменной форме и подтверждаются соответствующими документами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Волковой О.В., суды первой и апелляционной инстанций дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что условия, необходимые для назначения ежемесячного пособия на каждого из детей, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Закона Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» соблюдены, необходимый пакет документов, в том числе документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения Волковой О.В. в Управление социальной защиты представлены в полном объеме, среднедушевой доход семьи истицы менее величины прожиточного минимума, установленного в Московской области, в связи с чем, установил право Волковой О.В. на назначение и выплату пособий на несовершеннолетних детей за указанный период времени.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закона Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области»), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные Министерством социального развития Московской области в кассационной жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций являться не могут.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 24 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: