Решение по делу № 2-941/2021 от 19.10.2021

11RS0003-01-2021-001542-66 Дело № 2-941/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сапегиной Н.В.,

при секретаре Белозеровой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2021 года в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения Рожина Д. А.,

УСТАНОВИЛ:

АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ответчику об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о сохранении среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения Рожина Д.А. В обоснование своих требований указало, что __.__.__ в АО "Интауголь" обратился бывший работник общества Рожин Д.А., уволенный в связи с ликвидацией организации __.__.__, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения. К заявлению Рожин Д.А. приложил решение организационно-экспертной комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от __.__.__ №__ о сохранении средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения, в котором указано, что исключительным случаем является: наличие на иждивении несовершеннолетних детей, имеющих заболевания. Указанное решение истец считает незаконным, ссылаясь на ч. 2 ст. 318 ТК РФ и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 № 2214-О. Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения, должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ. Право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения на основании ч. 2 ст. 318 ТК РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации.

Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон, третьего лица надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Рожин Д.А. состоял в трудовых отношениях с АО "Интауголь", уволен __.__.__ в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

С __.__.__ Рожин Д.А. зарегистрирован в ГУ РК "ЦЗН города Инты " в качестве гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

С даты постановки на учет Рожин Д.А. регулярно обращался в орган службы занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вариантов подходящей работы, что подтверждается сведениями ГУ РК «ЦЗН г. Инты» о вакансиях (выпиской из регистра). Направлений на работу Рожину Д.А. ответчиком не выдавалось.

В соответствии с решением ГУ РК «ЦЗН г.Инты» №__ от __.__.__ за Рожиным Д.А. сохранена средняя заработная плата за шестой месяц со дня увольнения за один день – __.__.__, т.к с __.__.__ Рожин Д.А. трудоустроен (л.д.6).

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).

Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

При принятии оспариваемого решения ГУ РК «ЦЗН г.Инты» усмотрело наличие исключительного случая для сохранения Рожину Д.А. средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения, а именно: наличие на иждивении несовершеннолетних детей, имеющих заболевание, требующее регулярного и длительного лечения.

Из материалов дела следует, что Рожин Д.А. состоит в браке, имеет на иждивении двух несовершеннолетних <....> __.__.__ года рождения и __.__.__ года рождения.

Рожин Д.А. является получателем страховой пенсии по старости с __.__.__ и получателем ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организации угольной промышленности с __.__.__. Размер пенсии за __.__.__ года составил 25 728,18 руб., размер доплаты - 4 642,27 руб.

Супруга третьего лица является получателем страховой пенсии по старости с __.__.__, размер страховой пенсии составляет 28 160 руб. Кроме того её средняя начисленная (до удержания НДФЛ) заработная плата за период с __.__.__ года по __.__.__ года составила 34 988,90 руб.

Согласно Конституции РФ политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 7, ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 38).

Приведенным положениям Конституции РФ, обусловливающим необходимость обеспечения на основе общепринятых в социальных государствах стандартов родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), которая исходит из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, признавать право каждого ребенка на уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п. 1 ст. 27), с учетом того, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий (п. 2 ст. 27).

Таким образом, материальный уровень жизни Рожина Д.А. после увольнения значительно уменьшился, поскольку лишившись заработной платы, единственным источниками его существования и его семьи являются выплата пенсии ему и супруге и заработная плата супруги.

Решениями ГУ РК «ЦЗН г.Инты» за Рожиным Д.А. был сохранен средний заработок за четвертый и пятый месяцы трудоустройства.

АО «Интауголь» обжаловало указанные решения в Интинский городской суд Республики Коми, в удовлетворении требований АО «Интауголь» об отмене указанных решений было отказано.

Каких-либо существенных изменений в материальном положении семьи Рожина Д.А. с момента вынесения решений суда не произошло.

Из представленных третьим лицом медицинских документов следует, что его несовершеннолетний сын Х1, __.__.__ г.р. состоит на диспансерном учете у врача-<....>, нуждается в регулярном длительном курсовом лечении, санаторно-курортном лечении, что следует из справок ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ", направлений на консультацию, выписки из медицинской карты.

Рожин Д.А. в течение __.__.__ года проходил лечение у врача-<....>, с __.__.__ по настоящее время продолжает амбулаторное лечение у врача-<....> с диагнозом "<....>".

В материалы дела Рожиным Д.А. представлены копии кассовых и товарных чеков на покупку лекарственных препаратов, как для несовершеннолетнего ребенка, так и для него, подтвержденные рецептурными бланками.

При решении вопроса о наличии у Рожина Д.А. исключительных обстоятельств, дающих основание для сохранения среднего заработка за шестой месяц трудоустройства за один день – __.__.__, суд принимает во внимание нахождение на его иждивении двоих несовершеннолетних детей при изложенных выше обстоятельствах, что следует расценивать в качестве исключительных.

На основании изложенного, суд приходи к выводу об отказе в удовлетворении требований АО «Интауголь» к ГУ РК «Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения Рожина Д.А.

Определением суда от __.__.__ истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении иска, на основании ст. 90, 98 ГПК РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с истца следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения Рожина Д. А. отказать.

Взыскать с Акционерного общества "Интауголь" в доход бюджета МОГО «Инта» государственную пошлину в размере 6000 рублей (шесть тысяч рублей).

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Сапегина

    Мотивированное решение изготовлено «30» ноября 2021 года.

2-941/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Интауголь"
Ответчики
ГУ РК "ЦЗН г. Инты"
Другие
Рожин Дмитрий Анатольевич
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Сапегина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
19.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее