Дело № 2-1815/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.
с участием прокурора Быковой Е.В.,
при секретаре **
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ломоносовского районного прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Инженерно-энергетический комплекс» об обязании произвести ремонт ограждения водоочистного сооружения в д.Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, в которым просил суд обязать ООО «Инженерно-энергетический комплекс» (далее - ООО «ИЭК») в срок до 31.08.2017 года произвести ремонт ограждения водоочистного сооружения в д. Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что ответчик осуществляет эксплуатацию указанного объекта в соответствии с договором аренды, при этом целостность ограждения территории объекта нарушена (часть забора отсутствует), что способствует беспрепятственному проникновению на территорию посторонних лиц, свидетельствует о незащищенности объекта от террористических актов и может привести к угрозе жизни граждан. По мнению прокурора, ответчик ненадлежащим образом осуществляет обязанность по профилактике терроризма, предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В ходе судебного заседания прокурор ** исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ИЭК» - **, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, о том, что земельный участок и имеющееся ограждение не передавались ООО «ИЭК» на каком-либо праве.
Представитель третьего лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** представителей **** действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила что у ООО «ИЭК» в эксплуатации находится только здания и сооружения, а земельный участок не предоставлен в пользование, поскольку не сформирован и собственник не установлен.
Допрошенный в качестве специалиста **, сотрудник комитета ЖКХ администрации МО Ломоносовский муниципальный район **, пояснил, что водоочистные сооружения находятся только в д. Горбунки и д.Шепелево, а таких населенных пунктах как д.Лопухинка, д.Гостилицы, д.Оржицы, д.Глядино, д.Кипень, ** расположены водонасосные станции, которые воду не очищают, а осуществляют лишь перегонку воды.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; под предупреждением чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 11.1.2 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденных приказом Минрегиона России от ** **, территория очистных сооружений канализации населенных пунктов, а также промышленных предприятий, располагаемых за пределами промышленных площадок, во всех случаях должна быть ограждена. Тип ограждения необходимо выбирать с учетом местных условий. В необходимых случаях для отдельных сооружений следует предусматривать ограждения в соответствии с правилами техники безопасности.
Положениями статей 2, 6 и 7 Федерального закона от 21.07.11 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», которыми предусмотрено, что обеспечение антитеррористической защищенности объектов ТЭК - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Объектами ТЭК являются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса; паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
На субъекты ТЭК возложена обязанность по обеспечению безопасности объектов ТЭК; требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования их защищенности в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством РФ. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, системности и комплексном использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Согласно п.п. 5, 6, 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Судом установлено, что по договору аренды ** от ** (с учетом редакции наименования в дополнительном соглашении ** к договору аренды ** от **) АО «ЛЭК» предоставило ООО «ИЭК» во временное владение и пользование имущество, в том числе недвижимое, входящее в состав инженерно-коммунальной инфраструктуры **, в соответствии с приложением ** к этому договору, в качестве инвентарных объектов основных средств, для осуществления деятельности по снабжению коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.
Из приложения ** к договору аренды ** от ** усматривается, что в д.Горбунки переданы здания башни хранения воды, блоки служебных помещений, фильтрования и отстоя, котельной, канализационной и насосной станций, хлораторной, склады, а также различные машины, оборудование и устройства, необходимые для эксплуатации этих объектов.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с условиями договора аренды ** от ** бремя содержания имущества возложено на арендатора ООО «ИЭК», а именно:
- содержать арендованное имущество в надлежащем техническом и санитарном состоянии в соответствии с установленными законодательством требованиями, обеспечивая сохранность имущества, соблюдать при его использовании требования градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных, отраслевых и иных правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора, арендуемого имущества, а также территорий, на которых оно расположено (п.3.3.3 Договора аренды);
- самостоятельно и за счет собственных средств осуществлять подготовку имущества к эксплуатации и его эксплуатацию, а также получать в соответствующих и надзорных органах необходимые разрешения и документы на эксплуатацию имущества и допуск его к эксплуатации в соответствии с требованиями существующих правил и норм технической и иной эксплуатации (п.3.3.5. Договора аренды);
- своими силами и за счет собственных средств производить текущий ремонт арендуемого Имущества (п.3.3.6. Договора аренды);
- содержать прилегающие к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, включенным в перечень арендуемого имущества, территории в надлежащем санитарном состоянии, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Мероприятия, указанные в настоящем пункте осуществляются Арендатором за счет собственных средств и собственными силами (п.**. Договора аренды);
- нести расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде (п.**. Договора аренды).
Из содержания письма ** от ** в адрес комитета коммунального хозяйства и благоустройства администрации МО Ломоносовский муниципальный район **, подписанного генеральным директором ООО «ИЭК», следует, что ответчик эксплуатирует водоочистные и канализационные очистные сооружения на праве аренды на основании договора ** от ** с АО «ЛЭК» и на основании договора ** от ** с ООО «Аква». Объекты приняты по факту их технического состояния. Ограждение водоочистных сооружений в д.Горбунки требуют ремонта.
Таким образом, учитывая, что договором аренды на арендатора ООО «ИЭК» возложены обязанности по содержанию водоочистных сооружений в д.Горбунки, а также прилегающие к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, включенным в перечень арендуемого имущества, территории в надлежащем санитарном состоянии, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, то требования прокурора о возложении на ООО «ИЭК», как арендатора, обязанности осуществить ремонт ограждения территории объекта являются обоснованными.
Отсутствие ограждения на объекте жизнеобеспечения - водоочистного сооружения в д.Горбунки представляет потенциальную террористическую угрозу. Ненадлежащее осуществление ООО «ИЭК» обязанностей по профилактике терроризма, предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения приводит к незащищенности объекта от террористической угрозы, что может быть использовано в целях совершения преступлений террористической направленности.
Указанное нарушение требований законодательства представляет непосредственную угрозу личности, обществу и государству от террористических актов и иных проявлений терроризма, влекут существенное снижение уровня антитеррористической защищенности.
Таким образом, допущенные нарушения закона затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
То обстоятельство, что земельный участок, используемый ООО «ИЭК» для эксплуатации указанного объекта социального значения не сформирован и не передавался ни собственнику, ни арендатору, не освобождает ответчика от обязанности принимать меры по обеспечению безопасности этого объекта и осуществить ремонт ограждения водоочистных сооружений в д.Горбунки.
При указанных обстоятельствах, имеются правовые основания для возложения обязанности на ООО «Инженерно-энергетический комплекс» произвести ремонт ограждения водоочистного сооружения в д.Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области.
На основании положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд находит возможным установить срок для исполнения ответчиком решения до 01.09.2017 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.
Обязать ООО «Инженерно-энергетический комплекс» в срок до 01.09.2017 года произвести ремонт ограждения водоочистного сооружения в д.Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2016 года.
Судья: А.С.Смирнов