Судья Жамсуева В.С. |
Дело № 2-437/2017 № 33-739/2017 |
21 ноября 2017 года |
город Магадан |
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Бельмас И.Ю., Выглева А.В.,
при секретаре Алексеенко Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о понуждении к совершению определенных действий
по апелляционной жалобе Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» на решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 29 августа 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Магаданский транспортный прокурор обратился с иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» (далее - ФКП «Аэропорты Севера», Предприятие) о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта «Сеймчан» подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что по результатам рассмотрения обращения ФГУП «УВО Минтранса России» выявлены нарушения требований законодательства об авиационной безопасности в деятельности ФКП «Аэропорты Севера», выразившиеся в непринятии мер к обеспечению охраны территории аэропорта «Сеймчан», являющегося обособленным подразделением ФКП «Аэропорты Севера», с привлечением подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, что создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие - причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям.
Определением судьи Среднеканского районного суда Магаданской области от 11 августа 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» (далее - ФГУП «УВО Минтранса России»).
Решением Среднеканского районного суда Магаданской области от 29 августа 2017 года исковые требования Магаданского транспортного прокурора удовлетворены.
На Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта «Сеймчан» подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Указывает, что в соответствии с Уставом ФКП «Аэропорты Севера», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2007 года № 1540-р, имущество Предприятия является федеральной собственностью. Правомочия собственника осуществляют Правительство РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Ссылаясь на положения Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране», постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», полагает, что охрана аэропорта «Сеймчан» должна осуществляться за счет Министерства транспорта РФ на бездоговорной основе, так как аэропорт относится к государственной (федеральной) собственности и находится в ведении Министерства транспорта РФ.
На основании положений статьи 421 и статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации утверждает об отсутствии у Предприятия обязанности по заключению договора об оказании услуг охраны периметра аэропорта «Сеймчан».
Обращает внимание, что постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 42, обязывающее ответчика, по мнению транспортного прокурора, заключить договор охраны периметра аэропорта с подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, не является законом.
В возражениях на апелляционную жалобу транспортный прокурор и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «УВО Минтранса России» считают решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы ответчика.
Магаданский транспортный прокурор, ответчик ФКП «Аэропорты Севера» и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «УВО Минтранса России», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании частей 3, 4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФКП «Аэропорты Севера» образовано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02 ноября 207 года № 1540-р и создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области (л.д. 26-32).
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет в установленном законом порядке аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности (подпункт «в» пункта 10 Устава).
Филиал «Аэропорт Сеймчан» является обособленным подразделением ФКП «Аэропорты Севера»
В соответствии с сертификатом ФАВТ.АБ.14-014 от 17 ноября 2016 года в сферу деятельности филиала «Аэропорт «Сеймчан» входит организация и обеспечение авиационной безопасности; организация и обеспечение охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов; организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов (л.д. 15,16).
Аэропортовая деятельность осуществляется Предприятием в аэропорту «Сеймчан», являющимся аэропортом местных воздушных авиалиний.
Согласно ответу ФКП «Аэропорты Севера» Магаданскому транспортному прокуратуру от 20 апреля 2017 года договоры на оказание охранных услуг в филиале «Аэропорт «Сеймчан» с подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации не заключались (л.д.18).
Разрешая требования транспортного прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующим законодательством в сфере авиационной безопасности императивно установлено, что охрана периметра аэропорта, не относящегося к международному, которым является аэропорт «Сеймчан», должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации на основании возмездного договора с лицом, осуществляющим эксплуатацию аэропорта, т.е. с ФКП «Аэропорты Севера».
Как следует из статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 84 ВК РФ).
Такой порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Согласно пунктам 3, 4 Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, эксплуатирующих аэропорты и объекты их инфраструктуры.
Охрана границ территории (периметра) аэропорта осуществляется на основании возмездного договора: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в разделе V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № 62.
В пункте 53 названной Программы указано, что охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу действующих правовых норм аэропорт «Сеймчан» подлежит охране подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Поскольку по делу установлено неисполнение ФКП «Аэропорты Севера» требований к авиационной безопасности в части организации охраны периметра аэропорта «Сеймчан» подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на статьи 421 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об отсутствии законных оснований для возложения на Предприятие обязанности по заключению возмездного договора охраны границ территории (периметра) аэропорта не свидетельствует о незаконности судебного постановления.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и организации свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора допускается в случае, когда обязанность заключить договор установлена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Однако в постановлениях от 1 апреля 2003 года № 4-П, от 18 июля 2003 года № 14-П Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что право владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности и свобода договоров, не являясь абсолютными, могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусматривает, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 2 и часть 5 статьи 4).
В данном случае пункт 6 статьи 84 ВК РФ и принятые в соответствии с ним Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (пункт 4) устанавливают, что охрана границ территории аэропорта, не являющегося международным, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Приведенное выше правовое регулирование направлено на надлежащее обеспечение безопасности аэропортов ввиду их особого режима, не может рассматриваться как нарушающее право ответчика на свободу договора.
С учетом изложенного утверждение ответчика о том, что суд неправомерно понудил общество к заключению договора, обязательность заключения которого законом не предусмотрена, нельзя признать состоятельным.
При этом обстоятельство того, что правомочия собственника имущества ФКП «Аэропорты Севера» осуществляют Правительство РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, вопреки доводам апелляционной жалобы не освобождает ФКП «Аэропорты Севера» от обязанности, установленной действующим законодательством, по обеспечению охраны периметра аэропорта «Сеймчан» подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 29 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Лобыкин
Судьи И.Ю. Бельмас
А.В. Выглев