Дело № 2-689/2021
УИД 75RS0019-01-2021-001070-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2021 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Шмакотиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Красовском С.А.,
с участием истцов Шваюк Т.В., Шваюка Б.Б., их представителя Ниязовой А.А. представителя ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края – Рюмкина Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шваюк Татьяны Васильевны, Шваюка Бориса Борисовича к администрации сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности, признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
13.09.2021 истцы обратились в суд с иском к администрации сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, ссылаясь на то, что более пятнадцати лет проживают в квартире по адресу: <адрес>. Указывают, что владеют данным имуществом как своим собственным добросовестно, открыто и непрерывно; государственная регистрация права не совершалась; лица, оспаривающие права истцов, отсутствуют. Считают, что стали собственниками имущества в силу приобретательной давности. 22.07.2021 на территории с. Верхняя Куэнга в связи с наводнением введен режим чрезвычайной ситуации, в результате наводнения жилое помещение, в котором они проживали, полностью утрачено. Для получения компенсации на приобретение жилого помещения им необходимо оформить право собственности. В связи с изложенным, ссылаясь на ст. 12, п. 1 ст. 234 ГК РФ, просили признать за каждым из них по ? доли в праве собственности на квартиру по вышеуказанному адресу.
14.10.2021 от истцов поступило уточненное исковое заявление, в котором они поддержали первоначальные требования, кроме того просили привлечь к участию в деле в качестве соответчиков: администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края; признать за ними право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения.
Истцы Шваюк Т.В., Шваюк Б.Б. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили удовлетворить их в полном объеме, просили обратить решение к немедленному исполнению, суду пояснили, что в 1982 году они вселились в <адрес>. До этого проживали с 1979 года в <адрес> этом же доме. Квартира была предоставлена колхозом «Забайкалец» в связи с тем, что они в нем работали, никаких документов о предоставлении жилья им не выдавали. Никто никогда претензий относительно квартиры им не предъявлял. Колхоз «Забайкалец» прекратил свое существование. В настоящее время Шваюк Т.В. проживает в г. Шилке, Шваюк Б.Б. живет в квартире, но она непригодна для жилья, водой унесло постройки, сени, дом подмыло, под домом яма высотой в человеческий рост, жить в квартире невозможно. При этом указали, что Шваюк Б.Б. вынужден проживать в квартире, Шваюк Т.В. проживает у дочери в г. Шилке, данные обстоятельства в силу возраста и имеющихся заболеваний неблагоприятно сказываются на их эмоциональном состоянии и состоянии здоровья. Ранее оформлением права собственности на квартиру не занимались в связи с отсутствием денежных средств.
Представитель истцов Ниязова А.А., допущенная к участию в деле по их устному заявлению, суду пояснила, что истцы приходятся ей бабушкой и дедушкой, на их обращение в администрацию пришел ответ в виде смс-сообщения о том, что им полагается единовременная выплата в размере 10 000 руб., выплата за частичную утрату имущества первой необходимости в виде 50 000 руб., а также о том, дом по решению межведомственной комиссии признан аварийным. Денежные выплаты были ими получены, какие-либо заключения, акты обследования им не вручали. Когда выяснилось, что у них нет документов о праве собственности на квартиру, они обратились в суд с исковым заявлением. Паводок был три раза – 22.07.2021, 08.08.2021 и 11.08.2021. С каждым новым паводком ситуация ухудшалась, а специалисты ООО «Омега» приезжали до второго и третьего паводка. Члены комиссии из администрации говорили, что находиться в квартире нельзя, это опасно.
Представитель ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края – Рюмкин Г.И., действующий на основании доверенности, исковые требования Шваюк Т.В. и Шваюка Б.Б. не признал, суду пояснил, что в результате выпадения обильных осадков 22.07.2021 произошел стихийный разлив р. Кучертай, повлекший подтопление домов и земельных участков в с. Верхняя Куэнга. Адрес истцов – <адрес> вошел в зону действия режима чрезвычайной ситуации. После этого проведено обследование межведомственной комиссией, по результатам которого составлен акт и заключение о том, что дом является аварийным, непригодным для проживания. Однако, после этого было произведено дополнительное обследование домов независимой экспертной организацией ООО «Омега», по результатам которого проводившие его специалисты пришли к выводу, что жилое помещение пригодно для дальнейшего проживания, что признаки аварийности отсутствуют. Получив такое заключение администраций района была создана комиссия по формированию списков граждан, которые признаются пострадавшими, комиссией подготовлено заключение об отказе во включении список семей, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. Данное уведомление вручено истцам только в день судебного заседания. Основанием отказа послужило отсутствие правоустанавливающего документа, подтверждающего факт собственности истцов на жилое помещение, в котором они проживали на момент подтопления, кроме того, отказ обусловлен наличием заключения ООО «Омега» о том, что дом не признан аварийным. При вынесении решения комиссия руководствовалась постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, которое регламентирует порядок формирования списков, порядок исключения из них. Данным постановлением предусмотрено, что одним из условий получения выплаты на строительство или приобретение жилья является наличие права собственности на жилое помещение, перечень документов, который предоставляется для включения в список, также регламентируется данным постановлением. Члены межведомственной комиссии с заключением ООО «Омега» не согласны. Обратил внимание, что на представленных суду фотографиях, сделанных сразу после подтопления, отчетливо видно разрушающийся берег, берегоукрепления нет на данном участке, река уже фактически подмыла надворные постройки, видны следы деформации – появились многочисленные трещины.
Ответчики – администрация сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее также – Министерство строительства) извещены о времени и месте судебного заседания. От главы администрации сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» Добрынина С.В. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации, в котором также указано, что администрация признает исковые требования Шваюк Т.В. и Шваюка Б.Б. о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности. От представителя Министерства строительства по доверенности Тетериной Л.Г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Судом в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истцов, их представителя, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст. 18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 (далее – постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила).
Как следует из подп. 1 п. 3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп. 1 - 3 и 5 п. 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п. 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп. 1);
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подп. 1 п. 4 Правил, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп. 3).
При этом согласно п. 9 Правил условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подп. 1 и 5 п. 4 Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
Как следует из п. 19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 – получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с п. 22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19 - 21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится в том числе: несоответствие граждан категориям, указанным в п. 4 Правил; непредставления документов, указанных в п. 19, 20 Правил.
Согласно п. 28 Правил размер выплаты на приобретение или строительство жилых помещений рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения: для одиноко проживающих граждан – 33 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; на семью из 2 человек – 42 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п. 12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п. 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п. 3).
Согласно постановлению администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 04.06.2021 № 208 на территории сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» в связи с паводкоопасной обстановкой, повлекшей подтопление населенных пунктов, с 10 час. 00 мин. 04.06.2021 введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 05.10.2021 № 376 «Об определении границ зон действия режима «чрезвычайной ситуации» на территории муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края» в связи с подъемом уровня воды в реках Сретенского района, а также выходом грунтовых вод, вызванных обильными осадками, послужившими причиной подтопления населенных пунктов и территорий, а также разрушение объектов дорожной инфраструктуры и инженерно-технических сооружений, определены границы зон чрезвычайной ситуации в пределах населенных пунктов муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, в одну из которых вошли дома по <адрес> в <адрес>, в том числе <адрес>.
Как установлено в судебном заседании в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства Шваюк Татьяна Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – с 23.02.1984 года и Шваюк Борис Борисович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - 11.04.2003.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведения об объекте недвижимости – квартире по вышеуказанному адресу, отсутствуют.
По сведениям КГБУ «Забайкальский архивно-геоинформационный центр», отсутствуют данные о квартире и в реестре объектов технического учета.
В реестре федерального имущества и в реестре государственного имущества Забайкальского края сведения о квартире также отсутствуют.
Как следует из технического паспорта на квартиру, составленного по состоянию на 01.09.2021, она имеет жилое назначение, фактически используется по назначению, год постройки – 1977, общая площадь – 54,6 кв. метров, жилая площадь – 28,1 кв. метр. Объект состоит квартиры (материал стен – шлакозаливные), пристроя (материал стен – доски) и пристройки (материал стен – шлакозаливные).
Указанное жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, произвела обследование помещения по адресу: <адрес>, обследованием установлено, что в результате воздействия поводка, произошедшего в июле 2021 года, произошло намокание фундамента, стен, перегородок, пола. Наблюдается подмыв земельного полотна под основанием дома. Произошло частичное обрушение стен капитальной конструкции дома. Состояние жилого дома является аварийным.
Из представленного отчета о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, проведенного инженерами (техниками) ООО «Омега» ФИО8 и ФИО9, участвовавшими в обследовании вышеуказанной квартиры межведомственной комиссией в качестве экспертов, следует, что названными экспертами сделано заключение по обследованию технического состояния объекта – установлена категория технического состояния объекта – работоспособное. Кроме того, указанными специалистами проведено визуальное обследование объекта – <адрес> указанном доме, о чем составлен акт обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ №. В данном акте имеется указание, что замочены фундаменты и сены, подполье затоплено, при этом данные дефекты не ухудшают условия проживания и сделано заключение о том, что состояние жилого дома удовлетворительное.
По результатам рассмотрения заключения ООО «Омега» от ДД.ММ.ГГГГ, акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссией сделано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании данного жилого помещения непригодным для проживания. При этом, как усматривается из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в нем отсутствует подпись главного государственного инспектора отдела жилищного надзора и лицензионного контроля ФИО10
Состав и положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории сельских поселений муниципального района «Сретенский район» утверждены постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 04.09.2019 № 289/1. Согласно указанному постановлению в состав межведомственной комиссии входит в качестве члена комиссии жилищный инспектор Государственной инспекции Забайкальского края. Вместе с тем, как следует из постановления администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 04.06.2021 № 205/1 в состав межведомственной комиссии внесены изменения: слова «жилищный инспектор Государственной инспекции Забайкальского края» заменены словами «начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта, связи и экологии управления территориального развития администрации муниципального района «Сретенский район» - муниципальный жилищный инспектор». Из пояснений представителя ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Рюмкина Г.И. в судебном заседании, а также представленных им копий распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11 является начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта, связи и экологии управления территориального развития администрации муниципального района «Сретенский район». При этом, он же является в силу указанной должности заместителем председателя межведомственной комиссии, а на момент работы межведомственной комиссии по причине нахождения в отпуске заместителя руководителя администрации муниципального района «Сретенский район», который в силу занимаемой должности должен бы осуществлять полномочия председателя межведомственной комиссии, являлся также исполняющим его обязанности. Следовательно подпись ФИО11 как председателя комиссии в заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует и том, что он подписал данное заключение как муниципальный жилищный инспектор. Рюмкин Г.И. в судебном заседании также пояснил, что фамилия ФИО10 осталась в бланке заключения вследствие технической ошибки.
В ЕГРН сведения о правах Шваюк Т.В. и Шваюка Б.Б. на имеющиеся и имевшиеся у них объекты недвижимости отсутствуют.
Из представленных КГБУ «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» уведомлений в отношении Шваюк Т.В. и Шваюка Б.Б., по данным реестра объектов технического учета указанные лица зарегистрированных прав на объекты недвижимости жилого назначения не имеют.
07.10.2021 Шваюк Т.В. обратилась с заявлением на имя главы администрации муниципального района «Сретенский район» о включении ее и члена ее семьи – Шваюка Б.Б. в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении Шваюк Т.В. указана выбранная ею мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 – получение выплаты на приобретение жилого помещения.
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх. № и распоряжения администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 15.10.2021 №-р следует, что во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Сретенский район» Шваюк Т.В. отказано на основании подп. 1,2 п. 23 Правил (несоответствие граждан категориям, указанным в п. 4 Правил, непредставления документов, указанных в п. 19 Правил), в связи с отсутствием права собственности и (или) правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение.
Основания приобретения права собственности закреплены в ст. 218 ГК РФ. В силу п. 3 указанной статьи в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с положениями ст. 15 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение), в соответствии с положениями п. 7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного п. 42 Положения, – и представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Из трудовых книжек истцов усматривается, что они работали в коллективном хозяйстве «Забайкалец» на различных должностях Шваюк Т.В. – с 1977 по 1997 годы, а Шваюк Б.Б. – с 1979 по 1985 годы.
Как следует из архивных справок муниципального архива администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 839 от 19.10.2021 в отношении коллективного хозяйства «Забайкалец» оно было организовано в 1958 году с центром в с. Верхняя Куэнга. Решением Арбитражного суда Читинской области от 14.09.2005 коллективное хозяйство «Забайкалец» признано несостоятельным (банкротом).
В ходе судебного разбирательства были допрошены в качестве свидетелей ФИО12 и ФИО13, которые проживают в одном селе с истцами. Указанные свидетели подтвердили, что истцы постоянно проживают по адресу: <адрес> на протяжении длительного времени, ФИО14 указала год – 1983. Квартира была выделена семье Шваюк, в связи с их работой в колхозе «Забайкалец». Истцы проживали в данной квартире непрерывно, поддерживали ее в нормальном состоянии, производили ремонт, держали хозяйство, обрабатывали огород. В результате разлива р. Кучертай их усадьба, в том числе и сама квартира пострадали. О том, чтобы истцам кто-либо предъявлял претензии относительно прав на квартиру им неизвестно.
Оценив доводы и возражения сторон, представленные доказательства, в том числе заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, которым жилое помещение истцов признано непригодным для проживания и которое было принято с учетом заключения ООО «Омега» от ДД.ММ.ГГГГ, акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу, что жилое помещение Шваюк Т.В. и Шваюка Б.Б. было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с паводковыми явлениями в 2021 году на реках Сретенского района.
Судом установлено, что истцы на день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на реках Сретенского района в 2021 году, постоянно проживали и были зарегистрированы в утраченном жилом помещении. Данное жилое помещение являлось единственно пригодным для их проживания, в связи с чем в силу закона они имеют право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в 2021 году и право на включение в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Сретенский район». Заявленные требования в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Факт добросовестного, открытого и непрерывного владения истцами квартирой по вышеуказанному адресу как своей собственной более 15 лет подтвержден исследованными доказательствами, вместе с тем, суд полагает требования истцов в части признания права собственности на квартиру в силу приобретательной давности не подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Спорная квартира в настоящее время, согласно заключению межведомственной комиссии, на которую возложены полномочия по оценке и обследованию помещений в целях признания их пригодным или непригодным для проживания граждан, признана непригодной для проживания, а, следовательно, не отвечает установленным ст. 15 ЖК РФ требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Кроме того, как следует из искового заявления и пояснений истцов в судебном заедании, признание права собственности на квартиру им необходимо в целях реализации права на получение выплаты в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. При этом, как указано выше, п. 9 Правил предусматривает в качестве условия оказания мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения и являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, – обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая то обстоятельство, что квартира истцов признана непригодной для проживания, при этом иного жилья истцы не имеют, в связи с чем Шваюк Б.Б., являющийся инвалидом второй группы, вынужден проживать в квартире, а Шваюк Т.В. – проживать в другом населенном пункте у родственников, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявления об обращении решения суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шваюк Татьяны Васильевны, Шваюка Бориса Борисовича к администрации сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности, признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить частично.
Признать за Шваюк Татьяной Васильевной и Шваюком Борисом Борисовичем право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в 2021 году.
Обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края включить Шваюк Татьяну Васильевну и Шваюка Бориса Борисовича в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Сретенский район».
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Шваюк Т.В. и Шваюку Б.Б. выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья А.В. Шмакотина
Мотивированное решение составлено 22.10.2021