Дело № 2-3718/2024
УИД 16RS0046-01-2024-008796-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 июля 2024 года
Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Л.А.Шигабутдиновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красноперовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛЛФ к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о включении в общий трудовой стаж определенного периода работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ЛЛФ обратилась к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ с иском в вышеприведенной формулировке мотивируя тем, что с учетом достижения возраста 57 лет и являясь многодетной матерью, родившей и воспитавшей троих детей до достижения ими 8 лет, она имеет право на получение досрочной страховой пенсии по старости как многодетная мать. Также ответчиком не были включены периоды работы:
-с ...
...
...
...
Также ответчиком не принят в качестве надлежащего документа диплом серии ПВ ... от .... на имя ЛЛФ
Истец считает отказ отделения Фонда пенсионного и социального страхования в назначении досрочной страховой пенсии по указанным основаниям неправомерным и просит обязать ответчика включить указанные периоды работы в страховой стаж и назначить страховую пенсию с 12.04.2023г. с момента достижения определенного законом возраста.
Истец ЛЛФ в судебное заседание не явилась. Представитель истца, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв по иску, в котором просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Реализация прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с указанным Федеральным законом № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены статьями 30 - 34 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Так, согласно пункту 1.2 части 1 стати 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
В соответствии с п.З ст.35 Федерального Закона №400-ФЗ, необходимая величина ИГЕ продолжительность страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста определяется на день установления этой страховой пенсии.
Анализ приведенных норм права и обстоятельств дела суду позволяет сделать вывод о том, что для приобретения права на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.201"Зг. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2023г. необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1. Воспитание трех детей до достижения ими возраста 8 лет;
2. Достижение возраста 57 лет;
3. Наличие страхового стажа не менее 15 лет;
4. Наличие величины ИПК не менее 25,8.
Исходя из пояснений представителя истца и представленных материалов дела, усматривается, что .... ЛЛФ обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По указанному заявлению ОСФР по РТ было принято решение от ... ... об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, ввиду отсутствия права на досрочную страховую пенсию по указанному основанию.
.... ЛЛФ обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По указанному заявлению ОСФР по РТ было принято решение от ... ... об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, ввиду отсутствия права на досрочную страховую пенсию по указанному основанию.
На момент обращения истца к ответчику для назначения досрочной страховой пенсии по старости у истца соблюдено только два из четырех условия: достижение возраста 57 лет и наличие величины ИПК не менее 25.08. Остальные два условия: наличие 15 лет стажа (выработано 10 лет 1 месяц) и воспитание троих детей до достижения ими возраста 8 лет не соблюдены.
Так, в части невыработанного страхового стажа суд исходит из следующего:
Как следует из материалов электронно-выплатного дела до 06.09.2004г. работа истца протекала на территории Республики Узбекистан, что подтверждено выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
На основании ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно статьям 1 и 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств участников Соглашения производится по месту жительства.
В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, порядок исчисления и правила подсчета страхового стажа для назначения пенсии ЛЛФ, проживающего на территории Российской Федерации, должны определяться на основании российского законодательства.
Учитывая, что в спорные периоды истец работал на территории Республики Узбекистан, то есть не на территории Российской Федерации, страховые взносы в указанный период в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, в связи с этим, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца и назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности в соответствии со статьей 12 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Вопрос об отнесении указанного периода к стажу, решается в зависимости от места осуществления ухода за ребенком. При этом под местом осуществления ухода априори может считаться место его рождения, если не будет доказано иное.
Таким образом, нестраховые периоды, в том числе по уходу за детьми, предусмотренные статьей 12 Закона № 400-ФЗ, засчитываются в страховой стаж, если они имели место на территории Российской Федерации и если иное не предусмотрено международными договорами.
Аналогичный подход также применяется в отношении рождения и воспитания детей при определении права на досрочную страховую пенсию по старости многодетным матерям.
Судом установлено, что истец ЛЛФ является многодетной матерью, имеет троих детей. Возраста 57 лет заявительница достигла ....
При подаче заявления ею были представлены, помимо прочих документов:
- свидетельство о рождении ребенка ... года рождения и свидетельство о рождении ребенка ... года рождения. Период ухода до полутора лет за ребенком, ... года рождения, в страховой стаж не засчитывается, поскольку протекал на территории другого государства.
Кроме того, в указанных документах отчество заявительницы не соответствует ее паспортным данным, что влечет установление факта принадлежности указанных документов в судебном порядке. При наличии противоречий в принадлежности истцу правоустанавливающих документов отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии является правомерным.
Анализ приведенных норм права и обстоятельств дела суду позволяет сделать вывод о том, что для приобретения права на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.201"Зг. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2023г. необходимо выполнение в совокупности всех четырех условий, чего не было истцом достигнуто.
На этом основании оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Требования о компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины являются производными, в связи с этим также подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ЛЛФ к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о включении в общий трудовой стаж определенного периода работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Вахитовский районный суд г. Казани.
Судья: Л.А.Шигабутдинова