Дело № 2а-1284/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 05 февраля 2018 г.
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.А.,
с участием помощника прокурора г. Красноярска Лабаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Красноярска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Красноярска обратился в суд в интересах Российской Федерации с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Красноярска рассмотрены обращения граждан, поступившие из органов Роскомнадзора, о распространении в сети Интернет информации о незаконной деятельности. Так, в ходе проверки установлено, что в сети Интернет выявлены сайты, предоставляющие информацию о продаже дипломов, аттестатов и других официальных документов. Так, на сайтах: diplom24rus.info, diplom-krasnoyarsk24.com, diplom-store24.com. размещена информация о продаже дипломов, официальных документов. Предлагаются услуги по оформлению диплома базового уровня, аттестатов и других официальных документов без реального похождения обучения.
В соответствии с ч.2 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В силу требований и. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» от 13.02.2014 N 112 дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным программам высшего образования: лицам, освоившим образовательные программы высшего образования-программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре, программы подготовки научно- педагогических кадров в адъюнктуре.
В соответствии ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу требований ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством является использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ).
Как установлено проверкой, вход на вышеуказанные сайты в сети Интернете абсолютно свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, также ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Таким образом, распространение информации по оформлению диплома по заказу клиента, продаже аттестатов и других официальных документов, предлагаемые на вышеуказанных сайтах, является незаконным, данная информация противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя.
На основании изложенного, прокурор просит признать информацию о продаже дипломов по заказу клиента, продаже аттестатов и других официальных документов, размещенную на сайтах: diplom24rus.info, diplom-krasnoyarsk24.com, diplom-store24.com, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора г. Красноярска Лабаева Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Заместитель руководителя Берляков И.В., представил письменные пояснения, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, относительно заявленных прокурором требований указал, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Все полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Центрального аппарата Роскомнадзора. В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Таким образом, информация о возможности приобретения документов об образовании (дипломов, аттестатов) может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, если на момент рассмотрения дела она доступна в сети «Интернет» и данные (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса), позволяющие идентифицировать её в сети «Интернет», отсутствуют в Едином реестре. Судебное решение должно содержать: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, а также отметку о вступлении в законную силу. Обязанность оператора связи по ограничению доступа к сайтам в сети «Интернет» содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возникает в течение суток с момента включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих их идентифицировать в сети «Интернет», согласно части 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимается об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (введена Федеральным законом от 28.07.2012 г. N 139-ФЗ), в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет". Согласно части 2 той же статьи в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие указанную информацию.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно - телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Статьями 10, 15 названного закона определено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что согласно акта-проверки, проведенной помощником прокурора г. Красноярска Лабаевой Н.В. на Интернет-ресурсах diplom24rus.info, diplom-krasnoyarsk24.com, diplom-store24.com содержится информация о распространении поддельных дипломов и других документов об образовании на территории г. Красноярска, размещена в свободном доступе.
Положениями п.п. 3, 4 ст. 60 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
При этом в п. 16 указанной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов, плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также - необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
При таком положении сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Сведения, размещенные на Интернет-ресурсах diplom24rus.info, diplom-krasnoyarsk24.com, diplom-store24.com, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования дипломов и аттестатов об образовании и иных документов об образовании без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования. Учитывая, что приобретение за деньги дипломов и аттестатов об образовании, иных документов об образовании может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.
Признание информации о продажи официальных документов, в том числе дипломов и аттестатов об образовании, иных документов об образовании, размещенной на указанном Интернет-ресурсе, информацией, распространение которой в РФ запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе прав несовершеннолетних.
В целях пресечения нарушения прав граждан, интересов РФ в сфере образования и во исполнение действующего законодательства, информация размещенная на указанном Интернет-ресурсе, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно - телекоммуникационная сеть технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки административных правонарушений и преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В целях реализации публичного интереса и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, вышеуказанная информация подлежит запрещению к распространению на территории РФ.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации", не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Соответственно, распространение такой информации на вышеназванном интернет-сайте в силу закона не допустимо.
При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию о продаже дипломов по заказу клиента, продаже аттестатов и других официальных документов, размещенную на сайтах diplom24rus.info, diplom-krasnoyarsk24.com, diplom-store24. сom информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения Интернет-ресурсов: diplom24rus.info, diplom-krasnoyarsk24.com, diplom-store24. сom в Единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: Л.В. Панченко
Решение изготовлено в окончательной форме 09 февраля 2018 года