Дело № 2-3399/2020
54RS0007-01-2020-002931-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года г. Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Васильевой Н.В.,
при секретаре Дроздовой Н.В.,
при помощнике Павленко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Садырева Максима Сергеевича, Садыревой Ольги Анатольевны к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными начисления взносов на капитальный ремонт
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Садырев М.С., Садырева О.А. обратились в суд с иском к Фонду модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований НСО о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома, обязании предоставить отсрочку.
В обоснование исковых требований истцы указали, что они с /дата/ являются собственниками <адрес> жилом доме по <адрес>.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ, осуществляет взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями Постановления <адрес> №-п от /дата/, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенного в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного на территории <адрес> и включенного в региональную программу, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного жилого дома в указанную программу.
Строительство жилого дома по <адрес> окончено в 2015 году - по завершению строительства последних блок-секций - №,№, после утверждения региональной программы капитального ремонта.
Согласно официальным данным, размещенным на сайте регионального оператора капитального ремонта <адрес> (http://www.fondgkh-nso.ru/on_home), жилой дом по адресу: <адрес> вкючен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную Постановлением <адрес> от /дата/ №-п, /дата/ с указанием даты постройки - /дата/, с датой наступления обязанности у собственников по оплате взносов на капитальный ремонт - /дата/.
В адрес собственников <адрес> регулярно начали поступать требования Фонда модернизации и ЖКХ НСО об оплате взносов на капитальный ремонт за указанную квартиру.
Истцы, полагая, что они, как собственники квартиры в составе блок-секций многоквартирного жилого дома по <адрес>, введенной в эксплуатацию после 2013 года, имеют право на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, прямо закрепленное действующим федеральным и региональным законодательством, обратилась в адрес Фонда модернизации и ЖКХ муниципальных образований <адрес> с просьбой, исключить суммы, начисленные в счет оплаты взносов на капитальный ремонт в отношении <адрес>.
Однако на обращение истцов, ответчиком был направлен ответ № ИС-01188 от /дата/, в котором в осуществлении перерасчета начислений и предоставлении отсрочки истцам было отказано.
При этом Фонд модернизации указал, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД, по истечении восьми месяцев, после утверждения региональной программы, в которую включен этот МКД.
Как указано ответчиком, в связи с тем, что дом, в составе которого находится принадлежащее истцу жилое помещение включен в программу капитального ремонта в сентябре 2016 года, без разделения на отдельные блок-секции с указанием даты ввода в эксплуатацию /дата/, все блок-секции МКД являются единым объектом капитального строительства. Независимо от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных блок-секций, в региональную программу подлежит включению жилой дом в целом, за основу взята дата ввода в эксплуатацию первой блок-секции, т.е. 01.03.2013г. В связи с чем, ответчик считает, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в составе жилого дома по <адрес> появилась в 2017 году, т.е. по истечении 8 месяцев с момента включения жилого дома в региональную программу капитального ремонта.
Садырев М.С., Садырева О.А. являются собственниками жилых помещений в составе блок-секции №,№ жилого дома по <адрес> в <адрес>. Жилой дом по <адрес> в <адрес> возводился в разный период времени, блок-секциями, которые были введены в 2013, 2014, 2015 году, соответственно.
Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были выданы в отношении Блок-секции № - /дата/, в отношении блок-секции №,№ - /дата/, в отношении Блок-секции №,№ - /дата/. Таким образом, строительство жилого дома было окончено в 2015 году, по завершению строительства последних блок-секций - №,№, в состав которых входит квартира, принадлежащая истцу.
Блок-секция в составе многоквартирного жилого дома, в которой расположена квартира, принадлежащая истцу введена в эксплуатацию /дата/.
Включение жилого дома в программу по дате ввода первой блок-секции №, введенной в эксплуатацию в /дата/ году незаконно возлагает обязанность, (ранее законодательно установленного срока), по уплате взносов на капитальный ремонт на истца, как собственника квартиры, в составе блок-секции №, №, а также лишает собственника права на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренную положениями действующего законодательства, (частью 5.1. ст. 170 ЖК РФ, а также Постановлением <адрес> №-П от /дата/, согласно которым, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества, расположенного на территории <адрес> и включенного в региональную программу, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного жилого дома в указанную программу).
Истцы не оспаривают свою обязанность по содержанию общего имущества предусмотренную положениями действующего законодательства, а именно, ст.39, ст.158, ст.169 Жилищного кодекса РФ, однако, считают, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возлагается на них преждевременно, ранее законодательно установленного срока.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит суд признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт Садыревой О.А., Садыреву М.С. с /дата/ в отношении принадлежащей им на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>; обязать Фонд модернизации ЖХК НСО сумму, уплаченную истцами в счёт взносов за капитальный ремонт, начисленных за квартиру по адресу: <адрес> размере 17834,18 руб. зачесть в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт возникших с /дата/
В судебное заседание истцы не явились, направили в суд представителя Строганову Е.А. и Соловьева Н.М., которые уточненные исковые требования в судебном заседании поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске и дополнениях к нему.
Представитель ответчика – Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> – по доверенности Новикова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица – Министерства ЖКХ и энергетики НСО в судебное заседание не явился, извещен, представила письменные возражения, дополнения к возражениям.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
При этом суд исходит из следующего.
Так, из материалов дела следует, что Садырев М.С., Садырева О.А. с /дата/ являются собственниками <адрес> жилом доме по <адрес>, на основании договора купли-продажи от /дата/, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Многоквартирный дом сдавался в эксплуатацию посекционно, в частности блок-секция 4-5, в которой находится квартира истцов, сдана /дата/.
В соответствии с Постановлением Правительства НСО №-п от 27.11.2013г. дом был включен в программу капитального ремонта /дата/ с указанием даты постройки - /дата/ год.
Истцу были начислены вносы на капитальный ремонт как собственнику помещения № в многоквартирном жилом доме, начиная с июня 2017 года.
Из письма Фонда модернизации и развития ЖКХ МО Новосибирской области от 05.03.2020 года в ответ на обращение представителя истца следует, что согласно Постановлению Правительства Новосибирской области №461-п от 27.12.2016 года, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенного в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного на территории Новосибирской области и включенного в региональную программу, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного жилого дома в указанную программу. Указанное постановление распространяется свое действие на МКД, которые введены в эксплуатацию после 27.11.2013 года и включены в региональную программу в порядке актуализации после 30.06.2015 г.
Дом по адресу г Новосибирск, Военная 16, включен в региональную программу капитального ремонта в сентябре 2016 года без разделения на отдельные блок-секции с указанием даты ввода в эксплуатацию – 01.03.2013 года.
Согласно представленному платежному документу для внесения платы содержания и ремонта жилого помещения, задолженность по взносам за капительный ремонт составляет 1036,98 рублей по состоянию на сентябрь 2020 года.
Оценивая обоснованность заявленных истцами требований, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с 26 декабря 2012 года) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 3.1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 года №360-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного Правительством Новосибирской области в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года №524-п.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 года №262-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Новосибирской области №461-п от 27.12.2016 года, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).
Исходя из содержания указанных норм права следует, что у собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.
Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не может возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится его квартира.
Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных в части 3 статьи 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
Ссылка на иную судебную практику не состоятельна, так как она преюдициального значения не имеет. Также как представленные ответчиком судебные акты по делу А45-3384/2019, не имеют преюдициального значения для настоящего дела, поскольку это решения спору с иным предметом и между другими лицами.
Наличие общей инфраструктуры дома, как и единого адреса, в данном случае также правовых последствий не влечет.
В совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для начисления взносов на капитальный ремонт Садыревой О.А., Садыреву М.С. с июня 2017 года в отношении принадлежавшей им на праве собственности квартире по адресу: г Новосибирск, Военная 16-495, не имеется, при этом, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что блок-секция в составе многоквартирного жилого дома расположенного по адресу г. Новосибирск, Военная 16, в которой расположена квартира, принадлежащая Садыревым введена в эксплуатацию 20.02.2015 года, дом включен в региональную программу 27.09.2016 года, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, данное обязательство об оплате взносов на капитальные ремонт у истца в спорный период не наступило.
Соответственно начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт, начиная с июня 2017 года в отношении принадлежащей Садыревой О.А., Садыреву М.С. на праве собственности квартиры по адресу: <адрес> - 495, признаются незаконными.
В связи с чем, суд обязывает Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области сумму, уплаченную Садыревым М.С., Садыревой О.А. в счет взносов за капитальный ремонт, на <адрес> размере 17834,18 зачесть в счет взносов исполнения будущих обязательств по оплате взносов за капитальный ремонт.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности основан на неверном примени положений закона.
Так истцы оспаривают начисления, которые производятся с июня 2017 г., обязанность по оплате которых возникает с июля, а в суд истцы обратились /дата/, т.е. в пределах 3-лет, а следовательно в пределах установленного ст. 196 ГК РФ срока.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными начисление Садырева Максима Сергеевича, Садыревой Ольге Анатольевневзносов на капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок- секции № в многоквартирном <адрес> до истечения пяти лет.
Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области сумму, уплаченную Садыревым Максимом Сергеевичем, Садыревой Ольгой Анатольевнойв счет взносов за капитальный ремонт, на <адрес> размере 17834,18 руб. зачесть в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2020 г.
Судья /подпись/
Копия верна. Подлинник решения находится в материалах дела № 2-3399/2020.
Судья Н.В.Васильева