Решение по делу № 12-2/2021 от 17.11.2020

№12-2/2021

УИД 21RS0024-01-2020-005084-89

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

08 февраля 2021 года                                                      г. Чебоксары

Резолютивная часть решения оглашена 04 февраля 2021 года

Судья Калининского районного суда города. Чебоксары Чувашской Республики Тимофеева Е.М.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «НПК Меркурий» Платонова Д.Х., представителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Кочкомазовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «НПК Меркурий» Шефера Александра Всеволодовича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от 02 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «НПК Меркурий»,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от 02 ноября 2020 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «НПК Меркурий» (далее - ООО «НПК Меркурий», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 руб.

Не согласившись с указным постановлением, законный представитель директор ООО «НПК Меркурий» Шефер А.В. подал жалобу, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить. Указал, что, поскольку до 31 декабря 2018 года Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства» не требовал от субъектов малого и среднего предпринимательства разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч.4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ в ред. от 29.07.2018 «Об отходах производства и потребления»), а после указанной даты нормативы образования отходов устанавливаются на основании КЭР, Общество в 2019 году не несло обязанности по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем при заполнении Декларации о плате за НВОС использовало данные Отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год.

В судебном заседании защитник ООО «НПК Меркурий» Платонов Д.Х. жалобу поддержал, просил отменить постановление должностного лица виду малозначительности совершенного правонарушения, учитывая, что Общество неоднократно обращалось в управление Росприроднадзора с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Решением Арбитражного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2020 года признано незаконным бездействие Управления Росприроднадзора по неутверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике Кочкомазова О.С. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст.28 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.ч. 1,2 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года № ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Статьей 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Приказом Минприроды России от 09 января 2017 года №3 (в редакции, действующей до 30 декабря 2019 года в период исследуемых событий), была утверждена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, определены ее форма и порядок заполнения. Было определено, что плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду и указывают, какие основания существовали для ее исчисления.

Постановлением Правительства от 03 марта 2017 года №255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила № 255).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее - Постановление № 913), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением № 913 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

В соответствии с пп. 5 пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяется, в том числе, коэффициент 5 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Из оспариваемого постановления следует, что объект НВОС ООО «НПК Меркурий» - «Производственная площадка» (<адрес>) отнесен к 1 категории НВОС (Объекту присвоен код -П). Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и размещения отходов производства и потребления.

Факт размещения отходов производства и потребления на Объекте по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в 2019 году подтверждается Отчетом по форме -ТП (отходы) за 2019 год, данными учета в области обращения с отходами за 2019 год, письмом Филиала АО «Управление отходами» в г.Новочебоксарск от 19.10.2020 -исх., что Обществом не оспаривается.

В 2019 году Общество не имело утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, либо установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании КЭР, соответственно, плата за размещение отходов, должна была быть исчислена с учетом 5-ти кратного коэффициента ко всей массе размещенных отходов (п. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, п. 20 Правил № 255).

Декларацию о плате за НВОС за 2019 год ООО «НПК Меркурий» представило в Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление) через «Личный кабинет природопользователя» своевременно 27 февраля 2020 г. (). Согласно вышеуказанной Декларации размер платы за НВОС, рассчитанной Обществом, составил 81 934,5 рублей.

Обществом плата за размещение отходов производства и потребления рассчитана без 5-кратного повышающего коэффициента ко всей массе размещенных отходов.

В соответствии с ч.4 ст.18 Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (редакции, действующей до 01 января 2019 года) «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу частей 2, 3 указанного федерального закона в редакции, действовавшей с 01 января 2019 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение законодатель возложил также и на субъекты малого и среднего предпринимательства.

При этом в соответствии с ч.1, 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года №496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статью 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена частью:

«1.1. С 01 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи».

Из анализа приведенных норм следует сделать вывод о том, что данная статья является переходным положением, согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих НВОС и отнесенных к объектам I категории, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01 января 2019 года, которые будут действовать до дня получения комплексного экологического разрешения. Услуга по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для соответствующих предприятий Чувашии предоставляется Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора.

В силу ч.1 ст. 2.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

25 сентября 2020 года Арбитражным Судом Республики Татарстан рассмотрено дело по заявлению ООО «НПК «Меркурий» к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Росприроднадзора о признании решения по жалобе на решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу незаконным и обязании установить (утвердить) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «НПК «Меркурий» сроком действия с 01 апреля 2020 года по 22 июля 2020 года.

Данным решением установлено, что ООО «НПК «Меркурий» обращалось в Управление 18 октября 2019 года с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), 22 ноября 2019 год проект был возвращен заявителю. 28 ноября 2020 года Общество вновь обратилось в Управление за утверждением НООЛР. 14 января 2020 года Управление отказало в утверждении НООЛР. 27 февраля 2020 года заявитель вновь обратился в заявлением об утверждении НООЛР. 01 апреля 2020 года Управлением повторно отказало в утверждении НООЛР.

Вышеназванным решением данные отказы признаны несоответствующими требованиям закона.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что административным органом не доказан факт того, что у ООО «НПК «Меркурий» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, то есть, осуществление расчета платы за НВОС на основании утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от 02 ноября 2020 года №13-01 в отношении ООО «НПК «Меркурий» подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 02 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «НПК Меркурий», отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                       Е.М. Тимофеева

12-2/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "НПК Меркурий"
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Судья
Тимофеева Елена Михайловна
Статьи

8.41

Дело на странице суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
17.11.2020Материалы переданы в производство судье
19.11.2020Истребованы материалы
26.11.2020Поступили истребованные материалы
12.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
04.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее