Дело № 2а-50/2022
УИД 59RS0022-01-2022-000085-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Балуевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кольмаковой И.С.,
с участием прокурора Частухина С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-50/2022 по административному исковому заявлению Прокурора города Кизела в интересах Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Пермскому краю о признании информации, распространяемой в сети Интернет, в качестве информации, распространение которой на территории Российской
установил:
Прокурор города Кизела Пермского края в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, в качестве информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Кизела проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В информационной сети Интернет на странице сайта https://peеrmm.medspravkii.ru - IP адрес сайта: 172.67.207.38 размещены сведения о продаже медицинских справок в дистанционной форме без посещения лечебного учреждения, что является нарушением Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также ст. 327 УК РФ, ч. 1 ст. 171 УК РФ и ст. 14.1 КоАП РФ.
Прокурор просит признать информацию, размещенную в информационно- телекоммуникационной сети на Интернет-сайте по адресу https://peеrmm.medspravkii.ru - IP адрес сайта: 172.67.207.38 в качестве информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор Частухин С.И. на административных исковых требованиях настаивал по доводам административного иска, добавил, что установить владельцев сайтов и собственников доменных имен не представилось возможным. На сегодняшний день данный Интернет-сайт не закрыт, находится в свободном доступе, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Данная информация находится в широком доступе, российское законодательство содержит прямой запрет на распространение с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети «Интернет» сведений, содержащихся на страницах данных сайтов, просил признать информацию, содержащуюся на данном Интернет-сайте в качестве информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве по существу иска не возражал.
Суд, выслушав участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 5 Закона 323-ФЗ мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В соответствии со ст. 9 Закона №323-ФЗ должностные лица медицинских организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Лицензирование медицинской деятельности регулируется: Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности, Приказом Росздранадзора от 05.05.2014 №3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности».
В соответствии с п. 3 ст. 78 Закона №323-ФЗ право выдавать справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставлено медицинским организациям.
Пункт 2 Порядка предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерациии отт 31.07.2020 №789н (далее-Порядок), предусматривает, что для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент либо его законный представитель представляет запрос о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них на бумажном носителе (при личном обращении или по почте), либо запрос, сформированный в форме электронного документа, подписанного пациентом либо его законным представителем.
Пунктами 9, 10, 13 указанного Порядка предусмотрено, что выписка из медицинских документов на бумажном носителе оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачом (фельдшером, акушеркой), заверяется печатью медицинской организации (при наличии), в оттиске которой должно идентифицироваться полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (уставе), и выдается пациенту (его законному представителю). Копии медицинских документов, изготавливаемых на бумажном носителе методом ксерокопирования, заверяются на последней странице отметкой «Копия верна», подписью ответственного медицинского работника с указанием его фамилии, инициалов, должности и даты выдачи копии, а также печатью (при наличии), на оттиске которой должно идентифицироваться полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (уставе).
При наличии технической возможности медицинские документы и выписки их них в форме электронных документов, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника, а также усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени медицинской организации, направляются пациенту или его законному представителю в соответствии с порядком организации документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, в том числе посредством направления с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в личный кабинет пациента (его законного представителя) на Едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Сведения о медицинских работниках должны быть внесены в Федеральный регистр медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а сведения о медицинских организациях – в Федеральный регистр медицинских организаций единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации.
Также положениями вышеуказанного Федерального закона и положениями Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доступ детей к информации – возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Положениям п.п. 2,3 Приказа Минздрава от 01.09.2020 №925Н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа» определено, что в случае необходимости подтверждения периода временной нетрудоспособности и наличия уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения лицам, признанным безработными и состоящими на учете в государственных учреждениях службы занятости населения в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей трудоспособности, на время протезирования в условиях стационара, беременности и родов, при усыновлении ребенка листок нетрудоспособности выдается на бумажном носителе.
Выдача, (формирование) листков нетрудоспособности осуществляется юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы (или индивидуальными предпринимателями), имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
В соответствии с положениями п. 5 Приказа выдача листков нетрудоспособности на бумажном носителе осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Формирование листков нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также страхового номера индивидуального лицевого счета гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Положениями п.9 Приказа определено, что выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности осуществляется после осмотра гражданина медицинским работником и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы. Не допускается выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни единолично лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом). Выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещение его медицинским работником на дому.
Номера листков нетрудоспособности регистрируются в медицинской документации, используемой в медицинских организациях, с указанием даты выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию или учреждение медико-социальной экспертизы.
В соответствии с положениями п. 2.9.4, 2.9.5 Санитарных Правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 после перенесенного заболевания дети допускаются к посещению при наличии медицинского заключения (медицинской справки).
Положениями п.9.43, 9.44 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитерно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44, определено, что каждый поступающий в организацию социального обслуживания по уходу с обеспечением проживания должен иметь медицинскую справку со сведениями о результатах обследования на туберкулез, результатах лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов, дифтерию, инфекций, передающихся половым путем, профилактических прививках, и справку об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания в течение 21 календарного дня до поступления в организацию по уходу с обеспечением проживания.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в числе которых входит признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применением мер по предупреждению коррупции. Одной из мер профилактики коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (п.1 ст. 6 названного закона).
На указанной интерне-странице содержится информация о продаже медицинских справок в дистанционной форме без посещения лечебного учреждения.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей и бланков.
За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере частью 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Статьей 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п. 2.1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.05.2017 № 87-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3).
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере здравоохранения в сети Интернет выявлена страница сайта https://peеrmm.medspravkii.ru - IP адрес сайта: 172.67.207.38 содержащая информацию о продаже медицинских справок в дистанционной форме без посещения лечебного учреждения. Вход на сайт является свободным, специальных познаний не требуется, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется. С содержанием сайтов может ознакомиться любой интернет-пользователь, информация доступна неопределенному кругу лиц.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями прокурора и письменными доказательствами: скриншотами с Интернет -сайтов.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно- телекоммуникационной услуги сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность является распространением запрещенной информации.
Для признания указанной информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещен указанный информационный материал, должен быть закрыт.
При таких обстоятельствах, суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что заявление прокурора города Кизела Пермского края подлежит удовлетворению. В целях защиты основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения гражданами преступлений и правонарушений, доступ к вышеуказанному Интернет- сайту следует ограничить.
Указанная информация подлежит признанию запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации, что является основанием для внесения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора города Кизела Пермского края удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на странице Интернет-сайта:
https://peеrmm.medspravkii.ru - IP адрес сайта: 172.67.207.38 запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Решение суда является основанием для включения указанного сетевого адреса в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 января 2022 года.
Судья Е.В.Балуева