Решение по делу № 33-1334/2015 от 27.02.2015

Хасавюртовский районный суд судья Минтемирова З. А.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 марта 2015 г. по делу № , г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре М. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Джарулаева А-Н.К. апелляционную жалобу главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан ФИО5 на решение судьи Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от <дата> по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест,

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ре6спублике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в <адрес> (далее по тексту ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>) обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан (далее по тексту МО «<адрес>») о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест.

В обоснование исковых требований указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведена проверка исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории МО «<адрес>». Проверкой выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства о санитарной очистке территорий населенных мест в части не организации уборки территории МО «<адрес>» от твердых бытовых отходов имусора, необеспечение сбора и вывоза согласно СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88; не разработки в соответствии с п. З ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.), стихийно организованных на окраине и недалеко от <адрес> свалок бытовых отходов; отсутствие договора на утилизацию мусора, полученного от жителей и потребителей услуг <адрес>, с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов. Главе МО «<адрес>» выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, однако требования законодательства не выполнены в полном объеме.

Решением Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от <дата> исковые требования удовлетворены и постановлено:

«Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» <адрес> РД по санитарной очистке территорий населенных мест.

Обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать уборку территорий МО «<адрес>» <адрес> РД от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88,

- в срок до двух месяцев организовать разработку и принятие в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории МО «<адрес>» <адрес> РД, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.),

-в срок до 1-го месяца ликвидировать стихийно организованные на
окраине и недалеко от <адрес> свалки бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемые
указанными свалками, с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованных полигонах (свалках) на окраине <адрес>,

- запретить размещать бытовые отходы, полученные от жителей и потребителей на стихийно образованном полигоне (свалке) недалеко oт <адрес>,

- в срок до двух месяцев заключить договор на утилизацию мусора,
полученного от жителей и потребителей услуг в <адрес>, с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов».

В апелляционной жалобе главой МО «<адрес>» ФИО5, не отрицая наличие нарушений, указывается о вынесении решения суда без учета того, что у ответчика отсутствуют достаточные финансовые средства для устранения недостатков, изложенных в иске.

В письменных возражениях на доводы жалобы представитель ТО Управления Роспотребнадзор по РД в <адрес> просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей сторон, в связи с их неявкой (ст. 167 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда отвечает указанным требованиям.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.

Так, в рамках проверки исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории МО «<адрес>», проведенной ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес>, установлено, что нарушены требования санитарно-эпидемиологического законодательства о санитарной очистке территорий населенных мест в части не организации уборки территории МО «<адрес>» от твердых бытовых отходов имусора, необеспечения сбора и вывоза согласно СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года № 4690-88; не разработки в соответствии с п. З ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.), стихийно организованных на окраине и недалеко от <адрес> свалок бытовых отходов; отсутствие договора на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг <адрес>, с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

<дата> главе МО «<адрес>» ФИО5 выдано предписание об устранении нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства. В тот же день составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого глава МО «<адрес>» признан виновным в допущении административного правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа в 10 000 руб.

При повторной проверке в целом были выявлены аналогичные нарушения санитарно-эпидемиологических требований по санитарной очистке территорий, не устраненные в полном объеме.

Считая выявленные нарушения незаконным бездействием со стороны администрации МО «<адрес>», нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратилось в суд с указанными исковыми требованиями.

В соответствии со статьёй 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.ст. 2 и 42 Конституции России, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть 2 статьи 21, часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии со статьей Закона РД от 13.01.2005 № 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» МО «<адрес>» наделено статусом сельского поселения.

Согласно пункту 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции закона, действовавшей на момент допущения нарушений) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежал" регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством России. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 настоящей статьи к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

По п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц и осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.

Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 за № 4690-88 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в соответствии с которыми система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление. падёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Планово-регулярная очистка должна проводиться но договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населённом пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время суток должен быть не более трёх суток, в тёплое время суток - не более одних суток.

В соответствии с п.п. 5. п. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.

Также согласно п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.

В соответствии с п.п. 1 и 5 п. 1 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Законодатель, с целью обеспечения охраны окружающей среды, обязывает, чтобы бытовые и промышленные отходы собирались, вывозились, утилизировались и перерабатывались.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что несоблюдение установленных законодательством требований может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Довод апеллянта об отсутствии достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.

По положениям ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.

Судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене решения суда не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан ФИО5 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1334/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управл. р.Р.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Джарулаев Абдул-Насыр Курбанович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
31.03.2015Судебное заседание
01.04.2015Передано в экспедицию
01.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее