Дело № 2-1308/2021
УИД 35RS0009-01-2024-001785-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2024 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Скороходовой А.А.,
при секретаре Куликовой Т.Н.,
с участием помощника Вологодского транспортного прокурора Верещак Д.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску транспортного прокурора Вологодской транспортной прокуратуры к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области, Семенковскому территориальному управлению администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Транспортный прокурор Вологодской транспортной прокуратуры обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что Вологодской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на объектах транспорта Вологодского транспортного региона, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № (участок находится примерно в 1200 м по направлению на юго-запад от ориентира: Вологодская область, Вологодский муниципальный округ, <адрес>) площадью 8700 кв.м. обнаружена несанкционированная свалка. Данный земельный участок находится в границах <адрес>, эксплуататором которой является АО «Вологодское авиационное предприятие». Данный полигон ТБО законсервирован и не эксплуатируется, однако на данном полигоне ТБО имеется захламление твердыми бытовыми отходами. В результате отсутствия надлежащего контроля за несанкционированным полигоном ТБО, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № имеется накопление масс, в том числе свежевыброшенного мусора, что может являться фактором, приводящим к скоплению птиц, что в свою очередь может создавать угрозу безопасности полетов. Вологодской транспортной прокуратурой в адрес главы Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области внесено представление об устранении нарушений закона. Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером № по состоянию на 23.05.2024 не ликвидирована. С учетом уточненных исковых требований, просит суд обязать Семенковское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером № вблизи <адрес> Вологодского муниципального района Вологодской области; обязать администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу произвести финансирование Семенковского территориального управления администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области для ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером № вблизи <адрес> Вологодского муниципального округа Вологодской области.
Протокольным определением Вологодского районного суда Вологодской области от 04.07.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Семенковское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области.
Представитель истца Вологодской транспортной прокуратуры Верещак Д.О. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области Батов А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Семенковского территориального управления администрации Вологодского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц АО «Вологодское авиационное предприятие», Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, извещены.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как видно из материалов дела в ходе проведенной Вологодской транспортной прокуратурой проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № (участок находится примерно в 1200 м по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Вологодская область, Вологодский муниципальный округ, <адрес>) площадью 8700 кв.м. обнаружена несанкционированная свалка. Вышеуказанный земельный участок находится в границах шестой подзоны ПАТ аэродрома Вологда.
В соответствии с заключением государственного инженера Северного межрегионального управления Росприроднадзора 02.06.2023 осуществлен осмотр территории Вологодского муниципального округа Вологодской области вблизи <адрес>, в ходе осмотра указанной территории на земельном участке с кадастровым номером № обнаружена несанкционированная свалка отходов, состоящая преимущественно из досок и веток, кроме того, в ходе осмотра зафиксировано захламление территории вблизи разрушенного кирпичного здания (координаты участка <данные изъяты>) твердыми бытовыми отходами (строительные отходы, полиэтиленовые пакеты, покрышки, рамки со стеклами), отходы лежат навалом отдельными кучками на поверхности земли. Несанкционированная свалка отходов, а также захламление территории отходами создают угрозу причинения вреда окружающей среде.
16.06.2023 Вологодской транспортной прокуратурой в адрес главы администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В ответе на представление от 16.06.2023 заместителем главы администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области указано, что по результатам рассмотрения представления, доводы прокуратуры считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, вместе с тем, собственник размещенных отходов не установлен, информации о лицах, виновных в нарушении законодательства при обращении с отходами вблизи закрытого полигона ТБО в администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области не поступало.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8700 кв.м., категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для полигона твердых бытовых отходов, дата постановки на кадастровый учет 12.05.2005, правообладателем является Вологодский муниципальный округ Вологодской области.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно частям 2,3 статьи 47 ВК РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэордромной территории выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта от 12.01.2024 № 8-П установлена приаэродромная территория аэродрома Вологда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Подпунктом «е» пункта 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт «д» пункта 3 Правил).
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом о местном самоуправлении и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В силу части 3 статьи 41 Закона о местном самоуправлении основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Решением Представительного Собрания Вологодского муниципального округа от 25.10.2022 № «О создании Семенковского территориального управления администрации Вологодского муниципального округа» (далее –Решение от 25.10.2022 №) создан территориальный орган администрации Вологодского муниципального округа – Семенковское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа (далее – Территориальное управление) в форме муниципального казенного учреждения, наделенного правами юридического лица и утверждено Положение о Семенковском территориальном управлении администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области (далее – Положение).
Согласно пункту 3 Решения от 25.10.2022 № Семенковское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области приступило к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования Вологодский муниципальный округ Вологодской области с 01 января 2023 года.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения Семенковское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области является постоянно действующим территориальным органом администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области, осуществляющим на территории Вологодского муниципального округа в границах Прилукского, Семенковского сельсоветов часть полномочий администрации Вологодского муниципального округа в соответствии с настоящим Положением, решениями Представительного Собрания Вологодского муниципального округа, постановлениями и распоряжениями главы Вологодского муниципального округа, постановлениями и распоряжениями администрации Вологодского муниципального округа.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.1 раздела II Положения к полномочиям Территориального управления отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в границах соответствующей территории, включая: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (включая подъезды к ним), за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; участие в определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и участие в ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на соответствующей территории.
В силу подпункта 14 пункта 2.1 Положения к полномочиям Территориального управления также отнесена организация благоустройства в границах соответствующей территории в соответствии с правилами благоустройства территории Вологодского муниципального округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, а также организация и осуществление использования, охраны, защиты, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах соответствующей территории.
Собственником земельного участка с кадастровым номером № (участок находится примерно в 1200 м по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Вологодская область, Вологодский муниципальный округ, <адрес>) площадью 8700 кв.м. является Вологодский муниципальный округ.
Законодательно запрещено размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15км от контрольной точки аэродрома.
Абз.8 ст.42 ЗК РФ установлена обязанность для собственников земельных участков не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Учитывая ненадлежащее осуществление администрацией Вологодского муниципального округа контроля по решению вопросов местного значения в области благоустройства территории Семенковского территориального управления, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая размер необходимых затрат, период осенне-зимнего сезона, суд полагает необходимым увеличить срок исполнения решения суда ответчиками, представив срок для исполнения возложенных обязанностей 8 месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования транспортного прокурора Вологодской транспортной прокуратуры удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области обязанность в течении 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование Семенковского территориальное управления администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области для ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером № вблизи <адрес> Вологодского муниципального округа Вологодской области.
Возложить на Семенковское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области обязанность в течении 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером № вблизи <адрес> Вологодского муниципального округа Вологодской области.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись). Копия верна.
Судья А.А. Скороходова
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2024