ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2018 г. по делу № 33-18861/2018
Судья: Гареева А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Якуповой Н.Н.
судей Коргун Н.В., Минеевой В.В.
при секретаре Салимгареевой Л.З.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова Р.Р. на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований Иванова Руслана Рашитовича к администрации муниципального район Нуримановский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Красноключевский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма отказано.
Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Иванов Р.Р. обратился с иском к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Красноключевский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что Иванов Р.Р. являлся собственником жилого помещения-адрес жилом адрес, с. ФИО2, ФИО3 адрес Республики Башкортостан. В доказательство указанного представил выписку из ЕГРН.
В результате перенумерования указанному жилому помещению был присвоен адрес: адрес. В результате пожара, произошедшего 22 августа 2013 года жилой адрес, в том числе квартира истца, а также жилые дома по адресам: адрес, были полностью уничтожены.
Об указанном обстоятельстве истцу стало известно в ноябре 2015 года. В 2017 году истец обращался в администрацию сельского поселения Красноключевский сельсовет Нуримановского района Республики Башкортостан и в администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет как погорельца и нуждающегося в жилье. Однако по результатам переписки с ответчиками жилое помещение Иванову P.P. предоставлено не было. Возведение домов после пожара по адресам: с. ФИО2, адрес, осуществлялось за счет средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан. Распоряжением №1420-р от 15 ноября 2013 года за подписью первого заместителя премьер- министра Марданова Р.Х., из бюджета республики выделено 6 900 000 рублей для строительства жилых домов гражданам, пострадавшим в результате пожара. Иванов P.P. в списки граждан, пострадавших в результате пожара включен не был.
На основании изложенного, истец просил признать решение межведомственной жилищно - бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, протокол № 9 от 22 июля 2014 года, постановление об утверждении решения межведомственной комиссии при администрации муниципального района № 1683 от 22 июля 2014 года незаконными в части не включения в решение Иванова P.P. при распределении жилых помещений между погорельцами и не выделения Иванову P.P. жилой площади равнозначной утраченной, и обязать предоставить на праве собственности жилое помещение общей полезной площадью не менее 25,9 кв.м., жилой площадью не менее 19,7 кв.м.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Рахматуллин Р.Н., представил уточнение исковых требований Иванова P.P., указал, что последний ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года № 376-О-П, просит обязать администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее 25,9 кв.м., жилой площадью не менее 19,7 кв.м. по договору социального найма. От остальной части исковых требований отказывается.
Определением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата производство по требованиям истца о признании решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район РБ, протокола № 9 от 22 июля 2014 года, постановления об утверждении решения межведомственной комиссии при администрации муниципального района №... от дата незаконными в части не включения в решение Иванова P.P. при распределении жилых помещений, между погорельцами, и не выделения Иванову P.P. жилой площади равнозначной утраченной, и обязании предоставить на праве собственности жилого помещения, прекращено.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, Иванов Р.Р. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что в действиях администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан имеются нарушения при формировании списка погорельцев, так как Иванов P.P. не был включен в список погорельцев, подлежащих обеспечению жильем и, соответственно, решение органа местного самоуправления при распределении жилых помещений и выделении жилой площади без учета истца - незаконно.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Иванова Р.Р. – Рахматуллина Р.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан Михайлова Г.Е., представителя администрации сельского поселения Красноключевский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан Булатова А.А., представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Хазиеву Э.М., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из содержания абзацев 5,6,7,9 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года № 376-О-П, в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, жилые помещения которых принадлежали им ранее на праве собственности и утрачены в результате пожара, допускается лишь в случае, если указанные граждане признаны малоимущими. Конституционный суд РФ указал, что такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.
При этом, согласно абз. 10 п. 2 того же Определения, решение о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
Учитывая изложенное, а также, что право гражданина, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ возникает с момента утраты им жилого помещения, суд находит необходимым установить являлся ли истец и члены его семьи по состоянию на 22 августа 2013 года малоимущими, признавались ли таковыми в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Признание граждан малоимущими осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года №250-З «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» (далее Закон Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года № 250-з).
Согласно ст. 4 указанного закона, решением Совета муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан от 16 февраля 2012 года № 679 утверждено «Положение о порядке признания жителей муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее по тексту Положение о порядке признания малоимущими).
Вышеприведенными нормативными актами установлены требования и критерии, при наличии которых граждане признаются малоимущими.
При этом по смыслу ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года и Раздела III Положения о порядке признания малоимущими, на гражданина возложена обязанность по предоставлению не только заявления, но и перечня документов, на основе которых проводится анализ соответствия установленным требованиям и критериям и принимается решение о признания гражданина малоимущим либо об отказе в признании таковым.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванов Р.Р. являлся собственником жилого помещения-квартиры, расположенной по адресу: РБ, Нуримановский район, с. ФИО2, адрес, с. ФИО2, адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 19).
Согласно справке Нуримановского территориального участка ГУП БТИ РБ за исх. №... от дата квартира, расположенная по адресу: РБ, Нуримановский район, с. ФИО2, адрес, с. ФИО2, адрес,уничтожена в результате пожара в 2013 года (л.д. 29).
Распоряжением № 1420-р от 15 ноября 2013 года из бюджета республики выделено 6 900 000 рублей для строительства жилых домов гражданам, пострадавшим в результате пожара (л.д. 31).
Как следует из материалов дела, до обращения в суд, между истцом Ивановым P.P. и ответчиками велась переписка.
дата за входящим №... в администрацию сельского поселения Красноключевский сельсовет от Иванова P.P. поступило заявление о постановке в очередь для погорельцев и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Заявление переадресовано в администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан по подведомственности (письмо исх. № от дата за №...) (л.д. 126-127).
В ответе на заявление истца Иванова P.P. администрацией муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан указано, что для постановки на учет для целей предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание семьи гражданина малоимущей (письмо исх. № 2854 от 11 сентября 2017 года). В письме (исх. №... от дата) истцу сообщен перечень документов, которые он обязан предоставить (л.д. 123).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Иванову Р.Р., суд исходил из того, что вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом необходимых документов для признания его и его семьи малоимущими в адрес ответчиков не представлено.
Кроме того, согласно пояснениям представителя истца, Иванов P.P. и члены его семьи с заявлением о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма к ответчикам администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Красноключевский сельсовет Нуримановский район Республики Башкортостан никогда не обращались, решение по данному вопросу уполномоченным органом не принималось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ни истец Иванов P.P., ни его семья, малоимущими в установленном порядке не признаны, таковыми не являются.
При этом обязанность по предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, в том числе в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, возникает у органа местного самоуправления лишь в случае присвоения гражданину статуса малоимущего.
Статьей 10 Конституции РФ установлен принцип разделения властей, а признание гражданина малоимущим для целей предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма отнесено законодательством к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судом верно указано на то, что он не вправе подменять собой органы местного самоуправления в полномочия которых входит рассмотрение предоставляемых документов, дача им оценки на предмет соответствия их требованиям законодательства, принятие решения о признании гражданина малоимущим и о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что истец, обращаясь в суд с указанным требованием, фактически действовал в обход установленного законом порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма, что согласно ст.ст. 1,10 Гражданского кодекса РФ недопустимо.
Судебная коллегия считает выводы суда законными, основанными на правильном применении ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года, положения которых, связывают право граждан на предоставление им жилого помещения по договору социального найма и возникновение указанной обязанности у конкретного органа местного самоуправления, с местом жительства граждан.
Как следует из ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из смысла положений Закона РФ от 25 июня 1993 года и 713, следует, что определить место жительства гражданина, то есть место его постоянного или преимущественного проживания, в том числе для целей постановки его на учет, представляется возможным лишь исходя из данных о его регистрации по месту жительства.
При этом, с учетом позиции указанной в Определении Конституционного суда РФ от 05 октября 2000 года № 199-0, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
Учитывая требования закона, доводы истца и возражения ответчиков, а также показания свидетелей, согласно которым подтвержден факт того, что в квартире, принадлежащей Иванову P.P., расположенной по адресу: РБ, адрес, с. ФИО2, адрес никто не проживал, суд пришел к правильному выводу, что существенным и юридически значимым обстоятельством для суда является определение фактического, постоянного, места жительства истца и его семьи по состоянию на 22 августа 2013 года.
Судом установлено и подтверждено представителем истца, что члены семьи Иванова Р.Р. никогда в с. Красный ключ Нуримановского района Республики Башкортостан не проживали, их местом жительства является г. Уфа.
С учетом того, что квартира по адресу: РБ, Нуримановский район, с. ФИО2 Горка, адрес, ранее адрес, переименованная на адрес далее указанному адресу был присвоен адрес адрес, не являлась местом жительства истца и его семьи по состоянию на 22 августа 2013 года, и в силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ судом также верно указано, что у Иванова P.P. отсутствует право на обращение к ответчикам с требованием о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма по заявленным им основаниям.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и его оценкой исследованных доказательств. При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в действиях администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан имеются нарушения при формировании списка погорельцев, так как ФИО1 P.P. не был включен в список погорельцев, подлежащих обеспечению жильем и, соответственно, решение органа местного самоуправления при распределении жилых помещений и выделении жилой площади без учета истца – незаконно, судебная коллегия не может принять во внимание, по следующим основаниям.
Утверждения истца о том, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан №1420-р от 15 ноября 2013 года предусматривалось выделение бюджетных средств в размере 6 900 000 рублей для обеспечения жильем всех граждан, пострадавших в результате пожара, а не только тех граждан, которые проживали в указанных домах на момент пожара, является ошибочным.
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан №1420-р от 15 ноября 2013 года администрации муниципального района Нуримановский район из бюджета Республики Башкортостан выделено 6 900 000 рублей для строительства жилых домов гражданам, пострадавшим в результате пожара, произошедшего 22 августа 2013 года.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан №480 от 03 декабря 2013 года, выделенные бюджетные средства переданы сельскому поселению Красноключевский сельсовет.
Путем проведения торгов построены жилые дома для погорельцев с.Красный Ключ Нуримановского района.
Как установлено судом, выделение бюджетных средств было предусмотрено для строительства жилья погорельцам, которые были зарегистрированы по месту жительства в уничтоженном в результате пожара жилье. В обращении администрации муниципального района о выделении денежных средств на строительство жилья для погорельцев речь шла о 15-ти зарегистрированных, 10 из которых фактически проживающие.
Также не соответствуют действительности доводы истца о том, что на администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан Правительством Республики Башкортостан возложены задачи по строительству жилья непосредственно для граждан пострадавших в результате пожара без указаний о признании погорельцев малоимущими, либо нуждающимися.
Иванов P.P. на учете в качестве нуждающегося в жилье, предоставляемом по договору социального найма, не состоял. О признании в установленном законом порядке его семьи малоимущей в органы местного самоуправления с необходимым пакетом документов не обращался.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ обязанность предоставления гражданину жилого помещения возникает у органа местного самоуправления только в случае признания гражданина малоимущим.
Выделение денежных средств не носило адресного характера. Жилые помещения по договору социального найма были предоставлены тем гражданам, которые, как уже было сказано, были зарегистрированы в сгоревших жилых домах на момент пожара. Судом установлено, истец по вышеуказанному адресу не проживал и зарегистрирован не был. В качестве получателя денежных средств Иванов P.P. не значился.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования в суде первой инстанции. Истцом не представлено доказательств нарушения его прав ответчиком, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Иванова Р.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н.Якупова
Судьи Н.В.Коргун
В.В.Минеева