УИД 11RS0017-01-2019-000892-78 Дело №2а-396/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Визинга Республики Коми 11 декабря 2019 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре судебного заседания Касевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой Светланы Александровны к администрации муниципального района «Сысольский» о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Попова С.А. обратилась к администрации муниципального района «Сысольский» о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указывая, что 01.08. 2019 административный истец обратилась в администрацию МР «Сысольский» с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка №, принадлежащего ей на праве собственности. 13.08.2019 за № 4 администрация МР «Сысольский» вынесла уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилого дома на земельном участке, поскольку в соответствии с правилами землепользования и застройки сельского поселения «Визинга» от 28 апреля 2014 года № III-25/2, участок расположен в зоне «СХ»- зона сельскохозяйственного использования».Считает вышеуказанное уведомление незаконным, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации права данный земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, находится на землях населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Также довод административного ответчика о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки СП «Визинга», утвержденных Решением Совета сельского поселения «Визинга» от 28 апреля 2014 года № III-25/2, в разделе «Ж-1- зона жилой застройки усадебного типа» установлена минимальная ширина земельного участка 20 м (предельные параметры разрешенного строительства) также несостоятелен, так как Решением Совета сельского поселения «Визинга» от 18 февраля 2016 года № III-44/1 внесены изменения и дополнения в вышеназванное Решение, согласно которого в части II «Градостроительные регламенты»: в статье 24.2 «Градостроительные регламенты территориальных зон» в разделе «Ж-1- зона жилой застройки усадебного типа» минимальная ширина земельного участка исключена. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 800 кв. м.+/- 10 кв.м. Таким образом, доводы административного ответчика не основаны на нормах права, тем самым ущемляется её право на строительство индивидуального жилого дома на участке, находящемся в её собственности, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства. С учетом уточненных требований просит: признать отказ администрации муниципального района «Сысольский» от 13 августа 2019 года № 4 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого на земельном участке по адресу : <адрес>, кадастровый №, оформленный в виде уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилого дома на данном участке незаконным и необоснованным. Возложить на администрацию муниципального района «Сысольский» обязанность по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке Поповой С.А. по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (Сысольский отдел ).
Определением Сысольского районного суда от 20.11.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения «Визинга».
В судебном заседании административный истец Попова С.А. поддержала исковые требования, и доводы представителя Котик А.М., ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного истца Котик А.М., поддержал доводы административного иска, дополнительно показал, что истец приобрела право на спорный земельный участок на основании договора дарения матери. Даритель безвозмездно передал в собственность своей дочери жилой дом, расположенный в <адрес> земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1057 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый №, а также земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 798 кв.м., адрес объекта: с.Визинга в 50 метрах по направлению на юг от ориентира жилой дом: <адрес>, кадастровый №. В ПНВ дарителя указан вид разрешенного использования для личного подсобного хозяйства, данный документ юридически никто не оспорил. Истцом проведено межевание, земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. В правилах землепользования и застройки СП «Визинга» указано, что на землях для личного подсобного хозяйства можно производить застройку дома для индивидуального личного строительства. Площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 800 кв.м., что не противоречит правилам землепользования. Разрешенный вид использования для ведения личного подсобного хозяйства дает право истцу для строительства жилого дома. Поэтому истец обратился к АМР «Сысольский». В силу п. 2 ст.260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и установленном порядке. При этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается. При этом пользование земельным участком осуществляется в пределах определяемых целевым назначением. Целевое назначение для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе строительства дома. Нет ограничений, в том числе в планах застройки земельного участка с.Визинга, в том числе в генеральном плане с.Визинга. Согласно ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурные, бытовые здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории и разрешенным использованием. Обязательным условием застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением, либо разрешенным использованием. Правила землепользования и застройки с.Визинга, утвержденные решение Совета сельского поселения «Визинга» от 28.04.2014, являются муниципальным нормативно- правовым актом. Целью разработки которой, как указано, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладатели земельных участков объектов капитального строительства, обеспечение равенства участников градостроительных отношений, необходимость учета градостроительных регламентов фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Согласно ч.8 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Вид разрешенного использования, который не соответствует градостроительному регламенту может использоваться без установления сроков приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, что не установлено в ходе судебного заседания. Градостроительный кодекс регламентирует разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Поэтому считает доводы административного ответчика незаконным и необоснованными, просит удовлетворить административный иск Поповой С.А. в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МР «Сысольский» Алиева Д. А. к. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам письменных возражений. В письменных возражениях указала, что по результатам рассмотрения уведомления истца о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства, в ходе проверки соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилам землепользования и застройки, документацией по планированию территории, было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Поповой С.А. на праве собственности, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки СП «Визинга» в редакции Решения Совета СП «Визинга» от 14.12.2018 № IV - 25/6, расположен в зоне СХ –зона сельскохозяйственного использования, разрешенные виды использования которой в соответствии с правилами землепользования предусматривают размещение только объектов сельскохозяйственного назначения и не предусматривают под собой размещение объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома. На указанном основании, в ответ на уведомление Поповой С.А. от 13.08.2019, администрацией МР «Сысольский» было подготовлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Дополнительно в уведомлении указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства указана информация о том, что для территории зоны Ж 1 –зона жилой застройки усадебного типа правилами землепользования СП «Визинга» установлены предельные параметры разрешенного строительства в части установления минимальной ширины земельного участка равной 20 метрам, так как в результате рассмотрения уведомления Поповой С.А. было установлено, что минимальная ширина земельного участка Поповой С.А. в соответствии с данными единого государственного реестра недвижимости составляет 15,69 метров, что в свою очередь может являться препятствием к размещению объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, в случае изменения территориальной зоны в порядке, предусмотренном правилами землепользования СП «Визинга». Решение Совета СП «Визинга» от 30.12.2016 №4-5/1 «О внесении изменений и дополнений в ПЗЗ СП «Визинга» Сысольского района РК, утвержденное решением Совета СП «Визинга» от 28.04.2014 №3-25/2. изменено в части минимальной ширины земельного участка, установлено 20 м. Информация в уведомлении в части допустимой ширины земельного участка имела информативный характер, так как 06.02.2019 истец обращалась с заявлением в администрацию СП «Визинга» с заявлением о переводе зоны СХ в зону Ж-1, отклонении предельных параметров разрешенного строительства в части минимальной ширины земельного участка 15 метров. Комиссией был принят отказ в переводке зоны СХ в зону Ж-1, в связи с тем, что Поповой С.А. не было представлено доводов, а земли СХ назначения имеют высокую продуктивность и являются наиболее ценной категорией земельного фонда. Данный отказ истцом не оспорен. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (Сысольский) уведомленное надлежащим образом в судебное заседание своего представителя не направило, мнения по заявленным требованиям не высказало.
Заинтересованное лицо администрация сельского поселения «Визинга» уведомлено о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
Допрошенный в процессе рассмотрения гражданского дела в качестве свидетеля Попов А.Г. показал, что является главным архитектором АМР «Сысольский». Истцу Поповой С.А. известно о недопустимости строения жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения, так как ранее она обращалась в феврале 2019 в сельское поселение «Визинга» с заявлением об изменении разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ любое лицо, являющееся собственником земельного участка вправе обратиться в органы местного самоуправления для того, чтобы получить уведомление о планируемом строительстве на земельном участке, т.е. реализовать свою конституционную возможность построить на своем земельном участке, но в случаях, если эта возможность предусмотрена законодательством. В соответствии со ст.51.1 Градостроительного Кодекса РФ, заинтересованное лицо обращается в администрацию сельского поселения с соответствующим уведомлением о планируемом строительстве. По результатам рассмотрения заявления органом местного самоуправления подготавливается уведомление о соответствии планируемого строительства объекта или уведомления о невозможности размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Получив заявление заинтересованного лица, орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом. Если право собственности на земельный участок с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства зарегистрировано, то факт нахождения земельного участка в собственности истца Поповой С.А. не свидетельствует о том, что на земельном участке можно строить жилой дом. Согласно статьи 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения и прочие. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков различных видов зон. Для развития, эффективного использования территорий сельского поселения «Визинга» администрациями соответствующий сельских поселений разрабатывается строительная документация, в состав которой входит Генеральный план сельского поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения. Генплан- это планируемое использование территорий, т.е. в нем учтены существующие объекты, а также объекты, которые планируется строить, мероприятия по эффективному развитию территорий. Существует также графическая часть Генерального плана -карта функционального зонирования территории с.Визинга. Карта подготовлена специальным проектировщиком, в установленном порядке. Генеральный план застройки сельского поседения «Визинга» и карта функционального зонирования территории с. Визинга утверждены в 2014 году. Орган местного самоуправления совместно с проектировочной организацией разработали функциональные зоны, на которые делится сельское поселение. Прошли публичные слушания. В установленном порядке прошло согласование и утверждение. Земли сельхозназначения могут быть, как в границах населенного пункта, так и за границей населенного пункта.. Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером №, в том числе на момент разработки правил землепользования и застройки генерального плана, это производство сельхозпродукции, поэтому земельный участок нанесен на карту, как территориальная зона для сельхозиспользования. В правилах землепользования и застройки сельского поселения «Визинга» имеются сведения об основных видах использования- это пашни, огороды, земли, занятые многолетними насаждениями объекты инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Вспомогательные виды- это внутрихозяйственные дороги, площадки хозяйственные, хозяйственные постройки (для хранения инструментов) и водоемы. И условно- разрешенные виды- это те виды, которыми можно воспользоваться, получив специальное разрешение от администрации сельского поселения- это животноводство, за исключением сенокошения, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства, рыболовство, пчеловодство, крестьянско- фермерское хозяйство. В основных видах разрешенного использования, нет разрешенного использования для строительства индивидуального жилого дома. Строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № невозможно. Истец Попова А.С. обращалась к нему в рабочем порядке за личной консультацией, он лично разъяснил ей, что на земельном участке строительство дома невозможно, разъяснено и о том, что любое заинтересованное лицо может обратиться в администрацию сельского поселения с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в части изменить территориальную зону, т.е. зону СХ на зону Ж-1.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц, уведомленных о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав и проанализировав материалы дела, выслушав объяснения сторон, свидетеля суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из ЕГРН Поповой С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 800+/-10кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства. Ограничение прав не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию МР «Сысольский» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
Уведомлением администрации МР «Сысольский» от13.08.2019 исх. № 4 Попова С.А. уведомлена о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку в соответствии с правилами землепользования и застройки сельского поселения «Визинга» Сысольского района Республики Коми, утвержденные Решением Совета сельского поселения «Визинга» от 28 апреля 2014 г. № III-25/2, земельный участок расположен в зоне «СХ - зона сельскохозяйственного использования». Зона сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используют в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов. В соответствии со ст. 24.2 Градостроительные регламенты территориальных зон, в разделе «Ж-1- зона жилой застройки усадебного типа» установлена минимальная ширина земельного участка 20 м (предельные параметры разрешенного строительства).
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в согласовании схемы планировочной организации земельного участка, с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, предусмотренные в пунктах 1 - 9 этой же части указанной статьи.
В частности, уведомление должно содержать сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (пункт 6 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предусмотренное в Форме уведомления Минстроем России при реализации его полномочий в установленной сфере деятельности схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по своему правовому содержанию взаимосвязано с пунктом 3 Формы уведомления "Сведения об объекте капитального строительства" и относится к числу сведений о планируемых параметрах (об отступах от границ земельного участка, о площади застройки).
Формой уведомления не установлены специальные требования к названному схематичному изображению, исходя из этого, учитывая уведомительный характер деятельности по индивидуальному жилищному строительству, оно выполняется застройщиком произвольно и, по сути, должно представлять собой упрощенно-обобщенный вид (основные, главные черты) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на конкретном земельном участке.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр (далее - Приказ) утверждена форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которая приведена в приложении N 1 (далее - Форма уведомления). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2018 г., регистрационный номер 52269, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 сентября 2018 года.
Форма уведомления предусматривает указание в ней сведений о застройщике, о земельном участке, об объекте капитального строительства (пункты 1 - 3), а также схематичного изображения планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.
Попова С.А. обратилась в администрацию МР «Сысольский» с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома.
На основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ), административный истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ, целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно ч.6 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.
Согласно ст. 40 Земельного кодексаРоссийской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как определение территориальных зон и установление градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства в силу статьи 37 Градостроительного кодекса, может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования.
Суд считает установленным, что истец на праве собственности владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, который согласно выписке из ЕГРН находится на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно правилам землепользования и застройки территории муниципального образования сельского поселения «Визинга», утвержденных решением Совета сельского поселения «Визинга» от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, муниципальный район «Сысольский», сельское поселение «Визинга», <адрес> находится в территориальной зоне СХ (Зона сельскохозяйственного использования), разрешенные виды использования которой, в соответствии с ПЗЗ СП «Визинга» предусматривают размещение только объектов сельскохозяйственного назначения и не подразумевают под собой размещение объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В процессе рассмотрения административного дела судом была исследована карта функциональных зон сельского поселения «Визинга» являющаяся составной частью Генерального плана сельского поселения «Визинга» МО МР «Сысольский». Установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с картой функциональных зон сельского поседения «Визинга» Генерального плана сельского поселения «Визинга» МО МР «Сысольский», расположен в функциональной зоне –земли сельхозиспользования.
Также в процессе рассмотрения административного дела судом была исследована карта градостроительного зонирования территории с. Визинга правил землепользования и застройки с. Визинга, а также представленная ответчиком схема земельного участка с кадастровым номером № на вышеуказанной карте. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с картой градостроительного зонирования территорий с. Визинга правил землепользования сельского поселения «Визинга», расположен в территориальной зоне –зона сельхозиспользования.
Данная информация подтверждена и представленными в процессе рассмотрения дела администрацией сельского поселения «Визинга» сведениями, из которых следует, что согласно правил землепользования и застройки территории МО сельского поселения «Визинга», утвержденных решением Совета сельского поселения «Визинга» от 28.04.2014 № 3-25/2, земельный участок с кадастровым номером № находится в территориальной зоне СХ ( зона сельскохозяйственного использования).
Таким образом, суд считает установленным, что на момент обращения Поповой С.А. к ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства действовали правила землепользования и застройки территории МО сельского поселения «Визинга», утвержденные решением Совета сельского поселения «Визинга» от 28.04.2014 № 3-25/2 согласно которым территориальная зона СХ, в которой расположен земельный участок административного истца, предназначена для выращивания сельхозпродукции и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности.
Согласно выписки из ЕГРН, минимальная ширина земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Поповой С.А., в соответствии с данными единого государственного реестра недвижимости составляет 15,69 метров.
Решение Совета СП «Визинга» от 30.12.2016 №4-5/1 «О внесении изменений и дополнений в ПЗЗ СП «Визинга» Сысольского района РК, утвержденное решением Совета СП «Визинга» от 28.04.2014 №3-25/2. изменено в части минимальной ширины земельного участка, установлено 20 м.
Рассматривая правомерность направления истцу уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, суд отмечает следующее.
Основным мотивом для вынесения уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке явилось расположение земельного участка, принадлежащего истцу соответствии с Правилами землепользования и застройки СП «Визинга» в территориальной зоне «СХ - зона сельскохозяйственного использования».
Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ - в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ, с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Доводы административного истца Поповой С.А. и её представителя Котик А.М. о том, Попова С.А. вправе использовать принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № для возведения объектов капитального строительства, на том основании, что при первоначальном предоставлении земельного участка он имел разрешенный вид использования для личного подсобного хозяйства и может продолжать использоваться в дальнейшем без приведения в соответствие с требованиями градостроительных регламентов, судом отклоняются, поскольку в данном случае речь идет о строительстве нового объекта, а не о продолжении использования существующих строений. В силу прямого указания абзаца 4 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в таких случаях предусмотрено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Возможности использования земельного участка СХ для личного подсобного хозяйства может быть применимы только при получении административным истцом разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Между тем, данное разрешение истцу не предоставлялось, в то время как в силу статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования должно осуществляться в порядке, определенном данной статьей (при условии проведения публичных слушаний), с обязательным соблюдением требований технических регламентов.
Судом установлено, что 06.02.2019 истец обращалась с заявлением в администрацию СП «Визинга» с заявлением о переводе зоны СХ в зону Ж-1, отклонении предельных параметров разрешенного строительства в части минимальной ширины земельного участка 15 метров. Комиссией был принят отказ в переводке зоны СХ в зону Ж-1, в связи с тем, что Поповой С.А. не было представлено доводов, а земли СХ назначения имеют высокую продуктивность и являются наиболее ценной категорией земельного фонда.
Судом приняты во внимание и показания представителя ответчика о том, что Решение Совета СП «Визинга» от 30.12.2016 №4-5/1 «О внесении изменений и дополнений в ПЗЗ СП «Визинга» Сысольского района РК, утвержденное решением Совета СП «Визинга» от 28.04.2014 №3-25/2. изменено в части минимальной ширины земельного участка, установлено 20 м. Информация в оспариваемом уведомлении имела информативный характер для истца Поповой С.А, так как 06.02.2019 истец обращалась с заявлением в администрацию СП «Визинга» с заявлением о переводе зоны СХ в зону Ж-1, отклонении предельных параметров разрешенного строительства в части минимальной ширины земельного участка 15 метров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление (по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В суд с заявлением Попова С.А. обратилась 11.09.2019, при этом уведомление администрации МР «Сысольский» датировано 13.08.2019.
Исходя из изложенного судом установлено, что Попова С.А. обратилась в суд в установленный законом 3-х месячный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности судом не установлено не было.
Совокупность установленных судом обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что уведомление администрация МР «Сысольский» от 13.08.2019 за № 4 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, не нарушает права истца, является законным и обоснованным, у администрации МР «Сысольский» отсутствовала обязанность по выдаче истцу Поповой С.А. разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Исковые требования Поповой С.А. к администрации МР «Сысольский» не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь главами 15, 22 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Поповой Светланы Александровны к администрации муниципального района «Сысольский» :
признать отказ администрации муниципального района «Сысольский» от 13 августа 2019 года № 4 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого на земельном участке по адресу : <адрес>, кадастровый №, оформленный в виде уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилого дома на данном участке незаконным и необоснованным;
возложить на администрацию муниципального района «Сысольский» обязанность по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке Поповой С.А. по адресу : <адрес>, кадастровый № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья – подпись
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2019 года.
Судья- Г.Д. Фомина