БАЛАКЛАВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» сентября 2015 года г.Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя
в составе: председательствующего, судьи – Дыбец А.М.,
с участием секретаря судебного заседания – Лесиной Т.Ю.,
в присутствии:
прокурора – представителя ответчика Государственного бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова» – | помощника прокурора <адрес> города Севастополя Чудик Ю.С., Мещеряковой Л.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Балаклавского районного суда города Севастополя гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования города Севастополя, Государственному бюджетному специальному (коррекционному) общеобразовательному учреждению города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова», о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ прокурор обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением, в котором просит суд:
обязать Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова» восстановить целостность ограждения территории школы;
обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы по восстановлению целостности ограждения территории школы.
Иск обоснован тем, что в ходе прокурорской проверки были установлены факты нарушения федерального законодательства об образовании, о противодействии терроризму, выразившиеся в нарушении целостности ограждения по периметру земельного участка, на котором расположено Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова».
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Государственного бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова» в судебном заседании иск признала, отметила, что денежными средствами на осуществление работ по восстановлению целостности ограждения школа не располагает, финансирование на указанные цели в текущем году не предусмотрено.
Представитель ответчика Департамента образования города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.
Согласно чч. 3, 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными; суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика (школы), исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Р. Ф. приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии тероризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации N 2013 от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе контроля и управления доступом.
В целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ ДД.ММ.ГГГГ разработаны методические указания, в соответствии с которыми для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений необходимо наличие периметрального ограждения территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 189 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Пунктом п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что <адрес> города Севастополя проведена проверка соблюдения обеспечения антитеррористической и антикриминальной безопасности несовершеннолетних в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова», в ходе которой обнаружено отсутствие ограждения территории школы, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения.
По результатам проведенной проверки <адрес> города Севастополя вынесено предписание об устранений нарушений закона, в том числе, о восстановлении ограждения образовательного учреждения, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункта 13 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, кроме перечисленных в указанной статье, относится осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Вместе с тем в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно пунктам 3.9, 3.12, 3.15, 3.16 Раздела ІІІ «Полномочия Департамента» Положения о Департаменте образования города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ПП, Департамент: выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Севастополя, главного администратора доходов бюджета города Севастополя по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями; осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций; осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности, определенной законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Севастополя; выполняет иные предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Севастополя, иными правовыми актами города Севастополя полномочия в установленной сфере деятельности.
Таким образом, поскольку исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только общеобразовательных учреждений, но и исполнительного органа государственной власти города Севастополя – Департамента образования города Севастополя, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на ответчиков обязанности по оборудованию здания указанного образовательного учреждения периметральным ограждением (забором).
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1, 2, 5, 6, 11, 12, 67, 68, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск прокурора <адрес> города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования города Севастополя, Государственному бюджетному специальному (коррекционному) общеобразовательному учреждению города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова», о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова» восстановить целостность периметрального ограждения (забора) территории, на которой оно фактически расположено.
Обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы по восстановлению целостности периметрального ограждения (забора) территории Государственного бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения города Севастополя для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении «Общеобразовательная школа-интернат № VІІ вида имени Е.И. Петрова».
Решение суда первой инстанции в апелляционном порядке может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путём подачи апелляционной жалобы сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, или принесения апелляционного представления прокурором в течение месяца со следующего дня после принятия решения в окончательной форме.
Судья Дыбец А.М.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.