Докладчик Иванов П.Д. Апелляционное дело № 33а-859/2020
Судья Афанасьев Э.В.
УИД 21RS0016-01-2019-001867-60
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2020 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Иванова П.Д. и Орловой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Прокопьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Даниловой Инны Валерьевны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании решения незаконным, поступившее по апелляционной жалобе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2019 года,
установила:
Данилова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании решения незаконным. В обоснование требований указано, что Даниловой И.В. и членам ее семьи принадлежит жилой дом и земельный участок, находящихся по адресу: <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1155+/-11 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства принадлежит на праве собственности по договору купли-продажи незавершенного строительством жилого дома и земельного участка от 31 мая 2014 года. Постановлением администрации Кугесьского сельского поселения от 21 декабря 2016 года № 332 установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, отдельно стоящие индивидуальные жилые дома и дома коттеджного типа на одну семью, общей площадью 1155 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в территориальной зоне Ж-2 (усадебная застройка с земельными участками) согласно Правилам землепользования и застройки Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, соответствует виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540. Постановлением администрации Кугесьского сельского поселения от 29 декабря 2016 года № 350 по заявлению ФИО1 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории Кугесьского сельского поселения, образованного путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1775 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1 и земель, находящихся в ведении администрации Кугесьского сельского поселения (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Зона по правилам землепользования и застройки Кугесьского сельского поселения - Ж-2 (усадебная застройка с земельными участками). 24 марта 2017 года подготовлен межевой план, в соответствии с которым проведены кадастровые работы по образованию земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровым номером № и земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, которому, согласно выписки из ЕГРН, присвоен новый кадастровый номер - №, общая площадь 1775 +/- 15 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: <адрес>. 25 октября 2018 года Данилова И.В. обратилась в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Письмом от 20 июня 2019 года администрация Чебоксарского района Чувашской Республики отказала в удовлетворении заявления Даниловой И.В. с указанием причины отказа: часть испрашиваемого земельного участка (со стороны улицы) попадает в охранную зону ЛЭП, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и является незакрытым для общего доступа земельным участком, на котором граждане свободно без каких-либо разрешений находятся, беспрепятственно пользуются. Другая часть испрашиваемого земельного участка (со стороны огородов) относится к территории общего пользования. Указывая, что ввиду того, что границы испрашиваемого земельного участка частично накладываются на земли общего пользования, которые не подлежат приватизации, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики сообщила, что принять решение о заключении соглашения о перераспределении земельных участков не представляется возможным. Полагая данный отказ незаконным, не соответствующим требованиям Земельного кодекса, ссылаясь на положения ст. 11.2, 11.7, 39.28 ЗК РФ, административный истец Данилова И.В. просила признать незаконным отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в удовлетворении заявления Даниловой И.В. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2019 года административное исковое заявление Даниловой И.В. удовлетворено, отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в удовлетворении заявления Даниловой И.В. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, признан незаконным, не соответствующим положениям ст. 39.29 ЗК РФ и нарушающим права, свободы и законные интересы Даниловой И.В.; на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики возложена обязанность заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, а также обязанность сообщить Даниловой И.В. и суду об исполнении решения в течение месяца со дня вступления его в законную силу. Также с администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в пользу Даниловой И.В. взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.
На данное решение административным ответчиком администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении требований Даниловой И.В. В обоснование апелляционной жалобы указано, что административный ответчик не согласен с выводом суда о том, что из площади истребуемого перераспределением земельного участка невозможно сформировать самостоятельный земельный участок из-за отсутствия доступа к нему в связи с наличием посадки орешника вокруг него, поскольку суд, фактически подменив орган местного самоуправления в решении вопроса об образовании самостоятельного земельного участка, не учел, что согласно Правилам землепользования и застройки Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики возможно образовать самостоятельный земельный участок, так как минимальный размер для образования земельного участка с видом разрешенного использования «огородничество» составляет 200 кв.м., и в данном случае наличие посадки орешника не мешает обеспечению доступа к земельному участку, не является устранимым препятствием для его образования. Суд, придя к выводу о том, что истец имеет право увеличить свой земельный участок путем перераспределения без торгов, не учел главный принцип земельного законодательства о том, что земельные участки должны приобретаться гражданами и юридическими лицами путем соблюдения конкурентной процедуры, а именно, аукциона (при приобретении участка в собственность). Заключение соглашения о перераспределении земельных участков будет являться незаконным, поскольку повлечет за собой их отчуждение по заниженной стоимости при наличии оснований для формирования земельных участков и их предоставления на торгах, в том числе повлечет существенное нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования Чебоксарский район. Кроме того, административным ответчиком в ходе судебного заседания была представлена разработанная кадастровым инженером схема, из которой видно, что в случае утверждения схемы перераспределения земельного участка, над земельным участком в перераспределенном виде будет проходить линия ЛЭП, у которой имеется охранная зона. При разрешении настоящего спора суду необходимо было также учесть, что согласно материалам дела испрашиваемый путем перераспределения земельный участок частично расположен в границах красных линий и, учитывая нахождение части спорного земельного участка в границах красных линий, территории общего пользовании, администрация была не в праве осуществить распоряжение данным земельным участком путем его перераспределения в собственность, поскольку это повлекло бы нарушение ограничений в приватизации земельного участка, установленных действующим законодательством и документами территориального планирования. Также суд не учел тот факт, что административный истец является собственником только 1/3 доли земельного участка, при этом административное исковое заявление не подписано другими собственниками земельного участка, иск подан только одним собственником - административным истцом Даниловой И.В., в административном исковом заявлении указан только один истец, то есть волеизъявление двух других собственников земельного участка не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Иванова О.В. просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Административный истец Данилова И.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители заинтересованных лиц администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике», Управления Росреестра по Чувашской Республике, ООО «КУ «Комфорт», заинтересованные лица Данилова А.А., Данилова В.Т., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных ст. 150 КАС РФ, не имеется.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административный истец Данилова И.В. совместно с ФИО1., Даниловой В.Т. 25 октября 2018 года обратились в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о заключении соглашения о перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1775 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом от 20 июня 2019 года администрация Чебоксарского района Чувашской Республики отказала в удовлетворении указанного заявления Даниловой И.В., ФИО1 и Даниловой В.Т. В обоснование отказа указано, что часть испрашиваемого земельного участка (со стороны улицы) попадает в охранную зону ЛЭП, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и является незакрытым для общего доступа земельным участком, на котором граждане свободно, без каких-либо разрешений находятся, беспрепятственно пользуются. Предоставление в собственность земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, воспрепятствует реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное использование такой территории, возможность единоличного использования земельного участка собственником противоречит правовому режиму территории общего пользования. В отношении другой части испрашиваемого земельного участка со стороны огорода было выявлено, что границы участка попадают на земли, занятые деревьями (посадка). В правилах землепользования и застройки Кугесьского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Кугесьского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Кугесьского селского поселения от 15 декабря 2016 года № 17-05, данная территория изображена светло-зеленым цветом и относится к территории общего пользования. ЗК РФ запрещает приватизировать земли общего пользования. Образование земельного участка с кадастровым номером № было осуществлено на основании постановления администрации Кугесьского сельского поселения от 21 декабря 2016 года № 350 без учета требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, который не допускает образование земельных участков, приводящее к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Ввиду того, что границы испрашиваемого земельного участка частично накладываются на земли общего пользования, которые не подлежат приватизации, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики отказалась принять решение о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Удовлетворяя административные исковые требования Даниловой И.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком были нарушены права и интересы Даниловой И.В. в связи с необоснованным отказом в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, исходя при этом из следующего.
Порядок образования и предоставления земельных участков определен Земельным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен ст. 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ).
При этом в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Таким образом, положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что административному истцу Даниловой И.В., заинтересованному лицу Даниловой В.Т. и ФИО1., умершему ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/3 доле в праве) земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1155+/-11 кв.м., и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>. После смерти ФИО1 наследником, принявшим наследство, является дочь Данилова А.А., что подтверждается ответом нотариуса Чебоксарского районного нотариального округа Чувашской Республики ФИО1
Постановлением администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № 332 от 21 декабря 2016 года установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, отдельно стоящие индивидуальные жилые дома и дома коттеджного типа на одну семью, общей площадью 1155 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в территориальной зоне Ж-2 (усадебная застройка с земельными участками) согласно Правилам землепользования и застройки Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, соответствует виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.
Постановлением администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № 350 от 29 декабря 2016 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории Кугесьского сельского поселения, образованного путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1775 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1., и земель, находящихся в ведении администрации Кугесьского сельского поселения (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Зона по правилам землепользования и застройки Кугесьского сельского поселения - Ж-2 (усадебная застройка с земельными участками). Также постановлено обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
24 марта 2017 года по заказу ФИО1 кадастровым инженером ФИО2 был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка площадью 1775 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Управлением Росреестра по Чувашской Республике 29 марта 2017 года была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1775 кв.м., образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 29 декабря 2016 года, с присвоением ему кадастрового номера №.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, учтен в ЕГРН со следующими характеристиками: площадь 1775+/-15 кв.м., категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение границ указанного земельного участка определено, в ЕГРН имеются сведения о координатах характерных точек его границ, сведения о зарегистрированных правах (обременения прав) на земельный участок в ЕГРН отсутствуют.
Таким образом, административному истцу уполномоченным органом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кугесьского сельского поселения, образованного путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1775 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, и земель, находящихся в ведении администрации Кугесьского сельского поселения (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Вновь образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29 марта 2017 года с присвоением номера №, расположен в территориальной зоне «Ж-2» (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
С 1 января 2017 года в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Пунктом 3 ст. 2 указанного Федерального закона пункт 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» изложен в следующей редакции: «Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.»
Поэтому административный истец и другие сособственники земельного участка обратились 25 октября 2018 года в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о заключении соглашения о перераспределения земельного участка с кадастровым номером №.
Как усматривается из материалов дела, основания, приведенные в обжалуемом отказе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, а именно то, что границы испрашиваемого земельного участка частично накладываются на земли общего пользования, которые не подлежат приватизации, не подпадают под действие п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ с учетом того, что ранее уполномоченный орган в лице администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории без замечаний, и это решение не было обжаловано.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. В связи с чем приведенные административным ответчиком как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, доводы о наличии иных оснований для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков, не могут быть приняты во внимание при проверке обжалуемого отказа.
Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего административного дела не выяснено волеизъявление двух других собственников земельного участка, поскольку заявление в администрацию о заключении соглашения о перераспределение земельного участка с кадастровым номером № подано всеми собственниками: Даниловой И.В., Даниловой В.Т. и ФИО1 ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ и после его смерти наследником, принявшим наследство, является дочь Данилова А.А. Определением от 18 октября 2019 года суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Данилову В.Т. и Данилову А.А., и они были надлежащим образом извещены о судебном заседании по делу, возражения по административному иску не представили.
Поскольку предусмотренная положениями ст. ст. 218, 227 КАС РФ совокупность таких условий, как несоответствие закону оспариваемого отказа и нарушение законных прав и интересов административного истца в рассматриваемом споре, установлена, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные административным истцом требования.
Доводы апелляционной жалобы вышеуказанных обстоятельств не опровергают, ссылок на факты, способные повлиять на исход дела, не содержат.
Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Вместе с тем судебная коллегия в соответствии с п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ считает необходимым уточнить третий абзац резолютивной части решения Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2019 года, изложив его в следующей редакции:
«Обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики направить Даниловой Инне Валерьевне, Даниловой Венере Трофимовне, Даниловой Анне Андреевне подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для подписания.»
Руководствуясь ст. ст. 177, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Уточнить третий абзац резолютивной части решения Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2019 года, изложив его в следующей редакции:
«Обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики направить Даниловой Инне Валерьевне, Даниловой Венере Трофимовне, Даниловой Анне Андреевне подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для подписания.»
Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: П.Д. Иванов
И.Н. Орлова